Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:37, реферат
Реальных событий, несомненных вех подлинной жизни Платона сохранилось совсем не много. За ворохом мифов и преданий, копившихся сотни лет и сотни лет, подчас трудно проследить череду жизненных поворотов, определить ступени восхождения платоновской мысли, возмужание его характера. Основным в характере греческого мудреца предстает неуемное стремление к возвышенному идеалу, любовь к истине, жажда знания, горячая и упорная работа мысли. Как философ он ставил себе задачу, едва ли посильную для смертного, - «подняться от наблюдения того, что рождается, живет и умирает, к разумному исследованию того, что существует вечно».
Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных своих произведения - "Государство" и "Законы" К ним можно отнести также диалоги "Политик" и "Критон". Платон рисует идеальный тип государства, который существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип государства, который у него выражается в четырех формах: тимократии. олигархии, демократии, тирании. Тимократия -это форма правления, при которой власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению, при этом образ жизни становится роскошным. После тимократии следует олигархия, при которой власть принадлежит немногим, господствующим над большинством. Она находится в руках богатых, которые постепенно растрачивают свое имущество и превращаются в бедняков и совершенно бесполезных членов общества. Олигархия в своем развитии приводит к демократии, при которой власть находится в руках большинства, но при которой противоположность между богатыми и бедными еще больше обостряется. Демократия возникает как результат восстания бедняков против богатых, в результате которого богатые уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. За демократией следует тирания, являющаяся результатом вырождения демократии.
Согласно Платону, наличие чего-либо в излишней степени приводит к своей противоположности. Поэтому избыток свободы, как считает Платон, приводит к рабству, тирания рождается из демократии как высочайшей свободы. Сначала, при установлении тирании, тиран «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем».
В противовес всем отрицательным формам государства Платон выдвигает свой проект идеального государства, который явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть построено на принципе справедливости.
Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. Низший общественный разряд составляют производители - это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины - стражи и правители -философы. Низший общественный класс, по Платону, обладает и более низким нравственным характером.
Эти три сословия соответствуют трем частям души, которые упоминались ранее. Для правителей характерна разумная часть души, для воинов - воля и благородная страсть, для производителей - чувственность и влечения. Таким образом, нравственные качества воинов и правителей Платон ставит выше нравственных качеств производителей. Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. Идеальное, а тем самым благое государство обладает следующими четырьмя добродетелями, три из которых присущи трем сословиям общества соответственно, а именно: мудрость присуща правителям и философам, храбрость - воинам, стражам, умеренность - всему народу. Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы «каждый делал свое». Платон считает, что «многоделание», т.е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет
огромный ущерб государству. Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику.
Характерная
черта отрицательных типов
Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей.
2.4. Философия права.
Составляя единое этическое
целое, как и прежде, философ оставляет
мудрость на первом месте, но на второе
помещает уже не мужество, а умеренность
и на третье- справедливость; мужеству
он отводит последнее место. Умудренный
политическим опытом, афинский философ
предпочитает благоразумие и умеренность
мужеству, но едва ли он противопоставляет
идеальные требования действительности.
В поисках компромисса между ними Платон
по зрелым размышлениям приходит к признанию,
что наилучшая жизнь человека состоит
в верном сочетании духовного и чувственного.
Он соединяет разумное с эмоциональным,
при условии что разумное начало определят
меру и предел безграничному устремлению
к удовольствием. Разум вносит порядок
и закон в человеческие отношения, устанавливает
ту меру поведения, которая и есть реальное
высшие благо.
Знание, разум для него выше всего, они
«должны править всем». «Но в наше время,
- вынужден констатировать «умнейший из
греков», - этого не встретишь, разве что
только в малых размерах». Поэтому остается
принять то, что «после разума находится
на втором месте, - закон и порядок». Именно
то, что причастно порядку
и закону, производит всевозможные
блага в государстве.
Поздний Платон одобрят лишь ту власть,
которая «соединяется с разумением и рассудительностью»,
благодаря чему и «возникают наилучший
государственный строй и наилучшие законы».
Равным образом и проблема прочности государственных
порядков приобретает новые аспекты. Стабильность
государства определяется не только и
не столько властью, сколько законом и
законностью. Наилучшее средство против
возможных угроз государственности, откуда
бы они ни исходили, - справедливые законы.
В своих попытках дать философское обоснование
права мыслитель совсем не выступает сторонником
естественно-правовых идей в их традиционном
понимании, полагая их «бессмысленными»,
«ошибочными». Он не усматривает в природе
исходного источника права и справедливого
закона, поскольку в ней проявляется неравенство
людей от рождения и от нее проистекает
власть тех, кто «силой одержит верх».
Равным образом он не делает упора на божественное
происхождение права, задумываясь над
тем, что должно составлять его идеальную
сущность.
В таком «правовом» обществе «каждый человек
привлекает то одного, то другого для удовлетворения
той или иной потребности. Испытывая нужду
во многом, многие люди собираются воедино,
чтобы обитать сообща и оказывать друг
другу помощь: такое совместное поселение
получает у нас название государства».
Именно право без принудительной уравниловки,
«противной самой природе», дает возможность
справедливого выражения потребностей
общества как целого и такое распределение
ее, при котором «каждый отдельный человек
должен заниматься чем-нибудь одним из
того, что нужно государству, и притом
как раз тем, к чему по своим природным
задаткам более всего он способен».
