Философское мировоззрение и картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Философия - теоретически осмысленное мировоззрение. Слово "теоретически" употреблено здесь расширительно и подразумевает интеллектуальную проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере решения различных проблем. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Файлы: 1 файл

семинар1.docx

— 105.63 Кб (Скачать файл)

1.Философское мировоззрение и картина мира

Философия - теоретически осмысленное  мировоззрение. Слово "теоретически" употреблено здесь расширительно  и подразумевает интеллектуальную  проработанность всего комплекса  проблем мироосмысления. Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере решения различных проблем. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с данным ранее определением мировоззрения, станет ясно, что они похожи. И это не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько своим предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, мы употребили такие понятия, как теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших форм миропонимания философия предстала  как специально разрабатываемое  учение о мудрости. Философская мысль  избрала своим ориентиром не мифотворчество или наивную веру, не расхожие мнения или сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировоззрении вообще, а в философской  его форме в особенности, всегда присутствуют два противоположных  угла зрения: направление сознания "вовне" - формирование той или  иной картины мира, универсума - и, с  другой стороны, его обращение "внутрь" - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в  природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как  часть мира в ряду других вещей, а  как бытие особого рода. От всего  остального его отличает способность  думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчастным, испытывать чувство долга, укоры  совести и т.д. "Полюсами", создающими "поле напряжения" философской мысли, выступают мир "внешний" по отношению к человеческому сознанию и мир "внутренний" - психологическая, субъективная, духовная жизнь. Различные соотношения этих "миров" пронизывают всю философию.

Философское мировоззрение как  бы биполярно: его смысловые "узлы", "пункты напряжения" - мир и  человек. Для философской мысли  существенно не раздельное рассмотрение этих полюсов, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения  в философском миропонимании  такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех размышлений. Различные  проблемы философского мировоззрения, размещаясь в "силовом поле" между  этими полюсами, "заряжены", направлены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к  миру.

Это подводит нас к выводу, что  большая многоплановая проблема "мир - человек" (у нее много  обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное" и другие), по сути, выступает  как универсальная и может  рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически  любой философской проблемы. Вот  почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии.

Понятие «картина мира».

«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). КМ плод коллективных усилий профессионального сообщества.

Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины  мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями:

1) основной проблемой, решаемой  каждой из указанных картин  мира;

2) основными идеями, которые предлагают  КМ для решения своей проблемы.

Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических  систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир  сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине  мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское  понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг  или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю - дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно.

В РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:

абсолютное, сверхъестественное, «само  по себе» бытие, тождественное бытию  Бога-Творца;

сотворенное бытие, существование  многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие  не может быть познано человеком  рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Научная картина мира возникает  как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Методологически она основана на картезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью. Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить.

Главная особенность НКМ состоит  в том, что она выстраивается  на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной  теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху  лидирующее положение.

Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство и время в философской  картине мира выступают как категории  порядка и, следовательно, условия  умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Каждая ступень развивающейся  ФКМ выдвигает перед наукой и  философией задачу осмысления тех или  иных понятий, углубления, уточнения  или принципиально нового определения  содержания фундаментальных философских  категорий, посредством которых  и выстраивается ФКМ.

 

 

 

2.Культурно-исторические предпосылки возникновения философии.

Зарождение  философской мысли началось в  середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками  зарождения философии были:

1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

3. Приобретение крупными городами определенной экономической  независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные  конкретные знания. Поэтому возникает  потребность в возникновении  принципиально иной мировоззренческой  установки. Возникает философская  мировоззренческая установка, для  которой характерно:

·  стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

·  уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.  

Это вытекало из следующих двух компонент:

1)  понимание природы, то есть окружающего мира, как упорядоченного единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса – духовного начала, мирового разума;

2)   человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек – микрокосм,  он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), ? возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

1)  признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества – разума, мышления, способности логически постигать действительность.

2) познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

3) Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества).

Такая абсолютизация разумного  начала в человеке за счет игнорирования  других качеств – есть рационализм  античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка  впоследствии привела к тому, что  рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся  на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

 Формированию космоцентрической мировоззренческой установки способствовали и некоторые явления обыденного сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей.

Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации. Процесс рационализации является двухсторонним.

С одной стороны – это был  процесс постепенного накопления разнообразных  знаний. Объект изучения – природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н.э., на первый план выходит человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др.), а также выработка все более сложных форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация –  постепенное преодоление элементов  мифологии.

Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Все вышеназванные черты в их взаимосвязи определили подъем и  расцвет древнегреческой культуры и возникновение первоначальных научных знаний, рационализацию и  стимулирование развивающегося самосознания, что и породило развитие древнегреческой  философии, как рефлексии над  культурой.

 

 

3.Специфика  философии, круг ее проблем.

 Основная специфика  философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с  научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием  в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии  шире предмета исследования любой отдельной  науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

 Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат  в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет  в себе отпечаток личности и мировоззрения  отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов  своего времени, испытывает на себе влияние  эпохи;

Информация о работе Философское мировоззрение и картина мира