Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 09:23, реферат
Итак, чтобы понять, что такое «материя», и как себе ее представляли великие умы мира, для начала хотелось бы сказать проникнуть в историю и открыть для себя тайны философии, ее зарождения и существование, вплоть, до наших дней. Начнем…
Что же такое философия? Пожалуй, начнем с определения, в наши дни сложилось множество формулировок, вот несколько примеров:
Философия – дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Философия – форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.
Введение 3
1. Эволюция взглядов в понимании материи с древних времен до наших дней.
6
2. Идеалистический и материалистический подход к пониманию сущности материи.
10
3. Современная наука о системной организации мира. 16
4. Современное представление о структуре, строении материи и его физический смысл.
18
Заключение 21
Список литературы 22
Контрольная работа №1
на тему:
«Философское понимание материи»
«Развитие, представление
о материи в истории философии»
Содержание
Введение |
3 |
|
6 |
|
10 |
|
16 |
|
18 |
Заключение |
21 |
Список литературы |
22 |
Введение.
Итак, чтобы понять, что такое «материя», и как себе ее представляли великие умы мира, для начала хотелось бы сказать проникнуть в историю и открыть для себя тайны философии, ее зарождения и существование, вплоть, до наших дней. Начнем…
Что же такое философия? Пожалуй, начнем с определения, в наши дни сложилось множество формулировок, вот несколько примеров:
Само же слово «философия», которое впервые ввел в употребление, как полагают, Пифагор (ок.580-500гг. до н.э.), происходит от греческих корней φιλεω (люблю) и σοφια (мудрость) и переводится буквально как «любовь к мудрости». Философская мудрость – это не просто некая сумма знаний о мире.
«Философию философией (любомудрием), а себя философом (любомудром) впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта…; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ («любомудр») – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости»1.
Это стремление к познанию
предельных оснований всего сущест-
Итак, философия зародилась довольно давно, примерно три тысячи лет назад в древних культурах Индии, Китая, Греции.
Историю европейской
истории принято делить на пять этапов.
Первый этап – это философия античности,
которая существовала с VI века до н.э. до
III века н.э. Спецификой греческой философии,
является стремление понять сущность
природы, космоса, мира в целом. Именно
к этому стремились первые греческие философы
– Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько
позднее – пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл
и другие.
Следующий этап- это философия средних веков.
Она возникла в IV веке и просуществовала
вплоть до XIV века. В этот период философия
тесно сопряжена с теологией, а фактически
составляла ее неотъемлемую часть. Основная
проблема философии средних веков – бытийное
отношение между Богом и человеком.
Новым этапом стала философия возрождения (XI – XVI вв.). Начиная с XV века, происходят многочисленные изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, которые были связаны в первую очередь с процессом секуляризации – освобождение от религии и церковных институтов. Если в центре внимания античности был космос, в средние века – Бог, то в эту эпоху в центре оказывается человек.(Г.Галилей, Б.Телезио, Н.Кузанский, Дж.Бруно)
За философией Возрождения сформировалась философия Нового времени (XVII – XIX вв.). Для нее характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который, как кажется философам, способен познать природу и привести человека к прекрасному будущему. Новое время – это период развития и становления науки, которая мыслится как средство улучшения человеческой жизни и считается едва ли не естественным явлением.(Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Г.Лейбниц)
Последний этап развития философии – это новейшая философия (XX в.), которую называют также современной. Современная философия – это очень сложное явление, которое сочетает в себе все вопросы, которые когда-либо ставила философия. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.
Основным вопросом на протяжении всего времени является вопрос об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два лагеря – материалистический (материализм) и идеалистический (идеализм).
Материализм – система философии, отрицающая в природе все духовное (творящую первопричину мироздания, невещественную природу души и свободную волю в человеке), признающая в мире только одну сущность (субстанцию) – материю и объясняющую механическим движением частиц последней, как происхождение мира, так и все явления внешней природы и внутреннего мира человека. 2
Идеализм – философское
миросозерцание, рассматривающее
И вот, борьба среди этих лагерей ведется практически с самого зарождения философии. Нельзя с уверенностью сказать, что материализм на самом деле вернее, а идеализм неверен, так же как и наоборот, что идеализм верен, а материализм нет.
В своем реферате, я бы хотела раскрыть понятие «материя» с самого зарождения и по сей день. Включая и то, что у каждого из представителей философских школ имелось свое понятие этому термину. Итак, что же такое «материя»?
Давайте, начнем с того, что термин «материя» появился в древности и использовался еще Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Уже в древние времена философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Эта несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции – это и формирование научного понимания материи. В Древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. Материя является важнейшей категорией философии. Сущность этой категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к сложному.
Итак, как же себе представляли материю великие философы древних времен? Из беглого анализа представлений ученых того времени показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком было.
Во-первых, сведение понятия материи к какому-то конкретному виду вещества или ряду веществ.
Во-вторых, признание материи в качестве строительного материала, некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало выход за пределы имеющихся о ней представлений. Тем самым каким-либо конкретным видом вещества с присущим ему свойствами ограничивалось дальнейшее познание, проникновение в сущность материи. Все большей заслугой древних материалистов было изгнание представлений о Боге-творце и признание взаимосвязи материи и движения, а также вечности их существования.
В каждую историческую эпоху содержание понятия материи определялось уровнем развития знания о мире. По ходу развития философской мысли складывались различные представления о материи, и, соответственно различные варианты материалистической онтологии (общая теория объективной реальности, т.е. материального бытия, материи). Древние философы представляли себе природу материи, отожествляя ее с теми или иными конкретными веществами, как уже было сказано ранее. Например, философ Фалес Милетский, выделял воду, самую «бесформенную» материю в качестве первостихии. Анаксимен, же определил основой всего сущего – воздух, а Гераклит – огонь, Ксенофан и другие – землю. Эмпедокл пошел путем наименьшего сопротивления – объединил эти различные мнения и принял все четыре элемента: воду, воздух, огонь и землю.
Расходясь во мнениях по вопросу о природе материи, они сходились в том, что его решение играет важную роль в развитии науки, ибо определяет путь, по которому должно двигаться познание: необходимо сначала установить, что такое материя, из которой образуются все вещи вообще, а уже затем на этой основе объяснить происхождение и свойства отдельных вещей.
Как писал по этому поводу Аристотель, « наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное…».4
Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней Греции Левкипп и особенно Демокрит – родоначальники атомистического учения об окружающем мире. Долгое время Левкиппа считали мифической личностью, и лишь из недавно найденных папирусов было установлено, что он действительно жил и был учителем Демокрита. Поэтому теперь с полным правом можно считать именно Левкиппа основателем греческой атомистики. По Левкиппу, мир состоит, во-первых, из атомов, вечно движущихся, однородных по качеству, но бесконечно разнообразных по форме и неделимых, во-вторых, из пустоты, в которой они двигаются.
Представление о материи, как об атомах, движущихся в пустоте, определило развитие науки на многие столетия. Лишь в XVII веке обнаружилось, что существуют явления природы, для объяснения которых предыдущее представление не пригодно (например, распространение света или действия сил тяготения). Поэтому получила распространение эфирная концепция Декарта, который как, и Аристотель под эфиром понимал непрерывную среду, заполняющую сплошь все мировое пространство. Поэтому простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь. Всякий объект представляет собой сочетание и взаимодействие множества эфирных вихрей.
В результате соединения учений об атомах и эфире в XVIII –XIX вв. сформировалась атомно-эфирная концепция. В ней утверждается, что материя существует как в форме атомов, так и в форме эфира, проявляясь в различных состояниях (атомов и поля, квантов и волн).
Успехи, достигнутые естествознанием в XIX веке с помощью этой концепции, убеждали современников в правильности атомно-эфирных представлений о материи. Казалось, что благодаря им наука встала, наконец, двумя ногами на твердую почву и уверенно движется к раскрытию всех тайн природы. Но на рубеже XIX-XX веков были сделаны открытия, которые произвели настоящую революцию в естествознании. Обнаружилось, что атомы, считавшиеся неделимыми и неразрушимы, могут распадаться, а свойства эфира оказываются настолько противоречивыми, что приходится сомневаться в его существовании. Из чего многие ученые сделали вывод, что «Материя исчезает!», т.к. атомно-эфирная концепция была уже не состоятельно. Но на самом деле, потеряло смысл субстратного понимания материи, которое было главенствующим на протяжении многих веков.
Необходимо, было выявить новое понимание материи. Показав несостоятельность субстратных концепций материи, прогресс науки преподал философии урок диалектики, который лишний раз подтвердил необходимость последовательного диалектического мышления для построения онтологической концепции, отвечающей логике развития научного познания.
К диалектическому пониманию
С точки зрения современных
научных представлений о
Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Раскрывая наиболее общие связи и отношения действительности, философия на основе их знаний формулирует определенные принципы подхода к познанию – субъективную диалектику. Она обосновывает, например, такие принципы, как требование конкретного анализа явлений, рассмотрение их в процессе возникновения, изменения и развития, во взаимосвязи, требует практической проверки теоретических выводов и т.д.