Справедливость у Платона выступает обоснованием
и индивидуального законопослушного повеления,
причем средством его обеспечения определяется
не насилие, а требования нравственности
и убеждения.
Смирение, кротость, призыв «не говорить
и не делать ничего несправедливого ни
против людей, ни против богов», по Платону,
составляют сущность как
правовых, так и нравственных требований.
Последние сообщают спокойствие
душе во время жизни и перед
лицом смерти. Так, в рассуждениях
о нравственном - безнравственном, добре-
зле мыслитель использует не только философскую
логическую аргументацию, но и религиозно-мистические
доводы. Вера в богов внушает человеку
«справедливый страх, самое прекрасное
средство, - утверждает философ, - против
вселившейся в него совсем не прекрасной
отваги, - божественный страх, который
мы зовем совестливостью и стыдом».
Отвергая обвинения Платона в увлечении
мистицизмом религиозной риторикой, отметим,
что главное в его философии права - плодотворные
мысли, составляющее учение о справедливости
в праве. В нем право предстает единственным
средством способным избавить людей от
уравниловки, обеспечить такое равенство
людей в обществе, при котором частные
интересы не противоречили бы интересам
целого – государства, а государство обеспечивало
бы достаточную свободу, распределение
благ и пользование ими по достоинству.
Вполне естественно, Платон остается человеком
своего времени, когда в качестве главного
источника права и гаранта его справедливости
и соответствия высшему благу указывает
на бога или богов. Но божественное для
него отнюдь не «опиум для народа» и не
клубок предрассудков, а высшее идеальное
начало, вполне совместимое с непреходящими
социальными и духовными ценностями, накопленными
человечеством.
Отношение Платона к собственности
– это частный, хотя и важный вопрос.
Он определяется его общей мировоззренческой
платформой, в рамках которой философ
неоднократно высказывался за ограничение
если не свободы распоряжаться своим
имуществом, то его размеров. Исходным
пунктом его политических и государственно-правовых
воззрений является тезис о том,
что противоположность между
богатством и бедностью подрывает
общественное согласие, грозит государству
междоусобием и гибелью. Платон считает
необходимым принимать меры против
нищеты, ограничивать богатство. Более
того, Платон идет на то, чтобы наделить
государство правом конфисковывать
излишки, превышающие установленную законом
меру. Он не против богатства, но против
односторонней ориентации на него, против
признания за богатством права
везде и во всем творить
свою волю.
Наконец, Платон выдвигает непременным
требованием в семейных отношениях почитание
родителей. Он предусматривает самые серьезные
наказания тем, кто пренебрегает своим
сыновним долгом и эти санкции рассматривает
в качестве институтов другой важной отрасли
– уголовного права.
При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия в Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора — унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.
Согласно легенде, после первого же разговора с Сократом, П. сжег свою трагическую тетралогию, подготовленную для ближайших Дионисий. Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ которого он с таким пиететом рисовал впоследствии в своих диалогах. В 399 г. Сократ, приговоренный к смерти, закончил жизнь в афинском узилище. Платон, присутствовавший на процессе, не был с Сократом в его последние минуты.После его смерти он уехал из Афин и около двенадцати лет провел в путешествиях. Вернувшись на родину, Платон основал научную школу-Академию.
Платон организовывает школу примерно в 387 г. до н. э. Свое имя школа получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы. По-видимому, школа Платона — созданный частный кружок единомышленников, составивших своего рода неофициальный политический клуб. Доступ в школу был открыт для всех. Лишь Сократ и Платон среди афинских философов выступали за образование женщин. В Академии Платона обучались и представительницы
прекрасного пола и их образование поощрялось. Основную часть учениц Академии составляли иностранки, которые, ввиду строжайшего закона, запрещающего женщинам появляться в публичных местах, приходили на лекции, переодевшись в мужской костюм. Самой известной представительницей платоновской Академии стала Аксиопея . Она добилась существенных успехов в физике и натурфилософии.
Это была первая в истории
человечества подлинно научная школа.
Платон особенно большое внимание уделял
задачам на построение. Предание говорит,
что при входе в свою академию,
которая размещалась в
Академия просуществовала до 329г. до н.э.- даты ее закрытия христианским императором Юстинианом, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.
Заключение
Многогранно творчество древнегреческого
мыслителя – поистине широк Платон. Оно
не только распространяется на собственно
философию, но и охватывает этику и эстетику,
психологию и педагогику, экономику, математику,
литературу и другие области знания. Едва
ли кто-нибудь будет всерьез отрицать,
что одной из центральных в его воззрениях
остается государственно-правовая, политическая
тематика.
Философия Платона столь богата идеями,
виртуозно, художественно-диалектически
изложенными, что изучение его произведений
– это настоящая школа мысли вплоть до
сегодняшнего дня.
Платоном вдохновлялись мудрецы античности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения. Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру.
Список литературы
1. Звиревич В.Т. Философия древнего
мира и средних веков: Учебное пособие
по курсу истории философии. – Екатеринбург;
Деловая книга; М.: Академический проект,
2002
2. Платон. Государство. Законы. Политика./Предисл.
Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1998
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.:
Гардарики, 2000
4. Философия права: Учебник/ О.Г.Данильян,
Л.Д. Байрачная и др. – М.: Изд-во Эксмо,
2005
5. Философия: Учебник/ Под ред. А.Ф. Зотова
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический
проект; Трикста, 2004
Российский
государственный торгово-
Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг
«Философские взгляды Платона»
Мешкова Марина, группа РГБ-36 Д