Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Философия в переводе с греческого языка озна​чает "любовь к мудрости", любомудрие, стрем​ление к истине. Слово "философ" впервые встре​чается у древнегреческого мыслителя Геракли​та, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучени​ем мира вещей. Позднее философом при​знавали такого человека, который направ​ляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жиз​неустройства. Характерный для филосо​фа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски разви​тых народов. Замечательным примером подлинного философа с древних времен считается Сократ, с его презрением к обы​денной суете и материальному комфорту.

Содержание работы

Введение. 3
Зачем нужна философия? 4
2.1. Мировоззренческие функции философии. 5
2.2. Предмет и «части» философии. 6
Философский плюрализм, многообразие философских
учений и направлений. 7
3.1. Главные философские темы. 10
3.2. Практическая философия. 10
Заключение. 12
Список использованной литературы. 14

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

                                

 

                                  ПЛАН

  1. Введение.                                                                                                      3                                                     
  2. Зачем нужна философия?                                                                          4

2.1. Мировоззренческие функции философии.                                    5

2.2. Предмет и «части» философии.                                                    6

  1. Философский плюрализм, многообразие философских

учений и направлений.                                                                               7

               3.1. Главные философские темы.                                                      10

3.2. Практическая философия.                                                              10

  1. Заключение.                                                                                               12
  2. Список использованной литературы.                                                     14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Философия в переводе с  греческого языка озна​чает "любовь к мудрости", любомудрие, стрем​ление к истине. Слово "философ" впервые встре​чается у древнегреческого мыслителя Геракли​та, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучени​ем мира вещей. Позднее философом при​знавали такого человека, который направ​ляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жиз​неустройства. Характерный для филосо​фа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски разви​тых народов. Замечательным примером подлинного философа с древних времен считается Сократ, с его презрением к обы​денной суете и материальному комфорту.

Философия возникает почти  одновременно в трех куль​турных ареалах Древнего мира — Греции, Индии и Китае. Это VII—VI вв. до н. э. Древние мудрецы размышляли и вели не​скончаемые споры по самым разнообразным вопросам: о том, как устроен космос, каково место человека в этом мире, в чем смысл жизни и предназначение человека, откуда мы, люди, при​шли и куда идем и т. п. Вопросы такого рода иногда называют метафизическими. Знаменитый философ нашего столетия Мартин Хайдеггер от​мечал двоякий характер всякого вопрошания данного типа: "Во-первых, всякий метафизический вопрос всегда охватывает ме​тафизическую проблематику в целом. Он всегда идет от этого самого целого. Во-вторых, всякий метафизический вопрос может быть задан только так, что спрашивающий — в качестве спрашивающего — тоже вовлекается в него, т. е. тоже подпа​дает под вопрос" (11, С. 16).

 Итак, обратившись к  изучению философии, мы вынужде​ны прежде всего вглядеться в "метафизическую подоплеку" человеческого бытия и попытаться уяснить себе, что такое ми​ровоззрение в самом общем смысле слова.

Мировоззренческие коор​динаты "выстраиваются" на ос​нове трех "строительных мате​риалов": знаний (представления о мире, обществе и человеке), ценностей (осознание и оценка себя как ценности, отношение ко всему существующему через призму своих целей и интересов), стратегем деятельности (жизненные планы, программа деятельности, целеполагание и т. п.). В формировании мировоззренческих знаний решающая роль принадлежит разуму, для формирования же ценностей тре​буется не только интеллектуальная работа, но и "труд души", активность нашей эмоциональной сферы. При выработке стратегем деятельности человек подключает еще и свою волю.

Выдающийся философ XX века Бертран Рас​сел, перечисляя важнейшие темы философ​ствования, писал: "Является ли человек тем, чем он кажется астроному,— крошечным ко​мочком смеси углерода и воды, бессильно ко​пошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновре​менно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой"? (9, С. 8).

  1. Зачем нужна философия?

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые  способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Сама философия  есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся  другие формы мировоззрения: мифологиче​ское, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Фи​лософия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе "мир — человек".

2.1.     Мировоззренческие функции философии.

На первом месте, среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие  размышления нередко действуют  угнетающе на человека. Вот что  писал 

по этому поводу известный  русский философ H. A. Бердяев: "Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски" (4, С. 47).

Потеря высших мировоззренческих  ориентиров в жизни может вести  к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ В. С. Со​ловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что само​убийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внеш​него повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. В. С. Соловьев приходит к выводу о том, что "безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т. е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни... "Исторически жизнь народов,— подчеркивал B. C. Соловьев, — оп​ределяется прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением" (10, С. 15).

Следующей мировоззренческой  функцией философии является со​циально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Общественный идеал, как отмечал П. И. Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается философией в связи с основной нравственной нормой, каковою явля​ется понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. "В силу безусловного своего значения личность представ​ляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. (8).

2.2.   Предмет и «части» философии.

Философы обсуждали проблему “частей” философии, ее структурированности  с тех пор как состоялось первоначальное накопление философских идей, и появились первые философы-систематики.

Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира.  Можно выделить три “части” предмета философии:

1. Мир в целом (объективная  реальность), его категориальная  структура (объективная система  категориальных определений мира).

2. Человек и общество (субъективная реальность).

3. Деятельность, взаимодействие субъекта  с объектом, способы и направления  деятельности (мышление, познание, практика, искусство).

Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип  “познай самого себя” и ориентирует  развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии  можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субьективный характер, ее пристрастность.

Как учение о формах и методах  деятельности философия служит общим  методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в  целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической “части” философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). В центре философской методологии стоит проблема соотношения идеального и реального как концентрированное выражение общей проблемы соотношения субъективного и объективного.

Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным  взором все богатство философских  идей. И те, и другие философы нужны  современному обществу.

  1. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.

Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается.

Самое известное деление философов – это деление на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества — то это — объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это — субъективный идеализм. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.

Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, — высшее через низшее.

Материалисты рассматривают идеальное  как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают  реальное как слепок-продукт идеального. И те и другие по-своему правы. Материалисты абсолютизируют познавательную способность  человека (ведь в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует  ему, разделяет то, что разделено  в объекте и соединяет то, что  соединено в объекте; в познании мы приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в  нем). Идеалисты абсолютизируют управляюще-преобразующую  способность человека (в управляюще-преобразовательной деятельности мы переводим идеальное  в реальный план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует  ему; в управляюще-преобразовательной деятельности мы приспосабливаем мир  к своим потребностям, пытаемся подчинить  его себе, господствовать над ним, очеловечить, одухотворить его).

Другое известное деление философов  — на рационалистов, эмпириков и  иррационалистов.

Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят  обычный порядок вещей, склонны  к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это  любители парадоксов, загадок, мистики  и т.п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Рационализм и иррационализм —  это логика и интуиция, рассудочность  и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно  принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Эмпиризм — абсолютизация промежуточного (между логикой и интуицией) способа  мышления, вероятностного подхода. В  силу своего промежуточного характера  эмпиризм может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к иррационализму, быть иррационалистическим.

Соответственно рационализм часто  понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека.

Философов делят также на догматиков и скептиков. Философы-догматики  вырабатывают свои идеи либо излагают чужие и отстаивают их, т.е. рассуждают в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительного философствования. Напротив, философы-скептики настроены  в основном на волну критического, деструктивного философствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики  — это философы-изобретатели или  философы-излагатели, а философы-скептики — это философы-чистильщики, философы-мусорщики.

Информация о работе Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений