Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:21, реферат
Целью данного реферата является исследование судьбы и основных философских взглядов П.Я. Чаадаева. Для наиболее полного раскрытия темы и достижения цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с биографией П.Я. Чаадаева;
- рассмотреть особенности его основных философских воззрений;
- выявить характерные особенности его взглядов на судьбу России.
Введение………………………………………………………….……3
Глава 1. Личность П.Я. Чаадаева…………………………………….4
§1.Биография Чаадаева……………………………….........................4
§2. Чаадаев глазами современников………………………………....6
Глава 2. Учения Чаадаева………………………………………….…7
§1. Учение Чаадаева о бытии…………………………………….…..7
§2. Гносеология Чаадаева…………………………….........................9
Глава 3. Взгляды и воззрения Чаадаева……………..........................10
§1. Исторические воззрения Чаадаева…………………………...….10
§2. Взгляды Чаадаева на религию………………………………...…11
Заключение………………………………………………………...….13
Список использованной литературы………………………………...14
Министерство образования и науки РФ
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика
М.Ф. Решетнева
Кафедра философии и социальных наук
Реферат
Философские взгляды П.Я. Чаадаева
Выполнил:
студент гр. БАЭ 13-01
Булыгин М. С.
Проверила: Кандидат философских наук Лысенко И. С.
г.Красноярск
2014г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Личность П.Я. Чаадаева…………………………………….4
§1.Биография Чаадаева………………………………..........
§2. Чаадаев глазами современников………………………………....6
Глава 2. Учения Чаадаева………………………………………….…7
§1. Учение Чаадаева о бытии…………………………………….…..7
§2. Гносеология Чаадаева……………………………...........
Глава 3. Взгляды и воззрения Чаадаева…………….................
§1. Исторические воззрения Чаадаева…………………………...….10
§2. Взгляды Чаадаева на религию………………………………...…11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………...14
Введение.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856) - крупнейший русский мыслитель, автор оригинального философского трактата, в котором соединились глубокие философские размышления и резкая критика отсталости России. Свой философский трактат, который П. Я. Чаадаев назвал "Философические письма", он создал в период 1829 -1831 гг. Это сочинение является главным трудом его жизни. Значение Чаадаева в истории русской общественной мысли определено, главным образом, воздействием именно этого сочинения, особенно первого письма, единственно прижизненно опубликованного из написанных восьми. Кроме этого творческое наследие Чаадаева представлено также многочисленными статьями и письмами.
Необходимо начать с характеристик, данных Чаадаеву его современниками, чьи высказывания интересны сами по себе уже тем, что принадлежат перу выдающихся представителей общественной мысли XIX в.
Целью данного реферата является исследование судьбы и основных философских взглядов П.Я. Чаадаева. Для наиболее полного раскрытия темы и достижения цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с биографией П.Я. Чаадаева;
- рассмотреть особенности его
основных философских
- выявить характерные
Оригинальные философские воззрения Чаадаева обуславливают актуальность данной темы, особенный интерес представляют оригинальные воззрения относительно России, ее прошлого, настоящего и будущего.
Глава 1. Личность П.Я. Чаадаева
§1. Биография Чаадаева.
Петр Яковлевич Чаадаев рано лишившись родителей, он вместе с братом Михаилом остался на руках тетки, кн. А. М. Щербатовой (дочери известного нам историка и писателя XVIII века), которая вместе со своим братом, князем Щербатовым дала обоим мальчикам тщательное воспитание. В 1809-м году Чаадаев поступил в Московский Университет, в 1812-м году поступил в военную службу, принимал участие в войне с Наполеоном. В 1816-м году познакомился с Пушкиным (тогда еще лицеистом) и стал, до конца его жизни, одним из самых близких его друзей. Чаадаев принадлежал к родовой знати России. Его дед по материнской линии - князь М. М. Щербатов, автор памфлета «О повреждении нравов в России», консервативной утопии «Путешествие в Землю Офирскую» и диалога «О бессмертии души».
Получив превосходное домашнее образование (в качестве учителей приглашались даже профессора университета), Чаадаев развивался чрезвычайно быстро, рано обнаружив прямой и твердый характер, чрезвычайное чувство своего достоинства. В начале 1821-го года Чаадаев бросил военную службу, - о чем существует тоже несколько легендарных рассказов, до конца еще не выясненных в их реальном основании. В годы до 1823-го у Чаадаева произошел первый духовный кризис - в сторону религиозную. Чаадаев, и до того времени много читавший, увлекся в это время мистической литературой; особенное влияние имели на него сочинения Юнга Штиллинга.
Здоровье его пошатнулось вследствие чрезвычайной духовной напряженности, и ему пришлось уехать за границу для поправления здоровья, где он оставался до 1826-го года (что его спасло от гибели, так как он был чрезвычайно близок с самыми видными декабристами). По возвращении из-за границы Чаадаев был арестован, но вскоре освобожден и смог вернуться в Москву, где он пережил второй кризис - на несколько лет он сделался совершенным затворником, весь уйдя в очень сложную мыслительную работу. В эти годы (до 1830-го года) полнейшего уединения у Чаадаева сложилось все его философское и религиозное мировоззрение, нашедшее (в 1829-м году) свое выражение в ряде этюдов, написанных в форме писем, - с вымышленным адресатом. Раньше предполагали, что письма были написаны некоей госпоже Пановой, теперь доказано, что она вовсе не была адресатом. Чаадаев просто избрал эпистолярную форму для изложения своих взглядов, - что было тогда довольно обычно. Письма эти долго ходили по рукам, пока один предприимчивый журналист (Н. И. Надеждин), бывший редактором журнала "Телескоп", не напечатал одного из писем. Это было в 1836-м году; письмо было напечатано не по инициативе Чаадаева, хотя и с его согласия. Письмо произвело впечатление разорвавшейся бомбы - суровые, беспощадные суждения Чаадаева о России, мрачный пессимизм в оценке ее исторической судьбы поразили всех. Хотя письмо давно ходило по рукам, но тогда оно вовсе не вызвало такой реакции; когда же оно было напечатано, это произвело впечатление "выстрела, раздавшегося в темную ночь" (Герцен). Небольшая группа радикальной молодежи (как Герцен) была, можно сказать, воодушевлена смелостью обличении Чаадаева, была взволнована силой и величавой грозностью их, - но огромная масса русского общества восприняла письмо иначе. Даже либеральные круги были шокированы, в консервативных же кругах царило крайнее негодование Правительство, как уже мы упоминали, немедленно закрыло журнал, редактора выслали из Москвы, цензора отставили от должности, - сам же Чаадаев, как он позже сам говорил, "дешево отделался", - он был официально объявлен сошедшим с ума. Каждый день к нему являлся доктор для освидетельствования; он считался под домашним арестом, имел право лишь раз в день выходить на прогулку... Через полтора года все стеснения были отменены (под условием, чтобы он "не смел ничего писать"). Чаадаев до конца жизни оставался в Москве, принимал самое деятельное участие во всех идеологических собраниях в Москве, которые собирали самых замечательных людей того времени (Хомяков, Киреевский, Герцен, К. Аксаков, Самарин, Грановский и др.).Во время Отечественной войны 1812 г. - в действующей армии. Он участник Бородинского сражения, сражения под Кульмом. Еще до войны, интересуясь философскими проблемами, Чаадаев, блестящий гусарский офицер, был занят поисками истинного миропонимания. Он вступает в масонскую ложу «Соединенных друзей», становится даже «мастером», но разочаровывается в масонстве и в 1821 г. покидает это тайное общество. В том же году Чаадаев дает согласие И. Д. Якушкину вступить в другое тайной общество - декабристское общество «Союз благоденствия».
§2. Чаадаев глазами современников.
Чаадаев - ключевая фигура русской общественной жизни 30-х годов. Первое "Философическое письмо", которое было опубликовано в 1836 г. в московском журнале "Телескоп", по отзыву Герцена, "потрясло всю мыслящую Россию". Ротмистр в отставке, Чаадаев был безупречно храбр: он обладал и храбростью солдата, и отвагой мыслителя. Чаадаев был зачинателем идейных споров и их непременным участником в течение более четверти века. После его смерти А. С. Хомяков, неуступчивый чаадаевский оппонент, дал исторически точную оценку места Чаадаева в русском обществе: "Почти все мы знали Чаадаева, многие его любили и, может быть, никому не был он так дорог, как тем, которые считались его противниками. Просвещенный ум, художественные чувства, благородное сердце - таковы те качества, которые всех к нему привлекали. Но в такое время, когда, по-видимому, мысль погружалась в тяжкий и невольный сон, он особенно был дорог тем, что он и сам бодрствовал и других пробуждал, - тем что в сгущавшемся сумраке того времени он не давал потухать лампаде и играл в ту игру, которая известна под именем "жив курилка". Еще более дорог он был друзьям своим какою-то постоянною печалью, которою сопровождалась бодрость его живого ума".
В Москве 1830-х годов Чаадаева привыкли видеть рядом с Михаилом Орловым. "Первые лишние люди, с которыми я встретился", - писал о них Герцен. Высказывание острое, но неверное. Ветераны 1812 года, победители Наполеона, Орлов и Чаадаев служили примером "юной Москве", их непримиримая оппозиция николаевской эпохе была непростым общественным делом. До конца дней они выступали против "разнузданного патриотизма" (слова Чаадаева). В печальные для России месяцы Крымской войны Чаадаев немногими афоризмами изложил полный достоинства символ веры. Он как бы подводил итог своему общественному служению: "Слава богу, я ни стихами, ни прозой не содействовал совращению своего отечества с верного пути. - Слава богу, я не произнес ни одного слова, которое могло бы ввести в заблуждение общественное мнение. - Слава богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных.- Слава богу, я не заблуждался относительно нравственных и материальных ресурсов своей страны. - Слава богу, я не принимал отвлеченных систем и теорий за благо своей родины.- Слава богу, успехи в салонах и в кружках я не ставил выше того, что считал истинным благом своего отечества. - Слава богу, я не мирился с предрассудками и суеверием, дабы сохранить блага общественного положения - плода невежественного пристрастия к нескольким модным идеям".
У себя дома на Новой Басманной, где он принимал по понедельникам, в литературных салонах Елагиной и Свербеевых, в московских гостиных Чаадаев неизменно был, по словам Вяземского, "преподавателем с подвижной кафедры", проповедником "новых идей", которые он облекал в безупречно-изысканную форму.
Глава 2. Учения Чаадаева
§1. Учение Чаадаева о бытии
Чтобы наглядно представить себе основные идеи философской системы Чаадаева, обратимся сначала к его учению о бытии.
По мнению Чаадаева мир есть результат, творческий продукт "идей", "бога". Понятие бога у Чаадаева не тривиально богословское. С одной стороны, бог - это не "личность", а безграничные творческие силы, "разум", "духовная сушность вселенной", высшее мировое сознание, которое он выдавал за первоначало и первопричину всего сущего, за силу, стоящую над реальным миром. С другой стороны, бог - "субъект" в толковании его сущности христианской догматики.
Уместно отметить, что в своих философских размышлениях Чаадаев под богом постоянно имел в виду идеальное первоначало мира, "идею", "высший разум" и тому подобное. Однако, когда он излагал вопросы религии - в его понятии бог - христианская мифологическая личность.
Бытие, считал Чаадаев, является порождением бога, его производным. Он различал три формы бытия: материальное бытие или бытие природы; историческое бытие людей, или социальное бытие; духовное бытие. Последняя форма бытия предшествует первым, и фактически является их субстанциальным началом и ближайшей причиной. Духовное бытие - сила активная, ее значение у Чаадаева часто отождествляется с понятием абсолютного закона. В духовном бытие он видит единство мира.
Здесь легко прослеживается близость Чаадаева к объективному идеализму Гегеля, на что указывали не раз многие историки русской философии. Сам же Чаадаев неоднократно подчеркивал свою враждебность к гегелевской философии и свои симпатии к философии Платона и раннего Шеллинга.
Предпочтение, которое он отдавал Платону и Шеллингу по сравнению с Гегелем, недостаточно считать недоразумением. Оно свидетельствует о явном недопонимании Чаадаевым всего аспекта истории объективно идеалистической философии, всей "линии Платона".
Итак, духовное бытие является, по Чаадаеву, порождением идей бога. Оно доминирует над бытием материальным, вещественным. Духовное бытие, хотя и воздействует на бытие природы, в котором раскрывается всеобъемлющая сила, "высший разум", все же они сливаются воедино лишь в историческом и социальном бытии: разум и человек не чужды друг другу, поскольку лишь люди, в отличие от животных, способны мыслить.
§2. Гносеология Чаадаева
Взгляды Чаадаева на познание человеком окружающего мира наиболее ярко выражены в "Отрывках" 1829-1831 годов и в "Философических письмах". Отдельные высказывания по вопросам гносеологии встречаются в "Апологии сумасшедшего", а также в статьях и переписке.
Большую роль в познании Чаадаев отводил разуму, мышлению. Наука, утверждал он, немыслима без обобщений, теории, без философии. Рациональное и эмпирические в "обычном" познании должны идти вместе.
Он писал, что в нашем познании мы пользуемся мировым разумом. Считал единичное сознание человека ограниченным в возможностях всесторонне исследовать сущность бытия. Чаадаев указывал на столкновение сознаний как на средство углубления познания истины. Именно это столкновение сознаний ведет к "рассеиванию" и "скрещиванию" мыслей, т.е. составляет тот процесс, который порождает, по мнению Чаадаева, "общее сознание".
Таким образом, идеи Чаадаева: "мысль человека есть мысль рода человеческого", "сознание человека - продукт общественного разумения" - были не лишены противоречивости, двойственности.
В прямой связи с этими идеями Чаадаева находилась его попытка определить особенности национальных сознаний народов Запада и Востока. Он считал нацию неким совокупным индивидом и потому полагал, что кроме особенностей индивидуального разума свои отличительные черты имеет дух национальный: в Англии - одна действенная является наружу, а "мысль рассудка, мысль спокойная хранится в святилище связей семейных или во внутренности души"; в Германии - "плавают на Океане отвлечений"; на Востоке - в Китае и в Индии "смешивают воображение с рассудком". Особенностью сознания русских, по мнению Чаадаева, всегда являлось предпочтение чувствам по сравнению со строгим мышлением, часто угадывание, а не изучение, прерывность вместо постепенности, отсутствие "живых традиций". В этих свойствах русского сознания он видел и недостатки дворянства.
Глава 3. Исторические и религиозные взгляды Чаадаева.
§1. Исторические воззрения Чаадаева
Самый большой резонанс как среди современников, так и среди потомков вызвали после опубликования первого "Философического письма" в "Телескопе" взгляды Чаадаева на историю. У всех на устах были его слова: "...мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Давняя связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия". И далее он продолжает: "Я должен был показаться вам желчным в отзывах о родине: однако же, я сказал только правду и даже еще не всю правду. Притом, христианское сознание не терпит никакого ослепления, и менее всех других предрассудка национального, так как он более всего разделяет людей".