Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 10:10, реферат
Ценность свободы личности, проблема человека, его существования, его взаимоотношений с Богом всегда занимали как умы философов, так и простых граждан. Данные темы не теряют своей актуальности и по сей день. Этим и объясняется выбор данной темы: изучая труды таких великих философов, как Н.А. Бердяев, мы помогаем себе и обществу приблизиться к понимаю данных вопросов. В этом и заключается основная цель нашего реферата.
Введение…………………………..……………………..……………………….. 3
Глава I. Биография Н.А. Бердяева…………………………………….…………5
Глава II. Антропология по Бердяеву…………………………………………….8
Личность и «парадоксальная этика»…………………………………..8
Идея Богочеловека в философии Бердяева………………………….10
Философия творчества………………………………………………...12
Глава III. Взгляд Н.А. Бердяева на развитие техники и технологий…………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ
Реферат по философии
на тему:
Философское мировоззрение Николая Александровича Бердяева
Выполнил: студент 2 курса очного факультета
Ризванова Г.Р.
Багаутдинов А.А.
Альметьевск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………..……………………..
Глава I. Биография Н.А. Бердяева…………………………………….…………5
Глава II. Антропология по Бердяеву…………………………………………….8
Глава III. Взгляд Н.А. Бердяева на развитие техники и технологий…………16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Ценность свободы личности, проблема человека, его существования, его взаимоотношений с Богом всегда занимали как умы философов, так и простых граждан. Данные темы не теряют своей актуальности и по сей день. Этим и объясняется выбор данной темы: изучая труды таких великих философов, как Н.А. Бердяев, мы помогаем себе и обществу приблизиться к понимаю данных вопросов. В этом и заключается основная цель нашего реферата.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
-изучить биографию Н.А. Бердяева;
-изучить философские взгляды Н.А. Бердяева на различные аспекты человеческой жизни;
Взгляды Н.А. Бердяева находятся в русле четко обозначившейся в западноевропейской философии устремленности к постижению внутреннего духовного опыта человека, которая особенно проявилась в таких философских направлениях, как персонализм, экзистенциализм и др. Бердяеву присуща не сухая и отстраненная, а глубоко личностная, отмеченная парадоксальностью манера философствования, что придает стилю его произведений большую эмоциональность и выразительность. Отказываясь монистически строить свою философию, выводить ее из единого принципа, Бердяев развертывает ее как совокупность нескольких независимых идейных комплексов, каждый из которых вырастает из определенной первичной интуиции.
Нравственная и культурная ценность сочинений Бердяева не исчезает оттого, что их автор стоит на религиозных позициях, и застревает в каких-то противоречиях. Бердяев принадлежит к тому типу русских мыслителей, которых мы зовем правдоискателями. Они ищут высшей правды и по-иному, чем с точки зрения вечности, не видят мир. Бердяев сверяет свой путь по звездам, а не по учебному компасу. Он более озабочен тем, каким быть миру, нежели тем, каков он есть.
Мир, в котором мы сегодня живем, является результатом человеческой деятельности, которая всегда осмысленна и целесообразна. Осознанием оснований человеческой деятельности, ее целей и смысла всегда занималась философия. Изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Глава I. Биография Николая Александровича Бердяева
Николай Александрович Бердяев родился 18 марта 1874 года в Киеве. Является российским философом из старинного дворянского рода. Переезд из родины в далекие края длился у Бердяева всю жизнь. Он не стремился уезжать из России. Сначала Николай учился дома. В 1884-1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 году поступил на естественный факультет Киевского университета, в 1895 году перешёл на юридический факультет, увлёкся марксизмом. Сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом. Будучи аристократом по происхождению, Бердяев был революционером, бунтарем по духу. Участие в студенческих беспорядках стоило ему отчисления из университета и ссылки в Вологду в 1898 г. Дебютная его статья была обнародована в марксистском журнале в 1899 г.
В 1897 году за участие в студенческих волнениях арестован и исключён из университета. В 1900-1902 годах в ссылке в Вологде; в эти годы отходит от марксизма. С 1904 года в Петербурге совместно с С.Н. Булгаковым редактирует журнал "Новый Путь". В 1900-1906 годах происходит переход Бердяева на позиции христианского "мистического реализма", обращённого как против государственно-церковной традиции, так и марксизма, понимаемого в качестве религии. С 1908 года в Москве сближается с кругом основателей Религиозно-философского общества (княгиня Е. Н. Трубецкая, В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский). В Революции 1905-1907 годов Бердяев увидел "две анархии" - красную и чёрную, равно для него неприемлемые.
28 февраля 1917 Бердяев агитирует войска, собранные в Манеже, не стрелять в народ. Февральскую революцию встретил с надеждой, увидев в её бескровности доказательство того, что русская абсолютная монархия не была народной и не имела твёрдой опоры в народе. Полагал, что в России совершается не классовая, а сверхклассовая, всенародная революция, осуществляющая задачи общенациональные и общегосударственные. Такой общенациональной задачей считал продолжение войны до разрешения восточного вопроса, завещанного нашему поколению рядом столетий предшествующей истории, полагал, что партии, ведущие антивоенную пропаганду, «узурпируют волю народа будучи меньшинством»1. Главную опасность углубления революции усматривал в её уравнительном пафосе, нарастании насилия и мобилизации интересов, то есть классовой борьбы, что ведёт к нравственному падению русского народа, к атомизации русского государства и распылению русского общества.
В июне явился одним из учредителей "Лиги русской культуры", которая должна была начать среди великого разброда и распада, в единении с пробуждённым и отрезвлённым народом созидательную работу укрепления русской культуры и государственности в их неподдельной благородно-национальной форме. 9 августа на частном Совещании общественных деятелей в Москве сделал доклад об экономическом состоянии России, 10 августа избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября Бердяев работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), которую характеризовал как комиссию по разделу России.
Октябрьскую революцию рассматривал первоначально как несущественный эпизод, лишённый творческого потенциала, подчёркивал, что чудовищный нигилизм, торжествующий в этих процессах, есть явление старой России, а не творчество новой России. В январе 1918 года констатировал, что русская революция одержима страстью к уравнению, она движется чёрной завистью ко всякому качественному преобладанию, в ней происходит подбор худших и низвержение лучших. Грозит опасность гибели нашего культурного слоя. Бердяев объяснял это тем, что не только русская интеллигенция, но и русский народ изменил Церкви и отпал от неё.
В 1918 году избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918-1919 годов организовал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии и богословию. В статье "Духи русской революции" в сборнике "Из глубины", продолжающем идеи сборника "Вехи", Бердяев предложил искать разгадку жестокости русской революции в особенностях духовного склада русского народа, раскрытых Гоголем, Достоевским и Толстым.
В 1920 году арестован по делу "Тактического центра", допрашивался лично Ф. Э. Дзержинским и был выпущен. В сентябре 1922 года выслан из России, до 1924 года жил в Берлине, затем под Парижем (Кламар). Основал и редактировал журнал "Путь" (1925-1940). Все это время Бердяев не забывал о судьбах родины, находясь во Франции, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, близко к сердцу принимал победы и поражения Советского Союза в Великой Отечественной войне. У него даже были мысли вернуться, но он не рискнул приехать в страну, где правил Сталин. Скончался Александр Николаевич Бердяев 23 марта 1948 года, в рабочем кабинете своего французского домика, так и не успев воплотить в жизнь замыслы, которыми он был полон даже в самые непростые времена.
Глава II. Антропология по Бердяеву
Анализировать философские идеи Бердяева достаточно трудно не потому, что в них много противоречий, связанных с тем, что сам он довольно презрительно относился к философской систематике, а потому, что его мышление, по его собственному признанию, “афористично” и “фрагментарно”.
В философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущие вопросы российской мысли и жизни. Он еще в первой половине нашего века выделил тему свободы личности как центральную проблему философской мысли и предложил пути ее решения. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такой живой и растущий интерес. Философ проделал нелегкий путь от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
1. Личность и «парадоксальная этика»
В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Ее решение, по мнению Бердяева Н.А., может быть только антропоцентрическим - смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).
Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности, ибо оно принадлежит к двум мирам—природному и сверхприродному. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а именно как личность. Понятие личности он отличает от понятия индивида. Индивид — категория натуралистическая, это — часть рода, общества, космоса, то есть в этой ипостаси он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть и нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей и т. д., но не в этом ее суть.
Согласно Бердяеву, есть два противопожных пути преодоления человеком своей замкнутой на себе субъективности. Первый — раствориться в мире социальной обыденности приспособиться к нему. Это приводит к конформизму, отчуждению и эгоцентризму. Другой путь — выход из субъективности через трансцендирование, которое означает духовное озарение, переход к жизни в свободе, освобождение человека от плена у самого себя, экзистенциальную встречу с Богом. Нередко личность человека раздваивается.
Центральное место в познании духа Бердяев отводит этике. Он считает, что в истории человечества сложились два основных типа этики: этика закона (в дохристианской и социально-обыденной формах) и этика искупления (христианская мораль). «Этика закона организует жизнь человеческих масс, демонстрирует господство общества над конкретной личностью, над внутренней индивидуальной жизнью человека»2. Парадокс в том, что закон имеет и положительное значение, так как он не только калечит личную жизнь, но и охраняет ее. Этика Канта, по Бердяеву, есть законническая этика, потому что она интересуется общеобязательным нравственным законом, одинаковой у всех «природой» человека. С проблемой свободы Бердяев связывал решение проблемы возникновения нового и процессе творчества. Всякое действительно новое в мире возникает лишь через творчество, т. е. посредством проявления свободы духа. Творчество есть переход небытия в бытие через акт свободы. Иными словами, оно означает прирост, прибавление, создание того, чего еще не было в мире. Творчество предполагает небытие, подобно тому как у Гегеля становление предполагает небытие. Из бытия же возможно только истечение и перераспределение элементов данного мира.
В творческом акте человек выходит из замкнутой субъективности двумя путями: объективации и трансцендирования. На путях объективации творчество приспособляется к условиям этого мира. На путях же экзистенциального трансцендирования оно прорывается к концу этого мира, к его преображению, т. е. в действительность потенциальную, более глубокую.
Бердяев также утверждал, что было бы ошибкой делать вывод, что творчество объективированное, продукты творчества в этом мире лишены значения и смысла. Без них человек не смог бы поддерживать и улучшать условия своего существования в этом мире. Он призван производить работу над материей, подчинять ее духу. Но, подчеркивает Бердяев, нужно понимать границы этого пути и не абсолютизировать его. Следует иметь в виду, что наступит эпоха, новый исторический зон, когда эсхатологический (конечный) смысл творчества будет полностью выявлен. Проблема творчества, таким образом, упирается в проблему смысла истории.
2. Идея Богочеловека в философии Бердяева
По Бердяеву, только обращаясь к Богу, человек может уйти от метафизической пустоты, возродиться как личность, обретет духовное единение с природой и людьми. Бердяев говорит о единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа.
Одной из важнейших характеристик, которыми оперирует философ в отношении целостного, духовного человека, является «андрогин». Этот термин вводится Н. А. Бердяевым для характеристики проблемы пола, которая играет существенную роль в его философских построениях: «Для построения религиозной антропологии,— отмечал Н. А. Бердяев,— большое значение имеет понимание роли пола в человеческой жизни. Проклятие пола тяготеет над человеком. Человек не цельное существо. Цельное существо было бы андрогином. Человек есть существо половинчатое, т. е. половое существо. Он тоскует и стремится к восполнению, к достижению цельности, никогда ее не достигая или достигая лишь в мгновение» . Целостный человек — богочеловек не знает пола. Пол является следствием отпадения от Бога и утерей первоначального, андрогинного образа, следствием греха, приводящим к утрате целостности «мужской» и «женской» природ.
«Христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке»3. Идея Бога есть величайшая человеческая идея. Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога. Бог ждет рождения в нем человека. Бердяев возражал тем теологам, которые утверждали, что только Иисус Христос был Богочеловеком. Между тем свойственные человеческой личности свобода и способность к творчеству свидетельствуют именно о проявлении богочеловечности. Конечно, не в том же самом смысле, что и Христос, единственный в своем роде. Но в человеке, являющемся как бы пересечением двух миров, есть божественный элемент. Божественное трансцендентно (потусторонне) человеку и в то же время оно таинственно соединено с человеческим, выступая в богочеловеческом образе. С явлением Богочеловека Христа «прекращается самодержавие Бога.
Информация о работе Философское мировоззрение Николая Александровича Бердяева