Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Философия в переводе с греческого языка озна​чает "любовь к мудрости", любомудрие, стрем​ление к истине. Слово "философ" впервые встре​чается у древнегреческого мыслителя Геракли​та, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучени​ем мира вещей. Позднее философом при​знавали такого человека, который направ​ляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жиз​неустройства. Характерный для филосо​фа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски разви​тых народов. Замечательным примером подлинного философа с древних времен считается Сократ, с его презрением к обы​денной суете и материальному комфорту.

Содержание работы

Введение. 3
Зачем нужна философия? 4
2.1. Мировоззренческие функции философии. 5
2.2. Предмет и «части» философии. 6
Философский плюрализм, многообразие философских
учений и направлений. 7
3.1. Главные философские темы. 10
3.2. Практическая философия. 10
Заключение. 12
Список использованной литературы. 14

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

Заслуживает внимания и такое деление  философов: на субъективистов, объективистов  и методологистов — в зависимости  от основного предмета философствования. Философы-объективисты акцентируют  внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. К ним  относятся большинство материалистов, натурфилософы, онтологисты. Философы-субъективисты  акцентируют внимание на проблемах  человека и общества. К ним относятся  большинство идеалистов, философы жизни, экзистенциалисты. Наконец, философы-методологисты  осмысляют преимущественно формы  и средства человеческой деятельности. Это — кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты, представители лингвистической философии, философы науки.

И, наконец, существует очень небольшое  количество философов, которых трудно отнести к какому-то одному типу, направлению. Это так называемые чистые философы, философы-систематики, создатели всеобъемлющих философских  систем.

3.1.    Главные философские темы.

Истоки философии – в пытливости деятельного разума. Великие древнегреческие  мыслители Платон и Аристотель считали, что ее начало – в удивлении, стимулирующем  глубокие раздумья над тем, что казалось само собой очевидным. Слово «философия»  впервые употребил Пифагор. Он объявил  себя не «софистом» (мудрецом), а лишь философом, ибо «мудростью» может  обладать, по мнению Пифагора, только Бог, а не человек.

Становление философии означало утверждение  качественного нового в сравнении  с мифологией и религией типа мировоззрения, которые представляет ныне как система  абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самознание людей, их общие идеалы и ценности. Круг проблем, относимых к числу философских, изменялся по мере развития человеческой культуры, научного познания и практики. Большое значение здесь имеют также личность мыслителя, его духовные ориентации, интересы и цели. Но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидают от философии. Это коренные проблемы мировоззрения.

3.2.  Практическая философия.

Значимость практической философии  вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно  влиять на действие: либо побуждать  человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него. Цель практической философии: побуждать людей с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Говоря более точно, практическая философия — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). Практический философ (подобно практическому психологу, психоаналитику, врачу, священнику, юристу) организует службу консультирования-собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья... Практическая философия — это та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей, через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми.

Практической философией в точном смысле слова, профессионально занимались немногие: некоторые софисты в  Древней Греции и некоторые философы, использовавшие философскую аргументацию в своих индивидуальных и коллективных беседах для тех или иных практических целей.

Если говорить более развернуто, то необходимость института практического  философа диктуется следующим:

1. Философ, в отличие от представителей  других профессий (психологов, врачей, юристов, сексологов, священников  и т.д.), целостно рассматривает  человека, во всех его жизненных  проявлениях. Именно он способен  разговаривать с человеком как  с человеком, учитывать все  аспекты человеческого бытия-опыта  и как бы дирижировать всем  инструментарием воздействий на  человека.

2. Кроме того, философ располагает  таким средством решения человеческих  проблем, каким не располагает  профессионально ни один представитель  какой-либо другой человечески-ориентированной  деятельности. Этим средством является  мысль.

3. Нужно иметь в виду, что философия  незримо присутствует в сознании  людей, хотят они этого или  нет. Люди так или иначе обсуждают  философские проблемы, не называя  их философскими. Эти обсуждения  большей частью неквалифицированные  и невежественные. Целое море  псевдофилософских рассуждений  можно встретить в теле- и радиопередачах, в кинофильмах, в книгах, газетах  и журналах.

