Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:57, контрольная работа
Философия - теоретически осмысленное мировоззрение. Слово "теоретически" употреблено здесь расширительно и подразумевает интеллектуальную проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере решения различных проблем. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично —
постоянно развивается и
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Философия осмысливает результаты развития специальных наук, сводит в единую систему зависимостей массив исследований по областям знания, создавая всеобъемлющий комплекс универсальных законов мироздания. Поэтому предмет философии можно обозначить как исследование конкретных знаний о мире, а также мир во всей совокупности его процессов и человека, познающего этот мир, себя и своё место в нём. Исходя из данного определения предмета, можно очертить круг наиболее фундаментальных философских проблем:
мир – проблема бытия (существования), субстанции (первоосновы), материи (вещества), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);
человек – проблема сущности человека, его природы, жизнедеятельности, сознания, мышления, познания смысложизненных ориентиров;
взаимодействие мира и человека – проблема их взаимовлияния, соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.
Соответственно, многообразию проблем в философии сложился ряд аспектов, исследующих разные стороны взаимодействия мира и человека:
онтологический– анализирующие процессы бытия;
гносеологический рассматривающий процесс и результаты познания мира;
антропологический – систематизирующий философские знания о человеке;
социально-философский– изучающий законы функционирования и развития общества;
аксиологический – формирующий учение о ценностях мира, бытия самого человека;
праксиологический – конкретизирующий специфику практической деятельности людей;
логический – представляющий законы человеческого мышления.
Имеются ещё и этический, эстетический, эвристический, культурологический, историко-философский аспекты. Они не менее рельефны и важны, но их конкретизация значительно затруднит усвоение темы. Каждый из этих аспектов представлен большим количеством исследований, позиций, направлений, идей, школ, точек зрения. Подобного разнообразия не может продемонстрировать ни одна конкретная наука, так как не имеет столь широкого предметного поля
4.Философия и религия, философия и наука
Фундаментальные общечеловеческие концепции,
касающиеся самых основ мироздания,
развития Вселенной, начала ее и конца,
могут быть выражены с одинаковой
полнотою через различные и даже,
казалось бы, исключающие друг друга
системы понятий: материализма - идеализма,
атеизма – религии… Разное понятийное
оформление, суть - одна.
Все мировоззрения, создаваемые сотни
и тысячи лет лучшими из людей, различным
образом отражают единый наш мир, общий
для всех, и предлагают различные способы
нашего бытия, познания и развития сущего.
Задачи философии и религии одинаковы.
Они призваны дать людям такое мировоззрение,
которое максимально отвечало бы объективному
назначению человека и человечества, нашей
мировой Миссии. С этим мировоззрением
должно быть удобно и эффективно жить.
Оно должно давать направление жизням,
ориентировать их на уверенное и соразмерное
развитие Целого.
Религия - естественная, органичная форма
объяснения мира, имеющая глубокие корни
еще в природе до человека.
Ее появление тесно связано с возникновением
психики и сознания, которые возможны
только при наличии веры в то или иное
объяснение сущего - всего, чему являемся
мы свидетелями и в чем участвуем. Хотя
бы простейшее объяснение: мир существует
потому, что он существует! Но, чем выше
сознание, тем сложнее вера его.
Уровень осознания Бога соответствует
уровню развития вида и его положению
в мире.
Религия - первая форма объяснения мира.
Философия дополняет религию, ставя перед
собою задачи не только объяснения, но
и целенаправленного развития мира. В
истинном понимании их высокого назначения
между философией и религией нет различия
и нет исторического разрыва.
Каждая нарождающаяся религия или же философия
первоначально - гипотеза, предлагающая
какое-то новое объяснение мироздания.
Одни, немногие, выдвигают гипотезу, и,
если та в каком-то смысле оказывается
удобной, другие, многие, принимают ее
и строят из гипотезы веру. Для всех.
Со временем вера вырождается в догмы
и ортодоксию. Тогда возникают гипотезы
новые, часть из которых опять становится
верой. И так может быть - без конца!..
В последние времена учения о развитии
мира, не помещаясь в рамках ортодоксальных
религий, пошли по пути атеизма. Но отсутствие
веры - самообман. Любое мировоззрение
- схема идеального мира, построенная на
вере в определенные взаимосвязи, только
в какой-то мере подкрепленные опытом.
Утверждение, что "религия - порождение
страха", оскорбительно для человечества.
Не страх, а необходимость комплексного
осознания, объяснения мира породила религию
и, одновременно с нею, сознание. Атеистическое
объяснение мира - просто другой вариант
объяснения окружающего.
Животным и человеку для поддержания жизнедеятельности
необходимо ориентироваться в среде. Для
выживания и, тем более, преобразования
мира сознанию нужны точки опоры, надо
иметь достаточно стабильный мир идеальный,
отвечающий материальному. И субъект строит
его на каркасе из основных, краеугольных
понятий – заповедей и аксиом. Этот каркас
и есть вера, единая для многих людей. В
рамках нее люди создают индивидуальные,
динамичные структуры психики и сознания.
Чем сложнее окружающий мир и организм
индивида, тем обширнее, совершеннее вера.
И, чем сложней вера, тем больше может она
вместить индивидуальных, динамичных
конструкций.
Религия - высшая форма веры. Она объясняет
человеку, зачем он живет, работает, рожает
детей, подкрепляет его, руководит им.
Указывает наше положение в мире, ориентирует
"я" во Вселенной, дает версию смысла
существования.
К этому призвана и философия; но она расширяет
стоящие перед человеком задачи. Мы должны
не просто существовать, но познавать
и развивать мир! - утверждает она.
Философия пытается объяснить то, во что
принято верить.
Философия - синтез науки, религии и поэзии;
поэтическая вера в науку; искусство на
базе знаний своего времени прозревать
будущее.
Философия - творение веры "научными
методами".
Мировоззренческие концепции, которые
не становятся верой, религией, называются
философиями.
Материализм построен на субъективном,
отталкивается от данных нам органов ощущений
и разума - конкретной ограниченности
самого человека и изобретенных им средств
познания и развития.
Идеализм пытается расширить эти границы,
перешагнуть через рамки доступного опыта,
объединить представляющееся нам прерывным
в единое, конечное и временное связать
с бесконечным и вечным.
Материализм и идеализм - не антагонистические,
но взаимно дополняющие друг друга концепции,
которые могут быть слиты в одно единое
мировоззрение.
Материя - основа всего. В том числе, человека.
И в философии надо отталкиваться от базы
- материи, а не от следствия - человека.
На протяжении истории, философски осмысливая
мир, человечество, по сути, осуществляет
познание материей себя самое. Развитие
философских концепций, с одной стороны,
являет собою приближение к истине (приближение
структуры идеального мира к структуре
мира материального), это - познание материального
мира; а, с другой стороны, нацелено через
развитие идеального (создание нового
в идеальном) - на развитие материального
мира.
Самопознание и саморазвитие материи
являют собою два главных направления
мировой воли и, в частности, философии
активного мирового начала, достигшего
наивысшего собственного развития в человеке.
В философии, как в религии, есть пророки,
верующие и служители. Человек, создающий
или открывающий новое, - пророк; не раздумывая
принимающий что-то - верующий; хранящий
и разъясняющий веру другим - служитель.
Такое разделение можно распространить
на все сферы интеллектуальной, духовной
человеческой деятельности.
И через тысячу, миллион или миллиард лет,
какую бы форму ни принимал Разум, он, весь
или какие-то его части будет верить, что
Бог существует. Потому что и тогда останется
необъяснимое и непознанное. Только когда
необъяснимого не останется, наступит
конец всему. Он даст Начало.
При рассмотрении вопроса о соотношении
философии и науки имеется, по
крайней мере, три аспекта его
интерпретации: 1) является ли философия
наукой; 2) взаимодействие философии
и частных (конкретных) наук; 3) соотношение
философии и вненаучного знания.
Первый аспект. Нельзя отрицать научного
характера философии вообще как одного
из мощных потоков развития человеческого
знания и культуры. И если к ней подходить
не только со стороны конкретных концепций,
а рассмотреть с позиции истории, то можно
обнаружить преемственность в развитии
философского знания, его проблематики,
общность категориального аппарата и
логики исследования. Не случайно Гегель
рассматривал философию прежде всего
с точки зрения «науки логики».
Выводы, полученные в рамках философии,
служат не только средством получения
научного знания, но и сами входят в содержание
науки. Не случайно многие крупные ученые
в области конкретных наук являются и
виднейшими представителями философии.
Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля,
Бруно. Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда,
Рассела и многих других. У философии имеется
свой специфический язык и свой категориальный
аппарат. Она осуществляет научный поиск
и уже поэтому имеет научный характер.
К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно
уточнение, – когда она опирается на систему
научного знания.
Второй аспект – взаимодействие философии
и частных наук. Естественно, что современная
философия уже не может претендовать на
роль науки наук, включать в себя все знания.
Конкретные науки имеют собственный предмет
исследования, свои законы и методы, свой
уровень обобщения знания. Философия же
делает предметом своего анализа обобщения
частных наук, т.е. она имеет дело с более
высоким, вторичным уровнем обобщения.
Если первичный уровень приводит к формулированию
законов конкретных наук, то задача второго
уровня – выявление более общих закономерностей
и тенденций. Основным методом философии
при этом выступает теоретическое мышление,
опирающееся на достижения частных наук,
конечно, в том случае, если сама философия
претендует на научность. Крупнейшие открытия
в конкретных науках способствовали и
интенсивному развитию философии.
Достаточно указать на огромное влияние,
которое оказали успехи естествознания
в Новое время, в конце XIX – начале XX вв.
на развитие философского знания. При
этом надо иметь в виду, что новые открытия
в области частных наук могут приводить
к утверждению научно-философских выводов
как реалистической философии, так и той
философской ветви, которая представляет
иррационалистические спекуляции.
Однако философия не только испытывает
влияние со стороны частных наук, но и
сама оказывает воздействие на их развитие,
причем опять-таки как положительное,
так и отрицательное. Философия, конечно,
не призвана делать какие-либо открытия
естественно-научного характера. Ее влияние
осуществляется через философское мировоззрение,
которое так или иначе воздействует на
первоначальные позиции ученого, его отношение
к миру и познанию, а также на его отношение
к необходимости развития той или иной
конкретной области знания. Взаимозависимость
философии и частных наук хорошо выразил
И.В. Гете. «От физика, – писал он, – нельзя
требовать, чтобы он был философом; но
…он должен быть знаком с работой философа,
чтобы доводить феномены вплоть до философской
области. От философа нельзя требовать,
чтобы он был физиком, и тем не менее его
воздействие на область физики и необходимо,
и желательно. Для этого ему не нужны частности,
нужно лишь понимание тех конечных пунктов,
где эти частности сходятся».
Наконец, третий аспект – философия и
вненаучное знание. При этом вненаучное
знание мы разделим, с известной долей
условности, на заблуждения, связанные
с исследованиями людей, убежденных, что
они создают подлинную науку, и паранауку,
куда входят такие «науки», как астрология,
оккультные «науки», магия, колдовство
и т.д.
Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося
разума», следует, на наш взгляд, рассматривать
последний в качестве момента развития
научного знания и философии. Причем с
исторической точки зрения этот момент
является необходимым в силу самого характера
процесса познания, и он свойствен любой
науке. Философия также не может быть гарантирована
от заблуждений.
Отношение философии и паранауки. Отметим,
что некоторые авторы, особенно это касается
представителей и приверженцев концепции
«постмодернизма», призывают использовать
любые учения, вплоть до мистики, суеверий,
магии, астрологии и т.д.. лишь бы они оказывали
терапевтическое воздействие на современное
больное общество и индивидов. Они полагают,
что статус научного миропонимания в современном
обществе не выше, чем любого функционального
мифа, и выступают, по существу, за беспредельный
мировоззренческий плюрализм. Однако
подобная позиция абсолютной нейтральности
научного мировоззрения к псевдонауке
ведет к интеллектуальному анархизму.
Более того, при таком подходе научного
сообщества к псевдонауке, который ширится
в современном мире, мы можем уже достаточно
скоро оказаться свидетелями победы суеверия
над научным мировоззрением.
Необходимо сказать, что наиболее велико
влияние паранауки именно в критические
моменты развития общества и индивида.
Это потому, что паранаука действительно
выполняет некоторую психо– и интеллектуально-
Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.
Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.
Наиболее существенными из них выступают:
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть:
Нередко в современных условиях
в мировоззрении отдельных
Мироощущение мировосприятие и миропонимание
В различающихся по форме и по
характеру мировоззрениях интеллектуальный
и эмоционально-
Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.
Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.
С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.
Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.
Информация о работе Философское мировоззрение и картина мира