Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:37, реферат
Реальных событий, несомненных вех подлинной жизни Платона сохранилось совсем не много. За ворохом мифов и преданий, копившихся сотни лет и сотни лет, подчас трудно проследить череду жизненных поворотов, определить ступени восхождения платоновской мысли, возмужание его характера. Основным в характере греческого мудреца предстает неуемное стремление к возвышенному идеалу, любовь к истине, жажда знания, горячая и упорная работа мысли. Как философ он ставил себе задачу, едва ли посильную для смертного, - «подняться от наблюдения того, что рождается, живет и умирает, к разумному исследованию того, что существует вечно».
Введение
Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Платоном вдохновлялись мудрецы античности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения. Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру.
Платон– великий мыслитель,
пронизывающий своими тончайшими духовными
нитями всю мировую философскую культуру;
он – предмет нескончаемых споров в истории
философии, искусства, науки и религии.
Платон был влюблен в философию: все философствование
этого мыслителя является выражением
его жизни, а его жизнь – выражением его
философии. Он не только философ, но и блестящий
мастер художественного слова, умеющий
затронуть тончайшие струны человеческой
души и, затронув их, настроить на гармоничный
лад.
Реальных событий, несомненных вех подлинной
жизни Платона сохранилось совсем не много.
За ворохом мифов и преданий, копившихся
сотни лет и сотни лет, подчас трудно проследить
череду жизненных поворотов, определить
ступени восхождения платоновской мысли,
возмужание его характера. Основным в
характере греческого мудреца предстает
неуемное стремление к возвышенному идеалу,
любовь к истине, жажда знания, горячая
и упорная работа мысли. Как философ он
ставил себе задачу, едва ли посильную
для смертного, - «подняться от наблюдения
того, что рождается, живет и умирает, к
разумному исследованию того, что существует
вечно».
Согласно Диогену Лаэртскому,
настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч.
Великий древнегреческий мыслитель родился
в 427 г. до н.э., «в восемьдесят восьмую Олимпиаду,
в архонство Аминия, еще при жизни Перикла,
в самое начало Пелопоннесской войны».
Его малой родиной стал остров Эгина в
Сароническом заливе, знаменитый храмом
Афины Афаий – « очистительницы от грехов»,
построенным в конце 6 в. до н.э. К моменту
рождения философа старинный соперник
столицы Аттики сдал свои позиции и на
острове образовалась афинская колония
клерухов, где у родителей появился участок
земли. Его отца звали Аристоном, мать
звали Периктионой. По традиции сына нарекли
Аристоклом в честь деда. Среди достославных
предков отцовская ветвь рода хранила
память о последнем басилевсе – царе Кодре,
национальном герое Аттики. Родственники
матери вспоминали о Солоне, легендарном
афинском законодателе, в подражание которому,
как считают, Платон написал «Государство»
и «Законы».
В молодые лета Аристокл получает «тщательное
и блестящее» образование, подобающее
детям влиятельных и аристократических
семей: чтение и письмо, грамматика и гимнастика,
математика и музыка. Способности ученика,
а равно и его успехи впечатляют. Юноша
дважды награждается венком чемпиона
Олимпийских и Немейских игр. Достижениями
отмечены и занятия науками и искусством.
Ученье продолжается, углубляясь, захватывая
все новые области, к любому источнику
знания относится со всей серьезностью.
В тоже время рождаются собственные отнюдь
не лишенные таланта поэтические строки
дифирамбов и эпиграмм. Не чужды ему лирика
и эпос. Все это поможет впоследствии в
психологически точной подаче действующих
лиц, в литературной отделке произведений,
как ранних (диалоги« Лахет», «Хармид»),
так и достаточно зрелых («Горгий», «Менон»).
Обнаруживается тяга к изобразительному
искусству, и Платон берет уроки у живописцев.
Опыт смешения красок вполне профессионально
воспроизводит в «Тимее».
Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Мир идей (эйдосов) существует вне времени
и пространства. В этом мире есть определенная
иерархия, на вершине которой стоит идея
Блага, из которой проистекают все остальные.
Благо тождественно абсолютной Красоте,
но в то же время это Начало всех начал и Творец
Вселенной.
Душа
человека представляется у Платона в образе
колесницы с всадником и двумя лошадьми,
белой и черной. Возница символизирует
разумное начало в человеке, а кони: белый —
благородные, высшие качества души, черный —
страсти, желания и инстинктивное начало.
Когда человек пребывает в ином мире, он (возница)
получает возможность вместе с богами
созерцать вечные истины. Когда же человек
вновь рождается в мире материальном, то знание
этих истин остается в его душе как воспоминание.
Поэтому, согласно философии Платона,
единственный для человека способ знать —
это припоминать, находить в вещах чувственного
мира «отблески» идей. Когда же человеку
удается увидеть следы идей — через красоту,
любовь или справедливые дела — то, по словам
Платона, крылья души, когда-то утерянные ею,
вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте,
о необходимости искать ее в природе, людях,
искусстве или прекрасно устроенных законах,
потому что, когда душа постепенно восходит
от созерцания красоты физической к красоте
наук и искусств, далее — к красоте нравов
и обычаев, — это наилучший способ для души
подняться по «золотой лестнице» к миру
идей.
Второй силой, не менее преобразующей человека
и способной поднять его до мира богов,
является Любовь.
И философия, и любовь дают возможность
рождения чего-то прекрасного: от создания
прекрасных вещей до прекрасных законов
и справедливых идей.
Учение о государстве, теория идей, этика
и гносеология — основные составляющие
платоновской философии, которые представлены
в его диалогах.
Литературная деятельность Платона продолжалась в течении полувека.
Платон – первый крупнейший философ, от которого до наших дней дошли все (или почти все) его сочинения. Учение, излагаемое в них, несвободно от противоречий. В некоторых из них излагается идеалистическое учение о бытие, получившее название теории «идей». Но есть среди сочинений Платона и такие, в которых эта теория совершенно отсутствует. Есть и такие, в которых сам Платон подвергает собственную теорию «идей» острой критике (например «Парменид»).
Удалось выделить четыре группы диалогов, начиная от ранних
«сократических», исследующих понятия этики, и кончая наиболее поздними, ряд которых замыкает «Законы».
К первой, «сократической», группе были отнесены «Апология Сократа»,
«Евтифрон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем», «Горгий».Во вторую, более позднюю, вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства». Третью составили остальные книги «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид». Наконец в четвертую, последнюю по времени, вошли «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы».
По форме и
достоинствам изложения
Другую часть
философских сочинений
которых диалогическая форма – лишь видимость. Эти диалоги – трактаты. В них исследуются труднейшие и отвлеченные проблемы диалектики. Значение их не в художественном воплощении философских воззрений, а в их диалектическом развитии и обосновании. Образцы таких диалогов – «Софист», «Филеб», «Парменид».
Наконец есть и такие диалоги, в которых перемежаются образ, миф и
отвлеченный анализ философских проблем. Возможно, что некоторые диалоги в первоначальной редакции были написаны в повествовательной форме и лишь впоследствии были переписаны в форме драматической.
В диалоге "Теэтет" Платон ставит вопрос о сущности знания- "Что такое знание?" и показывает, что это не ощущение. Чувственное знание не может быть подлинным знанием, так как последнее ничто без понимания, как, например, мы не понимаем иностранную речь хотя и слышим. Следовательно, подлинное знание - это такое знание которое постигается разумом, а в этом случае предметом такого знания выступают уже не вещи, а идеи в качестве сущего бытия.
Вопрос об идеях рассматривается Платоном в различных диалогах: "Гиппий Больший", "Федон", "Пир", "Филеб". Наиболее наглядно понимание Платоном "идеи" видно на примере рассмотрения понятия прекрасного. В указанных диалогах Платон выявляет понятие прекрасного на основе рассуждений, которые показывают, что понятие прекрасного не может просто соответствовать какому-либо эмпирическому виду прекрасного. Оно не может выступать в виде какой-либо части тела или в виде чего-либо другого.
Признаками определения прекрасного, по Платону, являются объективность, безотносительность, независимость от конкретных условий, связанных с пространством и временем.
"Идея" Платона резко отличается от всех чувственных вещей. Эти вещи постоянно изменяются, идея же, т.е. прекрасное само по себе, никогда не изменяется, всегда тождественна сама себе. Согласно Платону, окружающий нас материальный мир мы познаем чувствами, и он является производным от мира идей.
По Платону, отдельные вещи постигаются посредством чувств, разум же постигает не отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности - идеи, которые составляют основу вещей.
Реальные, т.е. по Платону, кажущиеся вещи, являются тенью, подобием идей, которые выступают своего рода образцами всех окружающих вещей. Ряд идей принадлежали к идеям высшего порядка, это идеи блага, истины, прекрасного, справедливого. Затем идут идеи, выражающие физические явления и процессы, к ним относятся огонь, покой, движение, цвет, звук.
Концепция идеи Платона обладает еще одной стороной. Для Платона идея выступает не только в онтологическом смысле как реальное бытие, но и как мысль о нем, понятие об этом бытии.
Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность ответить на вопрос о процессе познания и его сущности. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание - это познание, которое проникает в мир идей.
В теории познания Платона важную роль играет его концепция воспоминаний. По его мнению, душа припоминает идеи, которые она знала в тот период своего существования, когда она еще не соединилась с телом. В подтверждение своей теории воспоминании Платон в диалоге «Менон» приводит разговор Сократа с одним юношей который, до этого никогда не изучав математику, после правильно поставленных вопросов пришел к собственной формулировке теоремы Пифагора. Таким образом, в теории познания Платон четко различал знание и мнение это различение имело для него большое значение.
2.3.Учение «о душе».
Гносеологические и онтологические взгляды Платона тесно связаны с его пониманием души, которая для него нематериальна, она бессмертна и существует вечно. Душа обладает своей иерархией и подразделяется на разум, который наверху, на волю и благородные желания, и на влечения и чувственность. Платон первый в истории философии поставил вопрос об отношении духа к материи в явном виде и рассмотрел его с разных позиции. Он считал, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя.
А это не что иное как душа, ум. "Душа правит всем, что есть на небе на земле и на море с помощью своих собственных движении. Проблема души у Платона ставится также и в связи с воспитанием добродетели. Проблема воспитания души рассматривается в диалогах "Федон" "Пир" "Государство".
Душа состоит из трех начал - рассудительности, пыла, вожделения. Этим трем частям соответствуют ТРИ класса - стражи, воины, ремесленники, а каждому классу - своя добродетель: мудрость, мужество, воздержанность. Только правильное воспитание может и должно обеспечить справедливость в государстве и соответствие всех этих трех начал в душе. Если же между этими тремя частями будет происходить несоответствие, то возникнут несправедливость, несовершенное государственное устройство и загробное наказание.
Платону
свойственно широкое понимание
политики как «искусства, которое
правит всеми прочими и печется
как о законах, так и вообще
обо всех делах государства, правильно
сплетая все воедино». Политика у
Платона впитывает в себя весь
накопленный опыт практики государственного,
правового, социально-культурного и
нравственно-воспитательного
Самый важный диалог Платона
«Государство», состоящий из трех частей.
В первой части (до конца пятой книги) обсуждается
вопрос о построении идеального государства
– это самая ранняя из утопий. В этой части
результатом рассуждения является мысль,
состоящая в том, что правителями в идеальном
государстве должный являться философы.
Определению слова философ посвящена вторая часть – книги шестая и седьмая. В третьей части обсуждаются различного рода государственные устройства, их достоинства и недостатки. Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. В центре внимания философской проблематики Платона были не абстрактные натурфилософские положения о первоначалах природы, а проблемы человека.