Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:21, реферат
Целью данного реферата является исследование судьбы и основных философских взглядов П.Я. Чаадаева. Для наиболее полного раскрытия темы и достижения цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с биографией П.Я. Чаадаева;
- рассмотреть особенности его основных философских воззрений;
- выявить характерные особенности его взглядов на судьбу России.
Введение………………………………………………………….……3
Глава 1. Личность П.Я. Чаадаева…………………………………….4
§1.Биография Чаадаева……………………………….........................4
§2. Чаадаев глазами современников………………………………....6
Глава 2. Учения Чаадаева………………………………………….…7
§1. Учение Чаадаева о бытии…………………………………….…..7
§2. Гносеология Чаадаева…………………………….........................9
Глава 3. Взгляды и воззрения Чаадаева……………..........................10
§1. Исторические воззрения Чаадаева…………………………...….10
§2. Взгляды Чаадаева на религию………………………………...…11
Заключение………………………………………………………...….13
Список использованной литературы………………………………...14
Осмысление исторического пути Чаадаевым, предназначения России - в столь непривычной форме - произвели шоковое впечатление на современников. Россия была впервые осмыслена у Чаадаева в категориях новейшей европейской историософии. И вот здесь-то Чаадаев увидел парадоксальные вещи: весь путь России не укладывался в философские модели - одни факты противоречили другим, отсутствовало все то, что историк обнаруживал в жизни европейских стран. Хаос, неорганизованный мир, детские подражания Западу, не затрагивающие реальных рычагов жизни, - таков путь России, нарисованный Чаадаевым. Если история Запада - это история одной семьи, то смертный грех русской истории заключен в отвержении принципа единства.
Эта концепция не оставляет равнодушными и наших современников. Так, история каждого народа, считает Цимбаев Н. И., которому выпало играть мировую роль, не только поучительна, но и исключительна, а путь, им пройденный, не может быть определен иначе, как "свой" или "особенный". Чаадаевское "исключение" и "российская исключительность" не синонимичны, и не многое можно добавить к старой пушкинской критике: "...ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал".
§2. Взгляды Чаадаева на религию
Хотелось более подробно остановиться на религиозном аспекте его философии, который является составной частью взглядов Чаадаева на бытие и историю. Но оригинальность его концепции по этому вопросу достойна отдельного упоминания.
Философские взгляды Чаадаева испытывали сильнейшее влияние идей французской католической философии. Лишь с возникновением христианского общества начинается, как пишет Чаадаев, истинный путь истории. Видя смысл христианства в единстве, Чаадаев должен был теоретически признать истинной религией католичество. Символом этого единства является папа. Институт папства для Чаадаева не подлежит сомнению, именно здесь он видит несколько благодетельных для Европы элементов. Во-первых, устойчивость западного мира ставится им в прямую зависимость от непрерывности передачи истины в ряду сменяющих друг друга первосвященников. Во-вторых, как полагал Чаадаев, разделение светской и духовной власти в странах Европы имело большой социально организующий смысл: с одной стороны, двуполярность общества давала большую духовную независимость, а с другой - определила активную социальную роль католичества.
Тем не менее, сам Чаадаев занимал сложную личную позицию в отношении к католичеству. Для него католическая религия, основанная на единстве, есть истинная религия, однако ради этого принципа единства не нужно обнаруживать своих убеждений открыто, перед лицом общественности. Не желал он и проповеди католицизма в России, так как полагал, что ближайшей задачей его родины является "оживление" веры вообще. По его мнению, именно вера должна стать средоточием всей жизни, ибо конечной и идеальной целью для Чаадаева было слияние православия со "старым христианством", т.е. с католичеством.
Заключение.
По исходным позициям своих философских взглядов Чаадаев - объективный идеалист. Он называл себя "христианским философом", был увлечен идеями католицизма. В русской общественной мысли Чаадаев был первым, кто высказал положение об "отсталости" России, причины которой он усматривал во влиянии православия, унаследованного от "жалкой, глубоко презираемой" европейскими народами Византии.
Любовь к Отечеству для него – далеко не одно и то же, что любовь к царствующему дому и "публике", погрязшей в прихотях и похотях. В период расцвета творческих сил мыслителя укрепилась его вера в светлый идеал такого общественного устройства и такого пути развития, при котором все народы обретут просвещение и свободу.
Список использованной литературы:
1. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991.
2. Ермичев Л.А. Ладья у подножия креста. О проблеме разума у П.Я. Чаадаева // Вопросы философии. – 2000. – № 12.
3. Новикова Л., Сиземская И. Парадигма русской философии истории // Свободная мысль – 1995. – № 5.
4. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранных писем: В 2 т. – М.: Наука, 1991.
5. История философии: Учеб. для вузов / В.П. Кохановский (ред.), В.П. Яковлев (ред.). -- Ростов н/Д : Феникс, 1999. -- 573с.
6. Лосский Николай Онуфриевич. История русской философии. -- М. : Академический Проект, 2007. -- 551с.