Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 09:23, реферат
Итак, чтобы понять, что такое «материя», и как себе ее представляли великие умы мира, для начала хотелось бы сказать проникнуть в историю и открыть для себя тайны философии, ее зарождения и существование, вплоть, до наших дней. Начнем…
Что же такое философия? Пожалуй, начнем с определения, в наши дни сложилось множество формулировок, вот несколько примеров:
Философия – дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Философия – форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.
Введение 3
1. Эволюция взглядов в понимании материи с древних времен до наших дней.
6
2. Идеалистический и материалистический подход к пониманию сущности материи.
10
3. Современная наука о системной организации мира. 16
4. Современное представление о структуре, строении материи и его физический смысл.
18
Заключение 21
Список литературы 22
Вообще, если предметом изучения является та или иная категория, то нужно проследить историю ее развития. Нужно показать, как эта категория возникла, как она развивалась, как она наполнялась современным содержанием. Изучение категорий в их исторической связи, в их становлении и развитии дает возможность лучше понять их современной содержание и помогает наиболее правильному их использованию в практике мышления. Изучение истории понятия «материя» исключительно важно еще и потому, что оно выступает как бы определенной моделью, позволяющее показать некоторые проблемы историографии понятий.
В соответствии с уровнем развития
способа производства, практики и
науки в становлении
Философы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания.
Древнегреческие материалисты не располагали общим понятием, тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая нами сегодня, - продукт длительного развития, она создавалась в процессе формулирования и решения философских проблем. Древнегреческие философы в немалой степени содействовали созданию материалистической категории материи.
Возникновение атомистической философии Левкиппа и Демокрита – большой шаг в истории древнегреческого материализма. Сила учения Демокрита состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе.
Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древнегреческие материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и, главным образом, выявили ее физические свойства. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе. С его механическими свойствами (тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.).
Для материалистических философов XVII века «материя» была уже категорией, которая в своих основных и существенных чертах совпадает с нашим понятием материи: она была высокообобщенным отражением объективной реальности, была категорией, которая отражала всю объективную реальность.
В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание матери – она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи – веществом.
Новый этап в развитии категории «материя» начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгельсом этой категории к области общественных явлений. Прежде материалисты рассматривали материю лишь с одной стороны, лишь как источник образования сознания. Теперь же развитие материи надо было рассматривать как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит сознание, но и сознание, в свою очередь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Идеальное в практической жизни может специфически, по-своему порождать материальное. Не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот.
Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX вв.
Важнейшие из этих открытий явились: открытие закона сохранения и превращения энергии Р. Майером, периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магнетизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его структуры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти открытия объединяет принцип признания материальности всех явлений и процессов объективного мира. Благодаря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах.
Таким образом, диалектика становления научного представления о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики.
Идеализм – термин
для обозначения широкого спектра
философских концепций и
Выделяется две основные ветви идеализма:
Признание духовной природы субстанции сближает объективный идеализм с субъективным. Поскольку же такое субстанцией можно считать Бог, объективный идеализм близок к религии.
Объективные материалисты по-разному трактуют сущность духовного начала, лежащего в основе бытия.
Платон утверждал, что помимо мира вещей, видимых нами, есть еще мир идей, которые человек может видеть «лишь очами разума». В мире идей существует, например, идея шара, идея амфоры, идея лошади и т.д. А каменные и медные шары, глиняные амфоры, живые лошади. Существующие в мире вещей, - лишь материальное воплощение соответствующих идей, их несовершенные копии, «тени». Таким образом, для Платона материальный мир – мир вещей – является производным от духовного мира – мира идей. Гегель основой всего существующего считал некий «мировой разум», который он называл Абсолютной идеей. Мировой разум мыслит, и логика его мышления ведет к образованию системы понятий, в соответствии с которой он создает природу, а затем и человека. Природа, по Гегелю, есть «царство окаменевших понятий». Отсюда вытекает знаменитый гегелевский тезис о тождестве мышления и бытия: все разумное действительно. Все действительное разумно. Человек наделен способностью мыслить по тем же логическим законам, что и Абсолютная идея. Изучая разумно устроенную природу и себя самого, он постепенно познает логику деятельности Абсолютной идеи. Таким образом, и она с помощью человека познает себя.
К объективному идеализму
относятся различные
Субъективные идеалисты доказывают зависимость внешнего мира от человеческого сознания. Они считаю, что наблюдаемые нами вокруг себя вещи – это комбинация наших ощущений, т.е. феномены нашего сознания. Вещи отождествляются с нашими ощущениями и восприятиями. Мир следует, считать зависящим от сознания, поскольку мы можем знать его только таким, каким он представляется в нашем сознании.
В крайней своей форме субъективный идеализм утверждает, что весь мир есть всего лишь совокупность ощущений и впечатлений отдельного индивида, т.е. некий продукт происходящих в его психике процессов. Такая форма субъективного идеализма называется солипсизмом. Принимать солипсизм всерьез как заслуживающее внимание философское воззрение вряд ли возможно.
Однако сторонники субъективного идеализма чаще всего говорят о мире как о системе феноменов, существующих в «человеческом сознании вообще», а не в сознании отдельного индивида.
Таким образом, субъективный идеализм не всегда ведет к солипсизму.
Классический вариант
субъективного идеализма –
Последовательно развивая такой подход к понимаю действительности, окружающей человека, пришлось бы, в конце концов, сделать солипсистский вывод, что не только вещи, но люди существуют лишь потому, что данный человек их ощущает, воспринимает. Однако, Беркли избегает солипсизма. Он задается вопросом: что порождает у нас ощущения? Источником их не могут быть ни существующие вне нас вещи (ведь вещи и есть наши ощущения), ни сам человек (так как ощущения появляются у нас непроизвольно, независимо от наших желаний). Значит, остается одно: ощущения порождает у нас Бог. Утверждая существование Бога, Беркли, по сути дела, переходит от субъективного идеализма к идеализму объективному. Такая эволюция взглядом характерна и для многих других субъективных идеалистов.
В XX веке к субъективно-идеалистическим позициям склоняются некоторые представители экзистенциализма (Ж.П.Сартр, А.Камю). Они понимают бытие как существование человека в единстве с воспринимаемым им миром, и проводят мысль, что главным и определяющим в бытии является его переживание человеком («экзистенция»). В экзистенции невозможно провести грань между субъектом и объектом, субъективной и объективной реальностью.
В основе современных
научных представлений о
Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях. Материя – одна из самых общих категорий нашего мышления. Она содержит лишь минимальное количество признаков обозначаемого предмета.
Изучая живую природу, мы сталкиваемся с системной организацией материи. Сложными системами являются как клетка, так и построенные из клеток организмы; целостную систему представляет собой вся сфера жизни на Земле – биосфера, существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроорганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобразующей деятельностью. Биосферу можно рассматривать как целостный объект (как атом, молекулу и т.д.), где есть определенные элементы и связи между ними.
Материальные системы всегда взаимодействую с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть как устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют ее структуру. Иными словами, система – это элементы и их структура.
Любой материальный объект как система уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь связанные друг с другом.
В неживой природе, следует выделить структурные уровни:
Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля. Невещественным формам присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Изученное и известное убедительно доказывает справедливость диалектико-материалистического учения о материальном единстве мира, а взаимосвязи и взаимообусловленности различных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о ее качественной специфике.
Современный уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. В живой природе можно выделить: