Философское понимание истории в текстах Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

История, в ее классическом, стандартном определении как гуманитарной дисциплины есть наука, изучающая деятельность, политические и экономические институты, культуру человека прошлого для документирования, воспроизведения и установки последовательности событий, объективации исторических фактов, установления причинно-следственных связей определенных событий в прошлом, их влияния на настоящее и будущее и закономерности развития общественных процессов.

Содержание работы

Введение 3
Постановка проблемы: взгляды Фридриха Ницше на историю как науку 4
Роль личности в «формировании» истории 11
Классификация истории в понимании Ф.Ницше 14
Заключение 19
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Лешин М.В. реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Фридрих Ницше отвергает классическое (канонизированное) толкование истории как науки. В своих трудах  философ пытается  доказать, что история по своему происхождению, характеру и назначению ближе к искусству, чем к науке, и, что требование к ней стать наукой является вредным для жизни.

Ницше аргументирует  свою точку зрения тем, что,  источник происхождения истории находится  в самом человеке, в его психологической  способности помнить прошлое, в  его потребности иметь целостную  картину мира,  четкую шкалу ценностей, основанных на опыте и традициях предков. Таким образом, история организует жизнь человека, определяет его видение мира. Но, человек – субъективен, это делает не применимым к истории основного научного требования  – объективности. Историк имеет дело не с самим прошлым, а с его «остатками», из которых вынужден «конструировать» картину событий, соответствующую его  личному опыту,  взглядам, интуиции, знанию материала. Что приближает его работу, к работе художника, драматурга.

Все эти особенности  истории делают, по мнению Ницше, невозможным и даже вредным для жизни людей требование к истории стать наукой. Если история станет независимой от жизни наукой, то любая концепция, построенная с соблюдением правил логики и подтвержденная достаточным количеством фактов, будет иметь право на существование. Уже не жизнь будет диктовать условия истории, как это было раньше, а история как самодостаточная  дисциплина будет предлагать людям свое видение жизни. Ницше считает, что плюрализм мнений, концепций истории, характерное для позитивистов преклонение перед фактами, изложенными в источниках, лишат человека целостной картины мира, понимания своего места в мире, цели и смысла жизни. Потеряв ориентиры в море несвязанных между собой фактов, концепций, человек  замкнется в своей узкой, эгоистической сфере, выродится.

Чтобы этого не произошло, история, по мнению Ницше, не должна ни в коем случае превращаться в науку  и терять связь с жизнью. История  должна писаться на основе жизненных  потребностей человека, проповедовать  позитивные ценности, побуждать людей к великим свершениям. Основной ее задачей должно стать не познание истины, а воспитание человечества.  В  деле же воспитания , по мнению философа, достоверность, правда не нужны, сгодится и миф, если он содержит в себе проповедь позитивных ценностей.

 Но, здесь сразу  встает вопрос, кто будет определять  «позитивность» этих ценностей.  Мир меняется, наука идет вперед, меняется и сам человек. Позитивные  когда-то ценности утрачивают  свой первоначальный смысл. Даже  понимание «вечных» ценностей, таких как, любовь, Родина, дружба, семья, изменяется и уже не может служить опорой в изменчивом мире. На определенном этапе миф уже не может удовлетворить человеческий разум, человеку  требуется более достоверное знание, основанное не на интуиции и позитивных ценностях, а на реальных фактах. Именно поэтому к истории стали предъявлять требование стать достоверной наукой. В XIX веке это нашло свое отражение в преклонении позитивистов перед фактами, изложенными в источниках. Они еще не затрудняли себя проверкой достоверности изложенной в источниках информации, принимая все написанное в них за объективную правду. Но, благодаря позитивистам, делаются первые шаги в сторону разработки методов работы с источниками, отрабатываются приемы критики и анализа полученных в источниках данных. В ХХ веке  источниковедение сделало значительный шаг вперед и теперь включает  в себе как внешнюю, так и внутреннюю критику документов, сравнительно-исторический подход. Только данные, прошедшие тщательную проверку методами источниковедения, могут считаться достоверными и  стать материалом для работы историков. При интерпретации полученных данных историку, действительно, требуются не только профессиональные навыки, знание периода, но и интуиция, жизненный опыт, умение связно и логично изложить свою точку зрения. Но, это еще не делает историю искусством, требование научности всегда остается.

Ницше из позитивных соображений  пытается оградить человека от «излишних», с его точки зрения, знаний, затуманивающих четкую и ясную картину мира, и, таким образом, затормозить процесс развития знания. Он не принимает в расчет то, что потребности людей изменились, мифы исчерпали себя,  человек ищет более прочного достоверного знания.  Конечно, человеку будет очень тяжело найти себя, свое место в новом мире. Каждый должен будет сделать сам свой выбор, и, возможно, многие действительно предпочтут замкнуться в собственной эгоистической сфере,  но далеко не все.

Концепция истории Ницше  интересна современному историку не только своей оригинальностью, но и тем, что некоторые ее положения актуальны до сих пор, а также тем, что отражение взглядов Ницше можно видеть в современной ситуации в теории и методологии современной истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Философия истории: Учебное пособие / Под ред. Панарина, 2001
  2. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т., 2001
  3. Блауберг И.И. Философия жизни / Философский словарь /Под ред. Фролова И.Т., 2001
  4. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни /Сочинения, 1990
  5. Коукер К. Сумерки Запада, 2000

 

 


 



Информация о работе Философское понимание истории в текстах Фридриха Ницше