Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:40, реферат
История, в ее классическом, стандартном определении как гуманитарной дисциплины есть наука, изучающая деятельность, политические и экономические институты, культуру человека прошлого для документирования, воспроизведения и установки последовательности событий, объективации исторических фактов, установления причинно-следственных связей определенных событий в прошлом, их влияния на настоящее и будущее и закономерности развития общественных процессов.
Введение 3
Постановка проблемы: взгляды Фридриха Ницше на историю как науку 4
Роль личности в «формировании» истории 11
Классификация истории в понимании Ф.Ницше 14
Заключение 19
Список используемой литературы 22
Фридрих Ницше отвергает классическое (канонизированное) толкование истории как науки. В своих трудах философ пытается доказать, что история по своему происхождению, характеру и назначению ближе к искусству, чем к науке, и, что требование к ней стать наукой является вредным для жизни.
Ницше аргументирует
свою точку зрения тем, что, источник
происхождения истории
Все эти особенности истории делают, по мнению Ницше, невозможным и даже вредным для жизни людей требование к истории стать наукой. Если история станет независимой от жизни наукой, то любая концепция, построенная с соблюдением правил логики и подтвержденная достаточным количеством фактов, будет иметь право на существование. Уже не жизнь будет диктовать условия истории, как это было раньше, а история как самодостаточная дисциплина будет предлагать людям свое видение жизни. Ницше считает, что плюрализм мнений, концепций истории, характерное для позитивистов преклонение перед фактами, изложенными в источниках, лишат человека целостной картины мира, понимания своего места в мире, цели и смысла жизни. Потеряв ориентиры в море несвязанных между собой фактов, концепций, человек замкнется в своей узкой, эгоистической сфере, выродится.
Чтобы этого не произошло, история, по мнению Ницше, не должна ни в коем случае превращаться в науку и терять связь с жизнью. История должна писаться на основе жизненных потребностей человека, проповедовать позитивные ценности, побуждать людей к великим свершениям. Основной ее задачей должно стать не познание истины, а воспитание человечества. В деле же воспитания , по мнению философа, достоверность, правда не нужны, сгодится и миф, если он содержит в себе проповедь позитивных ценностей.
Но, здесь сразу
встает вопрос, кто будет определять
«позитивность» этих ценностей.
Ницше из позитивных соображений пытается оградить человека от «излишних», с его точки зрения, знаний, затуманивающих четкую и ясную картину мира, и, таким образом, затормозить процесс развития знания. Он не принимает в расчет то, что потребности людей изменились, мифы исчерпали себя, человек ищет более прочного достоверного знания. Конечно, человеку будет очень тяжело найти себя, свое место в новом мире. Каждый должен будет сделать сам свой выбор, и, возможно, многие действительно предпочтут замкнуться в собственной эгоистической сфере, но далеко не все.
Концепция истории Ницше интересна современному историку не только своей оригинальностью, но и тем, что некоторые ее положения актуальны до сих пор, а также тем, что отражение взглядов Ницше можно видеть в современной ситуации в теории и методологии современной истории.
Информация о работе Философское понимание истории в текстах Фридриха Ницше