4. Некоторые философы считают,  что философия не должна снисходить  до отдельного человека.

5. Контакт философа-профессинала  с нефилософом до сих ограничен  либо преподаванием философии,  либо через философские тексты, либо устными выступлениями перед  той или иной аудиторией, либо  немногочисленными общениями на  разных форумах (конференциях, семинарах,  симпозиумах и т. п.). В одних  случаях контакт односторонен, в  других размыт в разных коллективных  общениях. По-настоящему общение  философа с нефилософом возможно  лишь в индивидуальной живой  беседе, специально для этого  предназначенной. Безусловно прав  был Платон, когда указывал на  недостаточность философских текстов  и необходимость живого контакта  философа с нефилософом.

6. Введением института практических  философов возрождается хорошая  древняя традиция. В античную  эпоху уже был подобный институт  практических философов. Это софисты,  учителя мудрости, учителя жизни.  Среди них были, правда, и такие,  кто учил лжемудрости, пустословию,  софистике. Тем не менее, изначально  в деятельности софистов было  рациональное зерно. Своими беседами  и мудрыми советами они реально  помогали людям.

  1. Заключение.

Непросто и продвигаться через  дебри философии истории или  шагать, глядя вперед, по жизненному пути. Вообще занятия философией иногда сравнивают с бегом по зыбучим  пескам: надо легко ставить ногу и быстро-быстро передвигаться, не то пески затянут, утопят в своих  горячих глубинах. Так и философские проблемы. Мы бежали с вами быстро, едва касаясь очень сложных и многогранных тем, а если бы начали останавливаться, то так и застряли бы где-нибудь в самом начале, пытаясь докопаться до основ.

В этом путешествии у меня было много помощников: это те все названные  и не названные мною авторы, на работы которых я опиралась. Я им очень  благодарна.

И в  заключение хотелось бы привести слова британского философа Бертрана Рассела: «Философия представляет собой нечто промежуточное между богословием и наукой. Подобно богословию – она состоит в рассуждениях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь-то авторитет традиции или религии». (9). Были, есть и будут мыслители, которые считали философию: наукой, искусством или религией (либо то, что философия близка к этим дисциплинам). Но всё же стоит признать, что философия не является ни наукой, ни искусством, ни религией, но, будучи праматерью их всех, она всё - таки в определённой мере похожа на них (или точнее, несёт в себе частицу от каждой из них), так как она вынашивала их, как мать, вынашивает ребёнка. Но как было уже сказано – философия это мировоззрение, многообразный путь познания мира, что проникает в саму суть вещей. Тот факт, что философия является мировоззрением, говорит о том, что каждый человек вольно или нет, живёт со своим мировоззрением, со своей философией, что влечёт за собой ответственность. Она заключается в том, что человек обязан анализировать свои философские взгляды, давая себе отчёт в своем мировоззрении, изучать верно, ли оно и является ли оно той единственной истиной, которая превосходи все человеческие учения.

 

 

 

  1.  Список использованной литературы.

1. Алексеев П. В., А. В. Панин. Философия. Учебник. Издание второе,   переработанное и дополненное. – М. Проспект, 1999. -  576 с.

2. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. – М., 2003. – 502 с.

3. Балашов Л. Е.  Что такое философия? 2-е издание, с изменениями и дополнениями, М.: ACADEMIA, 1999 – 33 с.

4.   Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

5. Волчек Е. З. и др. Под общ. ред. Ю. А. Харина. Учеб. Пособие для студентов вузов./ В. Ф. Берков, П. А. Водопьянов, 3-е издание., доп. и испр. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с.

6. Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия (книга для школьников и студентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995 г. – 544 с.

7. Лазарев Ф. В., Трифонова М. К. Философия. Учебное пособие. – Симферополь: СОНАТ, 1999. – 352 с.

8.   Новгородцев П. И. Об общественном идеале. — М.: УРСС, 1991. — 640 с.

9.  Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева: Изд-во Новосиб. ун-та; Новосибирск; 2001. – 992 с.

10.  Соловьёв В.С. Собрание сочинений в двух томах. Том 2.  М.:1989 - 524 с.

11.  Хайдеггер  М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993. — 447 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений