Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 15:20, реферат

Описание работы

Многообразие философских учений и направлений - от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: "... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего" (Метафизика, 985 b 23-25).
Самое известное деление философов - это деление на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.

Файлы: 1 файл

Философский плюрализм.docx

— 67.76 Кб (Скачать файл)

 Философов делят  также на догматиков и скептиков. Философы-догматики вырабатывают свои идеи либо излагают чужие и отстаивают их, т.е. рассуждают в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительного философствования. Напротив, философы-скептики настроены в основном на волну критического, деструктивного философствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики - это философы-изобретатели или философы-излагатели, а философы-скептики - это философы-чистильщики, философы-мусорщики. 
     Критическое философское размышление весьма полезно для определения и уточнения границ философствования, для выяснения того, что может философия, а что не может. Щуки в философии так же нужны, как и караси. На то и щука, чтобы карась не дремал - говорит пословица. В древности была целая школа таких философов. Интересны названия сочинений знаменитого философа-скептика Секста Эмпирика: "Против логиков", "Против физиков", "Против ученых". 
     Крайние догматики - это уже не философы, а люди, которые утверждают и отстаивают идеи несмотря ни на какие обстоятельства, без учета конкретных условий. Они не терпят никаких возражений и не выносят никакой критики. Крайние догматики - это либо фанатики, либо люди с окостеневшим рассудочным мышлением. Крайние скептики - тоже уже не философы, а люди, ни во что не верящие, подвергающие всё сокрушительной, уничтожающей критике. Это либо злопыхатели, которым всё не по нутру, либо очень мнительные люди.    

 Заслуживает  внимания и такое деление философов: на субъективистов, объективистов и методологистов - в зависимости от основного предмета философствования. Философы-объективисты акцентируют внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. К ним относятся большинство материалистов, натурфилософы, онтологисты. Философы-субъективисты акцентируют внимание на проблемах человека и общества. К ним относятся большинство идеалистов, философы жизни, экзистенциалисты. Наконец, философы-методологисты осмысляют преимущественно формы и средства человеческой деятельности. Это - кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты, представители лингвистической философии, философы науки. 
     В последние сто-двести лет появились философы, которые, образно говоря, обслуживают связь философии с другими формами культуры. Философия существует ведь не в безвоздушном пространстве. Как часть культуры она тесно связана с другими ее частями. Человеческая культура как таковая едина и многообразна. Если представить ее в виде дискретно-непрерывного поля, то на нем отчетливо выделяются некоторые "участки" - наука, искусство, практика, религия и, конечно, наша философия. Эти "участки" культурного поля, с одной стороны, относительно самостоятельны, независимы друг от друга, с другой, - тесно связаны друг с другом, имеют между собой много промежуточных звеньев-переходов. Философия, например, плавно переходит в науку, а наука - в философию. С одной стороны, в философии работают сциентизирующие философы (философы науки, философы-методологи, специализирующиеся на проблемах научного познания), с другой - в науке работают философствующие ученые, разрабатывающие проблемы общенаучной и частнонаучной методологии. Такую же тесную связь мы видим между философией и искусством. Есть философы, специализирующиеся исключительно на философском осмыслении искусства и литературы, а есть философствующие искусствоведы и художники. Теперь, если мы возьмем философию и практику, то совершенно отчетливо увидим, с одной стороны, философов-прагматиков, философов-инструменталистов, например, а, с другой, философствующих политиков, государственных деятелей, менеджеров, изобретателей, инженеров и иных практических специалистов. Если говорить о переходных звеньях между философией и религией, то их также немало. Есть богословствующие, религиозные философы и есть философствующие богословы и священнослужители.    

 И, наконец, существует  очень небольшое количество философов, которых трудно отнести к какому-то  одному типу, направлению. Это так  называемые чистые философы, философы-систематики, создатели всеобъемлющих философских систем. Мы говорили о них в предыдущем разделе. Эти философы по-хорошему всеядны, их взгляды-интересы, симпатии-антипатии достаточно сбалансированы и именно они в наибольшей степени заслуживают звания философов, т.е. людей, стремящихся к мудрости, мудрецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современная философия науки, её предмет и особенности

 

  Словосочетание «философия науки» употребляется в двух основных смыслах. Оно обозначает, во-первых, направление в западной и отечественной философской мысли (хотя иногда и выражается сомнение в существовании философии науки в таком качестве) (11, 62); во-вторых, философскую дисциплину (как раздел философского знания и соответствующую ему учебную дисциплину). Эти две «ипостаси» философии науки следует различать. Философия науки как направление философии представлена многими оригинальными концепциями, которые разрабатывали ту или иную эпистемологию и определённые модели развития науки, выявляли роль науки и характеристики познавательной деятельности. Философия науки как дисциплина начала складываться в первой половине прошлого столетия и получила новый мощный импульс для дальнейшего развития во второй половине ХХ века в связи с научно-технической революцией и потребностью в осмыслении социокультурных функций науки в новых условиях. (Философия науки как направление возникла на столетие раньше). Несмотря на эти различия, философия науки как дисциплина испытывает значительное воздействие со стороны разработок, проводимых в рамках философии науки как направления в западной философии. Более того, для неё характерна «персонификация»: сама тематика, понятийный аппарат и стержневые проблемы получают свой статус в контексте разработок и выводов конкретного учёного той или иной школы. 
  С.А.Лебедев выделяет два возможных для философии способа осмысления понятия «наука», которые он условно называет «кантовским» и «контовским» (см.12,7). Первый способ является трансцендентальноаналитическим. Суть его в том, что, во-первых, задаются параметры науки как специфической структуры сознания, а во-вторых, даётся ответ на вопрос, как возможна такая структура с точки зрения всеобщих характеристик сознания, его оснований и познавательных средств. Данный подход опирается в первую очередь на категориальные ресурсы самой философии и только во вторую - на исследование эмпирического бытия науки. Начало трансцендентально-аналитической традиции было положено древнегреческими философами, и она господствовала вплоть до ХК века. Однако наиболее чёткую формулировку ей дал И.Кант в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможно теоретическое естествознание? и др. Поэтому данный способ философского исследования науки может быть назван «кантовской» парадигмой философии науки. 
  Второй способ философского анализа науки - синтетически- обобщающий. Он опирается преимущественно на эмпирическое исследование науки как социокультурной реальности с особыми когнитивными, коммуникационными и практическими механизмами воспроизводства и функционирования. Философия науки в таком понимании опирается на метанауч- ные разработки (история науки, социология науки, логика науки, нуковеде- ние др.). Исследуя конкретно-исторические формы существования науки, многообразия её дисциплин, данный подход имеет целью обобщение её своеобразия, выявление общих закономерностей, тенденций развития науки. Этот тип философии науки впервые был отчётливо представлен в работах О.Конта, поэтому может быть назван «контовским». 
  В первом случае мы имеем дело с философией науки как элементом философской теории, а во втором - как с обобщающей философской науко- ведческой дисциплиной. Вопрос «стыковки» этих двух парадигм - одна из актуальных и наиболее интересных проблем современной философии науки. Большинство отечественных специалистов по философии науки неявно придерживаются второй парадигмы. Но существует и установка, не связывая себя жёстко ни одной из парадигм, использовать ресурсы и язык обеих. 
  Круг проблем философии науки достаточно широк: существует ли однозначная детерминация положений науки со стороны опытных данных; каковы критерии научности; возможны ли обоснования предпочтительности одной теории по отношению к другим; в чём состоит логика научного поиска, каковы модели развития знания, и многие другие. В вопросе формулировки главных проблем философии науки нет полного единомыслия среди специалистов, но чаще всего называются следующие: само понятие «наука», структура научного знания, динамика научного знания. Вокруг этих проблемных блоков строится и курс философии науки как учебной дисциплины. 
  С учётом сложности науки как объекта познания, её исторической изменчивости, «погружённостью» в социокультурный контекст, обширностью связанного с ней проблемного поля определение её предмета формулируется так: это - «общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте». 
  Философия науки представляет собой рефлексию по отношению к науке во всех её аспектах, связях и исторической динамике. Наука является объектом анализа не только для философии, но для ряда других «наук о науке». История науки - это дескриптивная дисциплина, занимающаяся описанием конкретных открытий и изобретений в различных отраслях науки в разные периоды времени. Науководение - также тяготеет к описательному характеру, она, как правило, малопроблемна и представляет собой разработку основ политического и государственного регулирования науки, рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, управления и планирования исследований. Область статистического изучения динамики информационных массивов науки оформилась под названием «наукометрия». Эта дисциплина является применением методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, научных кадров, финансовых затрат. Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества, типологию поведения учёных, взаимодействие формальных и неформальных сообществ учёных, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в разных типах общественного устройства. Психология научного творчества исследует такие компоненты данного процесса, как воображение, интуиция, «инсайт», принцип «гештальта» и др. Философия науки взаимодействует со всеми перечисленными дисциплинами, но занимает своё особое место среди них. 
  Обращаясь к науке как сложному и противоречивому объекту в его целостности и исторической изменчивости, философия исследует взаимодействие научного познания с другими видами познания. Это взаимодействие проявляется и в процессе научных открытий, и в процедурах их включения в культуру, и во влиянии науки на все другие формы человеческого познания. 
  Философия науки учитывает дифференциацию научного знания, внут- ридисциплинарные и междисциплинарные взаимодействия. Философия изучает их общие характеристики. Её цель - выявить особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные методы и процедуры, обеспечивающие порождение нового знания. 
  Рассматривая науку как деятельность по производству новых знаний, философия принимает во внимание не только изменение имеющихся знаний, но и изменчивость самой научной деятельности. В этом процессе изменяются все её компоненты: объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда. 
  Современная философия науки рассматривает науку как социокультурный феномен. Поэтому одна из важнейших её задач - исследование исторических изменений способов формирования нового знания и механизмов воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Здесь важны связи философии науки с социологией науки. 
  Выявляя общие закономерности развития научного познания, философия опирается не только на содержание конкретных наук, но и на исторический материал, будучи связанной с работами историков науки. 
  По своему статусу философия науки является социально-культурным знанием независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. 
  Предпосылки к формированию философии науки как самостоятельной области исследований складывались в течение продолжительного времени в истории философии, но её окончательное превращение в специализированную область произошло только в ХХ веке. В основе её становления лежали два взаимосвязанных фактора: изменения в философии и потребности науки в разработке нового типа её философско-методологического обоснования. Отдельные области философского знания конституируются в качестве самостоятельных дисциплин. Такой статус приобретает и философия науки. С другой стороны, процесс дифференциации и специализации в науке привёл к утрате прежнего единства, основанного на механистической картине мира. Возникла острая проблема согласования представлений о реальности в различных науках и воссоздания целостной картины мира. В этих условиях формировалась философия науки как область философского знания, направленного на методологическую и мировоззренческую проблематику.

 

 

 

 

 

 

Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями. Сейчас бросая взгляд в прошлое, можно с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или тем более видеть в них особые достижения.

Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом особого изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религиозной веры? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? – Попытки найти ответы на другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины – философии науки, которая сформировалась на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки пытается понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного знания и методов науки, как развивается наука и как она получает свои результаты. Философия науки как направление представлена различными концепциями, которые создают своеобразные модели развития науки и пытаются объяснить роль науки в обществе, её значение, особенности развития, специфику научной деятельности.

Философия науки как направление и как философская дисциплина. Философия науки сформировалась к середине XIX века. Формирование самостоятельного направления философии, изучающего науку, происходит в деятельности первых позитивистов. Вдохновлённые гигантскими успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира. Развитие данного направления связано с множеством концепций, сосредоточивших своё внимание на феномене «наука» и предлагавших ту или иную модель развития научного знания.

Философия науки как дисциплина возникает, существует и развивается в русле целостного философского знания наряду с другими его областями, такими как философия истории, гносеология или эпистемология, философская антропология и т.д. Формирование философии науки в любом её качестве вызвано необходимостью осмысления статуса науки в обществе, её роли в развитии человечества, границ и возможностей научного познания. Философия науки не могла появиться в более ранних обществах, скажем в X или XIV веках, потому что сама наука в то время была ещё неразвита. Именно усиление позиций науки в XIX-XX веках, её громадные успехи по объяснению и освоению мира привели к возникновению нового философского направления и новой области философского знания – философии науки.

Философия науки как дисциплина в ряду других философских дисциплин возникает как ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях современного общества, для которого характерны быстрые темпы научно-технического прогресса.

Современная философия науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деятельности человека, то есть её объектом является наука в целом. Объект философии науки – это наука как производство знаний. Но и с этой точки зрения она представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное. Это и экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений, – приборы и установки, с помощью которых эти явления фиксируются и воспроизводятся. Это методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание). Это люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий. Это учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов. Это системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек. Это конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции. Итак, наука – это определенная рациональная деятельность (сфера деятельности) человека, направленная на получение и систематизацию объективных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Философия науки испытывает на себе большое влияние тех концепций и теоретических положения, которые разрабатываются в рамках философского направления. Поэтому можно говорить не только об их тесном взаимодействии, но о переплетении, когда та или иная проблема, рассматриваемая в философии науки как дисциплине философского знания, изучается в соответствии с идеями того или иного представителя философского направления. Например, соотношение личностного и общезначимого в науке рассматривается в соответствии с идеями Майкла Полани, детально разработавшего эту тему; языковые средства научного знания анализируются в традициях, заложенных Венским кружком. То есть новая философская дисциплина опирается на основные идеи, традиции, концепции, сформировавшиеся в рамках направления. Это значит, что решение основных вопросов, рассматриваемых новой дисциплиной, имеет свою историю и может быть персонифицировано, связано с деятельностью определённой школы или творчеством конкретного представителя философии науки.

Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявила изменчивость и глубину методологических установок и расширила границы самой рациональности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки – получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Философия науки всегда обращалась к анализу структуры динамики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей их развития. Сформировавшаяся на сегодняшний день философия науки имеет статус метатеории. Это значит, что её интересуют общие принципы организации научного знания, его развития и принципы научной деятельности как таковой независимо от конкретной области науки. То есть философия науки изучает не особенности отдельных наук (физики, биологии, социологии и др.), а те характерные черты, приёмы, методы, которые свойственны всем наукам. При этом она может обращаться и обращается к анализу своеобразия развития и отдельных областей знания, затрагивать философские вопросы, возникающие в ходе развития биологии, например, физики и др. частных наук.

Философия науки – это область общей философии, изучающая методы, которые используют учёные для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также исходные принципы исследования, отталкиваясь от которых учёный может строить доказательство истинности своей теории. В то время как учёные всё больше замыкаются в кругу своих частных интересов, философы, не обращая внимания на подробности конкретных исследований, стремились нарисовать общую картину мира и сосредоточивали свои усилия на поиске единых принципов и начал научного знания. Можно сказать, что философия науки представляет собой рефлексию над наукой. Однако задачи этой рефлексии и сущность философии науки понимаются по-разному.

o      Некоторые авторы понимают её как тип философствования, основанный на результатах и методах науки (Рудольф Карнап, Марио Бунге);

o      Другие считают, что философия науки является связующим звеном между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Филипп Франк);

Информация о работе Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений