Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 15:20, реферат
Многообразие философских учений и направлений - от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: "... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего" (Метафизика, 985 b 23-25).
Самое известное деление философов - это деление на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.
Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
Многообразие
философских учений и
Самое известное деление философов - это
деление на материалистов и идеалистов. Оно же и самое
древнее. Уже Платон делил философов подобным
образом.
По мнению А.Н. Чанышева, "Платон был
первым философом в истории философии,
который понял, что история философии
- история борьбы двух видов философов
(которые позднее стали называться материалистами
и идеалистами). Из философов "одни все
совлекают с неба и из области невидимого
на землю... утверждают, будто существует
только то, что допускает прикосновение
и осязание, и признают тела и бытие за
одно и то же", другие же настаивают
на том, что "истинное бытие - это некие
умопостигаемые и бестелесные идеи"
(Софист, 246 АВ). При этом Платон говорит
о борьбе между этими двумя видами философов:
первые всех тех, кто говорит, что есть
нечто бестелесное, "обливают презрением",
вторые же не признают тела за бытие. "Относительно
этого (т.е. того, что принять за бытие:
тела или идеи. - А.Ч.) между обеими сторонами,
- заключает Платон свой рассказ о двух
видах философов, - происходит сильнейшая
борьба" (там же). Платон на стороне вторых
философов. Он называет их "более кроткими"
(246 АС)". - А.Н. Чанышев. Из неопубликованной
рукописи по истории древней философии.
Материализм и идеализм различны главным
образом вследствие различия их объектов.
Объектом материалистической философии
является природа и все остальное она
рассматривает через "призму" природы.
Главным объектом внимания идеалистической
философии являются высшие формы человеческой,
духовной, социальной жизни. Если за основу
берется духовная жизнь человеческого
общества - то это - объективный идеализм.
Если же за основу берется духовная жизнь
индивидуума, то это - субъективный идеализм.
Материалисты идут от природы, от материи
и объясняют явления человеческого духа
на основе материальных причин. Идеалисты
идут от явлений человеческого духа, от
мышления и на их основе объясняют всё
остальное. Короче говоря, материалисты
идут от мира к человеку и его разуму, а
идеалисты идут от человека к миру.
Идеалисты пытаются объяснить низшее
через высшее, а материалисты, наоборот,
- высшее через низшее.
Материалисты рассматривают идеальное
как слепок, отражение реального. Идеалисты,
напротив, рассматривают реальное как
слепок-продукт идеального. И те и другие
по-своему правы. Материалисты абсолютизируют
познавательную способность человека
(ведь в познании реальное мы переводим
в идеальный план; идеальное, полученное
в процессе познания, лишь повторяет реальное,
соответствует ему, разделяет то, что разделено
в объекте и соединяет то, что соединено
в объекте; в познании мы приспосабливаемся
к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться
в нем). Идеалисты абсолютизируют управляюще-преобразующую
способность человека (в управляюще-преобразовательной
деятельности мы переводим идеальное
в реальный план; реальное, полученное
в результате такой деятельности, лишь
повторяет идеальное, соответствует ему;
в управляюще-преобразовательной деятельности
мы приспосабливаем мир к своим потребностям,
пытаемся подчинить его себе, господствовать
над ним, очеловечить, одухотворить его).
Есть еще одно различие между материализмом
и идеализмом, о котором писал А.И. Герцен:
"... идеализм стремился уничтожить вещественное
бытие, принять его за мертвое, за призрак,
за ложь, за ничто, пожалуй, потому, что
быть одной случайностью сущности весьма
немного. Идеализм видел и признавал одно
всеобщее, родовое, сущность, разум человеческий,
отрешенный от всего человеческого; материализм,
точно так же односторонний, шел прямо
на уничтожение всего невещественного,
отрицал всеобщее, видел отделение мозга,
в эмпирии единый источник знания, а истину
признавал в одних частностях, в одних
вещах, осязаемых и зримых; для него был
разумный человек, но не было ни разума,
ни человечества..." (Герцен А.И. Собр.соч.
в 30 т.т., Т. 3., С. 264.)
Нужно указать также на то, что материализм
и идеализм весьма различаются в своих
ценностных ориентациях. "Невозможно
логическими доводами, - справедливо замечает
Л.Н. Гумилев, - примирить людей, взгляды
которых на происхождение и сущность мира
полярны, ибо они исходят из принципиально
различных мироощущений. Одни ощущают
материальный мир и его многообразие как
благо, другие - как безусловное зло..."
(Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. С.
211). За примерами не нужно далеко ходить.
Вот мнение Гегеля: "... все духовное,
лучше какого бы то ни было продукта природы".
Прямо противоположного мнения придерживался
биолог Р. Майер. "Природа в ее простой
истине, - писал он, - является более великой
и прекрасной, чем любое создание человеческих
рук, чем все иллюзии сотворенного духа".
Другое известное
деление философов - на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.
Рационалисты склонны к порядку, любят
его и абсолютизируют его. Соответственно
они абсолютизируют знание, всё непознанное
пытаются истолковать с позиций познанного,
наличного знания.
Иррационалисты, наоборот, не любят обычный
порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы
допустить все, что угодно. Иррационалисты
- это любители парадоксов, загадок, мистики
и т.п. Они абсолютизируют незнание, сферу
неизведанного, непознанного, тайну.
Рационализм и иррационализм - это логика и интуиция,
рассудочность и алогизм, возведенные
в ранг философской концепции или сознательно
принятые в качестве методологических
установок, парадигм.
Эмпиризм - абсолютизация промежуточного
(между логикой и интуицией) способа мышления,
вероятностного подхода. В силу своего
промежуточного характера эмпиризм может
тяготеть к рационализму, быть, так сказать,
рационалистическим и к иррационализму,
быть иррационалистическим.
Различие между рационализмом и иррационализмом
не только в их отношении к порядку и беспорядку.
Слово "рационализм" происходит от
французского "rationalisme", которое в
свою очередь происходит от латинского
"rationalis", а последнее от латинского
же "ratio". Одно из основных значений
слова "ratio" - разум. Соответственно
рационализм часто понимают как концепцию,
утверждающую верховенство разума в жизни
человека. А иррационализм методом от
противного рассматривается как концепция,
отвергающая верховенство разума в жизни
человека. Кто же прав?
Кажется очевидным непререкаемый авторитет
разума и, напротив, странным, почему люди,
философы вновь и вновь атакуют разум,
отвергают его притязания на верховенство
и т.д. и т.п.
В том, что разум управляет человеком,
его поведением, есть противоречие. С одной стороны понятно,
что в разуме сосредоточены основные нити
управления человеческим поведением.
Но, с другой, как может "часть" (а
разум лишь "часть" человека, пусть
главная, но всё же "часть") управлять,
"вертеть" целым?
Да, действительно, разум лишь "часть",
но такая, которая делает целое целым.
Разум - интегральное "свойство" человека,
делающее его целым, т.е. он в известном
смысле и часть, и целое, является связующим
звеном между "частями" человека
и человеком как целым.
Рационалисты любят декартовское "я
мыслю, следовательно, существую". Иррационалистам
ближе шекспировские слова: "есть много,
друг Гораций, на свете такого, что и не
снилось нашим мудрецам".
Рационалисты акцентируют внимание на
верховенстве разума, а иррационалисты
- на его ограниченности, на том, что разум
меньше самого человека, меньше жизни,
и поэтому не может быть верховным руководителем
жизни. И те и другие правы по-своему. Истина,
как всегда, где-то посередине. Человек,
с одной стороны, старается руководствоваться
в своем поведении доводами разума, а,
с другой, ведет себя порой как существо внеразумное,
лишенное разума, а то и просто безумное,
как чувствующее, наслаждающееся или страдающее,
как волящее или безвольное и т.д.
И пренебрежение разумом, и ориентация
только на разум нечеловечны, а то и бесчеловечны.
Философов делят
также на догматиков и скептиков. Философы-догматики
вырабатывают свои идеи либо излагают
чужие и отстаивают их, т.е. рассуждают
в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительного
философствования. Напротив, философы-скептики
настроены в основном на волну критического, деструктивного философствования.
Сами они не вырабатывают идеи, а лишь
критикуют чужие. Философы-догматики -
это философы-изобретатели или философы-излагатели,
а философы-скептики - это философы-чистильщики,
философы-мусорщики.
Критическое философское размышление
весьма полезно для определения и уточнения
границ философствования, для выяснения
того, что может философия, а что не может.
Щуки в философии так же нужны, как и караси.
На то и щука, чтобы карась не дремал - говорит
пословица. В древности была целая школа
таких философов. Интересны названия сочинений
знаменитого философа-скептика Секста
Эмпирика: "Против логиков", "Против
физиков", "Против ученых".
Крайние догматики - это уже не философы,
а люди, которые утверждают и отстаивают
идеи несмотря ни на какие обстоятельства,
без учета конкретных условий. Они не терпят
никаких возражений и не выносят никакой
критики. Крайние догматики - это либо
фанатики, либо люди с окостеневшим рассудочным
мышлением. Крайние скептики - тоже уже
не философы, а люди, ни во что не верящие,
подвергающие всё сокрушительной, уничтожающей
критике. Это либо злопыхатели, которым
всё не по нутру, либо очень мнительные
люди.
Заслуживает
внимания и такое деление
В последние сто-двести лет появились
философы, которые, образно говоря, обслуживают
связь философии с другими формами культуры.
Философия существует ведь не в безвоздушном
пространстве. Как часть культуры она
тесно связана с другими ее частями. Человеческая
культура как таковая едина и многообразна.
Если представить ее в виде дискретно-непрерывного
поля, то на нем отчетливо выделяются некоторые
"участки" - наука, искусство, практика,
религия и, конечно, наша философия. Эти
"участки" культурного поля, с одной
стороны, относительно самостоятельны,
независимы друг от друга, с другой, - тесно
связаны друг с другом, имеют между собой
много промежуточных звеньев-переходов.
Философия, например, плавно переходит
в науку, а наука - в философию. С одной
стороны, в философии работают сциентизирующие
философы (философы науки, философы-методологи,
специализирующиеся на проблемах научного
познания), с другой - в науке работают
философствующие ученые, разрабатывающие
проблемы общенаучной и частнонаучной
методологии. Такую же тесную связь мы
видим между философией и искусством.
Есть философы, специализирующиеся исключительно
на философском осмыслении искусства
и литературы, а есть философствующие
искусствоведы и художники. Теперь, если
мы возьмем философию и практику, то совершенно
отчетливо увидим, с одной стороны, философов-прагматиков,
философов-инструменталистов, например,
а, с другой, философствующих политиков,
государственных деятелей, менеджеров,
изобретателей, инженеров и иных практических
специалистов. Если говорить о переходных
звеньях между философией и религией,
то их также немало. Есть богословствующие,
религиозные философы и есть философствующие
богословы и священнослужители.
И, наконец, существует
очень небольшое количество
Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
Многообразие
философских учений и
Самое известное деление философов - это
деление на материалистов и идеалистов. Оно же и самое
древнее. Уже Платон делил философов подобным
образом.
По мнению А.Н. Чанышева, "Платон был
первым философом в истории философии,
который понял, что история философии
- история борьбы двух видов философов
(которые позднее стали называться материалистами
и идеалистами). Из философов "одни все
совлекают с неба и из области невидимого
на землю... утверждают, будто существует
только то, что допускает прикосновение
и осязание, и признают тела и бытие за
одно и то же", другие же настаивают
на том, что "истинное бытие - это некие
умопостигаемые и бестелесные идеи"
(Софист, 246 АВ). При этом Платон говорит
о борьбе между этими двумя видами философов:
первые всех тех, кто говорит, что есть
нечто бестелесное, "обливают презрением",
вторые же не признают тела за бытие. "Относительно
этого (т.е. того, что принять за бытие:
тела или идеи. - А.Ч.) между обеими сторонами,
- заключает Платон свой рассказ о двух
видах философов, - происходит сильнейшая
борьба" (там же). Платон на стороне вторых
философов. Он называет их "более кроткими"
(246 АС)". - А.Н. Чанышев. Из неопубликованной
рукописи по истории древней философии.
Материализм и идеализм различны главным
образом вследствие различия их объектов.
Объектом материалистической философии
является природа и все остальное она
рассматривает через "призму" природы.
Главным объектом внимания идеалистической
философии являются высшие формы человеческой,
духовной, социальной жизни. Если за основу
берется духовная жизнь человеческого
общества - то это - объективный идеализм.
Если же за основу берется духовная жизнь
индивидуума, то это - субъективный идеализм.
Материалисты идут от природы, от материи
и объясняют явления человеческого духа
на основе материальных причин. Идеалисты
идут от явлений человеческого духа, от
мышления и на их основе объясняют всё
остальное. Короче говоря, материалисты
идут от мира к человеку и его разуму, а
идеалисты идут от человека к миру.
Идеалисты пытаются объяснить низшее
через высшее, а материалисты, наоборот,
- высшее через низшее.
Материалисты рассматривают идеальное
как слепок, отражение реального. Идеалисты,
напротив, рассматривают реальное как
слепок-продукт идеального. И те и другие
по-своему правы. Материалисты абсолютизируют
познавательную способность человека
(ведь в познании реальное мы переводим
в идеальный план; идеальное, полученное
в процессе познания, лишь повторяет реальное,
соответствует ему, разделяет то, что разделено
в объекте и соединяет то, что соединено
в объекте; в познании мы приспосабливаемся
к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться
в нем). Идеалисты абсолютизируют управляюще-преобразующую
способность человека (в управляюще-преобразовательной
деятельности мы переводим идеальное
в реальный план; реальное, полученное
в результате такой деятельности, лишь
повторяет идеальное, соответствует ему;
в управляюще-преобразовательной деятельности
мы приспосабливаем мир к своим потребностям,
пытаемся подчинить его себе, господствовать
над ним, очеловечить, одухотворить его).
Есть еще одно различие между материализмом
и идеализмом, о котором писал А.И. Герцен:
"... идеализм стремился уничтожить вещественное
бытие, принять его за мертвое, за призрак,
за ложь, за ничто, пожалуй, потому, что
быть одной случайностью сущности весьма
немного. Идеализм видел и признавал одно
всеобщее, родовое, сущность, разум человеческий,
отрешенный от всего человеческого; материализм,
точно так же односторонний, шел прямо
на уничтожение всего невещественного,
отрицал всеобщее, видел отделение мозга,
в эмпирии единый источник знания, а истину
признавал в одних частностях, в одних
вещах, осязаемых и зримых; для него был
разумный человек, но не было ни разума,
ни человечества..." (Герцен А.И. Собр.соч.
в 30 т.т., Т. 3., С. 264.)
Нужно указать также на то, что материализм
и идеализм весьма различаются в своих
ценностных ориентациях. "Невозможно
логическими доводами, - справедливо замечает
Л.Н. Гумилев, - примирить людей, взгляды
которых на происхождение и сущность мира
полярны, ибо они исходят из принципиально
различных мироощущений. Одни ощущают
материальный мир и его многообразие как
благо, другие - как безусловное зло..."
(Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. С.
211). За примерами не нужно далеко ходить.
Вот мнение Гегеля: "... все духовное,
лучше какого бы то ни было продукта природы".
Прямо противоположного мнения придерживался
биолог Р. Майер. "Природа в ее простой
истине, - писал он, - является более великой
и прекрасной, чем любое создание человеческих
рук, чем все иллюзии сотворенного духа".
Другое известное
деление философов - на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.
Рационалисты склонны к порядку, любят
его и абсолютизируют его. Соответственно
они абсолютизируют знание, всё непознанное
пытаются истолковать с позиций познанного,
наличного знания.
Иррационалисты, наоборот, не любят обычный
порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы
допустить все, что угодно. Иррационалисты
- это любители парадоксов, загадок, мистики
и т.п. Они абсолютизируют незнание, сферу
неизведанного, непознанного, тайну.
Рационализм и иррационализм - это логика и интуиция,
рассудочность и алогизм, возведенные
в ранг философской концепции или сознательно
принятые в качестве методологических
установок, парадигм.
Эмпиризм - абсолютизация промежуточного
(между логикой и интуицией) способа мышления,
вероятностного подхода. В силу своего
промежуточного характера эмпиризм может
тяготеть к рационализму, быть, так сказать,
рационалистическим и к иррационализму,
быть иррационалистическим.
Различие между рационализмом и иррационализмом
не только в их отношении к порядку и беспорядку.
Слово "рационализм" происходит от
французского "rationalisme", которое в
свою очередь происходит от латинского
"rationalis", а последнее от латинского
же "ratio". Одно из основных значений
слова "ratio" - разум. Соответственно
рационализм часто понимают как концепцию,
утверждающую верховенство разума в жизни
человека. А иррационализм методом от
противного рассматривается как концепция,
отвергающая верховенство разума в жизни
человека. Кто же прав?
Кажется очевидным непререкаемый авторитет
разума и, напротив, странным, почему люди,
философы вновь и вновь атакуют разум,
отвергают его притязания на верховенство
и т.д. и т.п.
В том, что разум управляет человеком,
его поведением, есть противоречие. С одной стороны понятно,
что в разуме сосредоточены основные нити
управления человеческим поведением.
Но, с другой, как может "часть" (а
разум лишь "часть" человека, пусть
главная, но всё же "часть") управлять,
"вертеть" целым?
Да, действительно, разум лишь "часть",
но такая, которая делает целое целым.
Разум - интегральное "свойство" человека,
делающее его целым, т.е. он в известном
смысле и часть, и целое, является связующим
звеном между "частями" человека
и человеком как целым.
Рационалисты любят декартовское "я
мыслю, следовательно, существую". Иррационалистам
ближе шекспировские слова: "есть много,
друг Гораций, на свете такого, что и не
снилось нашим мудрецам".
Рационалисты акцентируют внимание на
верховенстве разума, а иррационалисты
- на его ограниченности, на том, что разум
меньше самого человека, меньше жизни,
и поэтому не может быть верховным руководителем
жизни. И те и другие правы по-своему. Истина,
как всегда, где-то посередине. Человек,
с одной стороны, старается руководствоваться
в своем поведении доводами разума, а,
с другой, ведет себя порой как существо внеразумное,
лишенное разума, а то и просто безумное,
как чувствующее, наслаждающееся или страдающее,
как волящее или безвольное и т.д.
И пренебрежение разумом, и ориентация
только на разум нечеловечны, а то и бесчеловечны.
Информация о работе Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений