Философские взгляды П.Я. Чаадаева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) занимает в истории русской философии особое место. Год рождения Петра Яковлевича точно неизвестен. Лонгинов говорит, что он родился 27 мая 1793 г., Жихарев считает годом его рождения 1796-й, Свербеев неопределенно относит его к «первым годам последнего десятилетия XVIII века». Чаадаев родился в старинной зажиточной дворянской семье, принадлежал к родовой знати России. Его дед по материнской линии - князь М. М. Щербатов, автор памфлета «О повреждении нравов в России», консервативной утопии «Путешествие в Землю Офирскую» и диалога «О бессмертии души». Рано остался сиротой.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.01 Кб (Скачать файл)

Обращает внимание П.Я. Чаадаев  и на противоречивый характер бытия  человека, поскольку бытием человека управляют два вида законов. Как  живое телесное существо человек  подчиняется закону самосохранения, требующего только личного, эгоистического блага, в чем он (человек) и видит  свою свободу. «Действие этого закона видимо и жутко, почитается эгоистическое  самоутверждение свободой, человек  всякий раз потрясает все мироздание и так движется история».Земная свобода  – есть свобода «дикого осленка», подчеркивает П.Я. Чаадаев. Это –  негативная свобода.

Другим законом бытия человека, стороной необходимости, по Чаадаеву, является Закон Божественного Разума, в котором содержится истина и  добро. Он (Божественный Разум) и проявляется, и действует как истина и добро, приобретая свойство Провидения. Поэтому  свобода бытия человека приобретает  подлинный характер тогда, когда  есть «непрерывное внешнее воздействие  на разум человека» Бога, которого человек не замечает. Бог наставляет человека на путь истинной свободы, которая  и заключается в соединении свободы  и добра. Как справедливо замечает Л.А. Ермичев, Чаадаев хочет вогнать  свободу в рамки добра. Он боится свободы без добра потому, «что она всякий раз потрясает все  мироздание, во-первых, во-вторых, такая  свобода заводит в тупик. Она  движется по замкнутому кругу».

Поэтому человек и в своем  бытии и в истории, по мнению Чаадаева, сталкивается не столько с противоречием  свободы и необходимости, сколько  с противоречием свободы и  добра, а стремление к последнему и должно стать необходимостью.

П.Я. Чаадаев придерживается провиденциалистской  концепции мировой истории человечества: смысл истории определяется Божественным разумом (все видящим) и Божественной волей (все предписывающей), властвующей  в веках и ведущей человеческий род к конечным целям. Хотя «Откровение» лежит в основе истории, субъектом истории является человечество или отдельный народ. Чаадаев в связи с этим отводит особое место и особую роль России в мировой человеческой истории.

С одной стороны, Россия «не принадлежит  … ни к Западу, ни к Востоку, не имеет традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное  воспитание человеческого рода на нас  не распространилось». С другой стороны, «Россия призвана к необъятному  умственному делу: ее задача дать в  свое время разрешение всем вопросам и возбуждающим споры в Европе». Она должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей человечества, стать примером для  нравственного совершенствования  человечества. Ее миссия – преодолеть человеческий эгоизм, который «завоевал» Европу. Единственным недостатком России для выполнения такой мессианской  роли является отсутствие свободы, республики и наличия крепостного права, считал П.Я. Чаадаев.

Из философии П.Я. Чаадаева в  русской философии «выросли»  два течения, два направления. «Славянофилы», которые восприняли идеи Чаадаева о  «вере и соборности русского народа». Западники встали под знамя «разума», проповедуемого Чаадаевым. Оба течения  в русской философии возникли практически одновременно и конкурировали  вплоть до конца XIX – начала ХХ веков.

Творчество П.Я.Чаадаева – яркое и глубокое явление  в истории русской общественной мысли Х1Х века. Мыслитель, разработав оригинальную религиозно-философскую  концепцию, определил дальнейшие пути развития национального философско-религиозного самосознания и все последующее  развитие религиозно-философской, исторической и антропологической мысли России. Чаадаев изложил свою религиозно-философскую  систему в 8–ми «Философических  письмах». Система Чаадаева представляет собой следующее: «как мировоззрение, она подразделяется на теоретическую  и практическую философию. Теоретическая  философия у Чаадаева, в свою очередь, делится на теорию познания и теорию бытия. Далее, практическая или социальная философия подразделяется на этику, философию религии, философию истории, философию права. Теория познания состоит из логики и методологии, а теория бытия или онтология – натурфилософии и философии духа». Особенно привлекает Чаадаева социальная философия. Здесь на первое место выступает философия истории как теория мирового исторического процесса и как концепция исторического развития России.

Социальная философия развивает  идеи, которые помогают объективно увидеть уровень развития общества и личности на определенном этапе  развития какой-либо страны, а так  же они помогают развиваться обществу на основе христианских идеалов. Но социальная или практическая философия зависима от развития как теоретической философии, так и религиозной, потому что  без их метода познания, понимания  и трансформации реальности, она  бессильна. И теоретическая, и религиозная  философия дают социальной философии  понимание высшего смысла бытия  и познания человека и показывают ей истинное направление развития всего  человечества. Оригинальность философской  системы Чаадаева заключается в  том, что он обращает внимание на такие  элементы системы, как логика и методология, философия религии, философия истории, антропология, этика. Философ сам  говорит о том, что «мы не собираемся здесь исследовать философию  во всем её объёме; задача наша скромнее: раскрыть не то, что содержится в  философии, а скорее то, чего в ней  нет». 

П.Я. Чаадаев создавал свою философскую  концепцию в очень нелегкое время  для общества. При изучении творчества П.Я. Чаадаева именно религиозные и  антропологические представления  русского философа помогают исследователям понять путь развития его идей. Как  пишет известный исследователь  П.Я.Чаадаева З.А.Каменский: « Мы пришли к выводу, что религия в системе  его идей есть не столько «облачение», сколько существенная ее сторона, а  по его субъективному убеждению  – даже и подлинная истина системы». Философия человека Чаадаева является важным моментом развития европейской  философской антропологии. В своих  философско- антропологических исследованиях Чаадаев опирался на идеи как западно-европейских, так и русских мыслителей. По мнению «басманного философа», христианский философ, который находится у истоков философии истории России, создан Богом по своему образу и подобию, и не может не пытаться постичь явления и процессы как прошлого своего народа, так и настоящего; не видеть предначертаний Высшего Сознания в жизненных реалиях и исторических личностях и не осознавать свою связь с Творцом. По этому поводу Н.А.Бердяев писал, огромная заслуга христианства в том, что оно поставило человека, как духовное существо, в центре мироздания, освободив его от власти природы, так как «антропоцентрическое чувство бытия древнему человеку было чуждо. Он чувствовал себя неразрывной частью природы», то есть можно сделать вывод, что религиозная философия является важнейшим и единственным средством познания судьбы человечества и конкретного человека, а так же способом постижения духовного мира человека. Со времен Илариона Киевского (1049 г.), когда в его «Слове о законе и благодати» прозвучал мотив нравственной оценки человека, в данном случае князя Владимира, и «Молении» Даниила Заточника (ХП - ХШ) – послании от человека к человеку, - уже явно прослеживался интерес к человеку вне сословной принадлежности, должности или богатства и очевидно появление проблемы человека как индивидуальности, стремящейся напрямую, без религиозных посредников, обратиться к Богу. 

Так же Чаадаев использовал антропологические  идеи великого древнегреческого философа Платона и, прежде всего, его размышления  о структуре души человека. Антропологические  тенденции греческой философии  получили творческое развитие в философской  мысли стоиков, причем в центре внимания стоиков оказалось душевно-духовное пространство личности. Мыслитель с  большим интересом изучал философов  Стои и творчески продолжил развитие их идей. С его точки зрения, уже  в эллинистическую эпоху глубокие изменения, как общекультурного, так  и философского горизонта выявили  проблему человека и привели к  формированию антропологического понятия духовности. Исключительное внимание уделил Чаадаев философско-антропологическому наследию ранних христианских мыслителей и прежде всего виднейших представителей патристики: Василия Великого, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста. В понимании человека П.Я.Чаадаев следует христианской антропологии, для которой характерны определения человека как разумного творения Бога, созданного по образу его творца; творения, получившего повеление стать Богом (Григорий Богослов).

В антропологических идеях Нового Времени, Чаадаеву импонировали соображения  Декарта, Паскаля и Спинозы, которые  были не только великими философами, но и великими учеными. Изучая мировоззрение  этих философов-ученых, Чаадаев увидел, что проблемы человека можно решать с позиций религиозной философии, а попытки французских просветителей-энциклопедистов  анализировать проблему человека вне  религиозного контекста решительно отверг. 

Безусловное влияние на появление  и развитие философско-антропологических  взглядов философа оказало творчество российских представителей Просвещения: Д.С.Аничкова, И.М.Кандорского, М.В.Данилова, В.Т.Золотницкого, В.А.Левшина, А.Н.Радищева, М.М.Щербатова. Очень похоже, что  концепция исторического развития России после Петра 1, которую разработал Чаадаев, сходна с концепцией «повреждения нравов в России», которую, в свое время, написал его дед, виднейший  русский философ и историк  князь М.М.Щербатов. Роль деда, несмотря на то, что Чаадаев нигде не ссылается  на него, явно немаловажна, так как  об этом свидетельствует социально  ориентированная философская антропология мыслителя. Для Чаадаева, так же как  и для Щербатова, социально-политическое отношение к человеку часто оказывается  важнее, чем метафизическое. Явно прослеживается связь в понимании Бога и закона двух философов. Мышление деда право-политическими  категориями приводит его к представлению  о Боге как о творце и строжайшем контролере исполнения Закона, который  для Щербатова не предопределение, которое невозможно нарушить, но скорее правовой абсолют, наказывающий за нарушение основных своих положений, но не принуждающий их исполнять. Для Чаадаева же его Божественный закон представляет собой универсальный «закон нашей солнечной системы», который проявляется во всей вселенной и вечно существующий в Божественном разуме. Похоже отношение Чаадаева и Щербатова к Священному Писанию. Священное Писание для них не безусловно, его можно подвергать рациональному исследованию. Щербатов пишет: «Строение Божие так сие расположило, что и самый простой человек, который восхищен токмо размыслить с некоторым знанием, всю нужную вероятность в сем обрящет». Чаадаев в письме к кн. Мещерской С.С. пишет, что не может принять всего, что находится в Писании одинаково важным. По его мнению, мысль, которую вложил в сердца людей Святой Дух, они могли передать только человеческим языком, далеким от совершенства. По Чаадаеву, наиболее верный путь постижения сути Священного Писания – это «путь хорошо дисциплинированного разума, руководимого ясной верою и свободного от всякого корыстного чувства». Серьезно отнесся Чаадаев и к произведению А.Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» и обратил самое пристальное внимание на необходимость философского осмысления проблемы человека с позиций основных философских направлений – материализма и идеализма.

Философско-антропологические идеи Чаадаева оказали заметное влияние  на развитие отечественной антропологической  традиции. Это влияние испытали в  середине Х1Х века как «западники», так и «славянофилы». Оно без  труда просматривается в размышлениях А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, так же как и в раздумьях А.И.Герцена, В.Г.Белинского, М.А.Бакунина. Антропологическая  компонента философско-исторических воззрений  Чаадаева была усвоена и переосмыслена  виднейшими русскими мыслителями второй половины Х1Х и начала ХХ веков  – Н.Г.Чернышевским, Н.Н.Страховым, Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым, В.С.Соловьевым, Н.А.Бердяевым, Л.П. Карсавиным. На рубеже Х1Х – ХХ вв. русская философская и общественная мысль, усвоив философско-антропологические идеи Чаадаева, предложила новые пути постижения человека, соотносимые с западно-европейскими философско - антропологическими концепциями. После катастрофических событий 1914 – 1917 – 1922 гг., вызвавших крушение царской России и приведших к новому направлению её социально-культурной истории, начался и новый этап в изучении творчества П.Я.Чаадаева

Обычно при изложении учения Чаадаева на первое место выдвигают  его мучительные раздумья по поводу места и роли России в мировом  историческом процессе, отражённые в  первом «Философическом письме», но дело в том, что его взгляд на Россию совсем не стоит в центре его учения, наоборот, скорее является логическим выводом из общих его идей в  философии христианства. Именно проблема человека является одной из важнейших  проблем религиозной философии  Чаадаева. В решении этой проблемы отразились размышления русского философа о логике исторического развития человечества, взаимоотношениях России и Европы, о месте и роли человека в общественной жизни, размышления, непосредственно инициированные драматическими событиями европейской и русской  истории – наполеоновскими войнами, революционными событиями в Западной Европе в начале 20-х гг. Х1Х века, выступлением декабристов в России. Анализируя социально-исторические проблемы, Чаадаев пришел к выводу о том, что человек является исходным принципом для решения насущных социально-исторических задач, и что без осмысления проблемы человека невозможно постичь ход истории.

Произведения Чаадаева будут еще долго вызывать споры и научные дискуссии из-за своей зачастую нелицеприятной, но самой насущной из проблем России во все времена, поднимаемой писателем - проблемы национальной определенности нашего государства.

Чаадаев жив, пока живы его идеи, которые продолжают развивать другие философы: «Ум по природе своей стремится к единству, но, к несчастью, пока еще не поняли как следует, в чем заключается настоящее единство вещей».

 

Список литературы

1. Ермичев Л.А. Ладья у подножия  креста. О проблеме разума у  П.Я. Чаадаева // Вопросы философии.  – 2000. – № 12.

2. Зеньковский В.В. История  русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991.

3. История философии: Учеб. для вузов / В.П. Кохановский  (ред.), В.П. Яковлев (ред.). — Ростов  н/Д : Феникс, 1999. — 573с.

4. Лосский Николай Онуфриевич. История русской философии. —  М. : Академический Проект, 2007. — 551с.

5. Новикова Л., Сиземская И. Парадигма  русской философии истории // Свободная  мысль – 1995. – № 5.

6. «Философия», Миронов  Ф., М.: «Инфра», 2008;

7. Чаадаев П.Я. Полное собрание  сочинений и избранных писем:  В 2 т. – М.: Наука, 1991.

 

 

 

 

 


Информация о работе Философские взгляды П.Я. Чаадаева