Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:37, реферат
В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. Кроме того, философов всегда привлекала проблема соотношения свободы и необходимости, определения границ человеческой свободы, степени и форм его зависимости от внешних сил. Потому тема свободы и сегодня не теряет своей актуальности.
Введение…………………………………………………………………………3
Философское понятие свободы…………………………………...5
Историческая необходимость и свободная деятельность
людей………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………….....18
Содержание
Введение…………………………………………………………
людей……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….....
Введение
Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Свобода относится к общечеловеческим ценностям, присущим всем народам во все эпохи. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения. Но не всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека.
Само понятие свободы заключает в себе подчас самое неожиданное содержание, это понятие очень многогранно, емко, исторически изменчиво и противоречиво. Можно сказать, что это глобальная человеческая проблема, своего рода загадка, которую из века в век пытаются разгадать многие поколения людей.
Попытки ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философской мысли. В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли.
В каждую эпоху проблема свободы ставится и решается по-разному, нередко в противоположных смыслах, в зависимости от характера общественных отношений, от уровня развития производительных сил, от потребностей и исторических задач.
Философия свободы человека была предметом исследования различных направлений: Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. За последние годы в философской литературе появился ряд публикаций по проблеме свободы.
О приоритетном значении, какое имела эта проблема для философии, прекрасно сказал Г.В. Плеханов: «Старый, но вечно новый вопрос о свободе и необходимости возникал перед идеалистами XIX века, как возникал он перед метафизиками предшествовавшего столетия, как возникал он решительно перед всеми философами, задававшимися вопросами об отношении бытия к мышлению. Он, как сфинкс, говорил каждому из таких мыслителей: «разгадай меня, или я пожру твою систему!»
Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость. Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем.
В настоящее
время в философии свобода
личности рассматривается как
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной, юридической ответственности за свои поступки.
Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое достижение.
1. Философское понятие свободы
Проблема человека является извечной философской проблемой. Ведь возникновение самой философии связано с исследованием человеком собственного бытия, окружающей его природной и социальной действительности. Личность постоянно стремится ко все большей свободе.
Вопрос о том, что такое свобода и может ли человек быть свободным,— один из вечных вопросов философии. В нем проявляется ее основной вопрос — вопрос об отношении человека к окружающему миру.
В философии под свободой
понимается определенная сторона взаимоотношений,
характеризуемая отсутствием
Философское понятие свободы не следует путать с обывательским представлением о свободе. Для обывателя быть свободным — значит действовать по произволу, удовлетворять любое желание. Возможна ли такая свобода? Допустим, человек, находящийся в знойной пустыне, пожелал немедленно искупаться в прохладном ручье. Это желание невыполнимо, потому что человек не считается с объективной необходимостью, с реальными условиями. Но означает ли это, что человек всегда раб необходимости, что он не может ее преодолеть и поступать в соответствии со своими желаниями?
Свобода - это состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Свобода личности - это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека. Философы подходят к осмыслению слова свобода с разных позиций.
Понятие «свобода» известно давно — еще до нового летоисчисления. В Европе оно приобрело свой философский статус в поучениях Сократа, в работах Платона и Аристотеля, Демокрита и Эпикура. О свободе размышляли стоики (Марк Аврелий, Сенека) и другие мыслители древности. Античные философы считали, что свобода доступна лишь богам. Человек же игрушка в их руках. Он раб своих страстей и внешней необходимости. Этот взгляд отражал тот уровень общественного развития, когда человек был слаб и беспомощен в борьбе со стихийными силами природы и классовой эксплуатацией.
Христианские богословы и философы считали, что человек может быть свободен, но понимали свободу очень ограниченно. Свобода, по их мнению, состоит в возможности выбора одного из двух путей: совершать поступки, угодные богу, и в награду за это попасть в рай либо же совершать поступки, угодные дьяволу, и в наказание попасть в ад.
Нидерландский мыслитель-материалист XVII века Б. Спиноза считал, что в природе господствует необходимость. Человек же, обладая разумом, в состоянии познать эту необходимость. Благодаря этому он становится свободным. Свобода, согласно Спинозе,— познанная необходимость. Верно ли это? Достаточно ли познать объективную необходимость, чтобы преодолеть ее, перестать от нее зависеть, стать свободным?
Для того чтобы в жаркой пустыне появился водоем, пригодный для купания, мало одних желаний. Необходимо провести определенные ирригационные работы: построить каналы и арыки, найти источники воды, научиться правильно сохранять и распределять влагу. Для этого, в свою очередь, надо познать законы природы, выбрать правильный строительный проект, принять обоснованное решение. Но одних решений и проектов недостаточно. Необходимо проделать огромную работу и воплотить выбранный проект в действительность, только тогда человек сможет освободиться от зноя и осуществить свое желание.
Марксистское понимание свободы не только сводит ее к познанию необходимости, оно связывает ее с практической деятельностью людей. Быть свободным — значит уметь познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать эти решения в действительность.
Понятие «свободы» заключает в себе подчас самое неожиданное содержание. Когда мы говорим о свободе, то фиксируем при этом те препятствия, которые нужно устранить ради нее. Если бы у меня были деньги, купил бы… Получается, что о свободе можно говорить как о преодолении трудностей. Казалось бы, свобода – понятие ясное, четкое, но оказалось, что определить свободу для себя сложно, невозможно. Для того, чтобы приблизиться к ее пониманию, нужны иные факторы.
При характеристике
свободы следует возразить
Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий.
Ф. Энгельс утверждал, что не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.
Для личности обладание свободой – это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого «винтика» в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями.
Конечно, нет, и не может быть какой-то абстрактной, тем более, абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена – нации, классы, государства [2, с. 577].
Проблема свободы человека в наши дни находится в центре политической и духовной жизни, степень ее достижения — главный критерий цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития.
Итак, с точки зрения современной философии понятие свободы включает в себя: познание законов природы, общества, человеческого мышления; принятие решений, выявление способов и средств, способствующих достижению поставленных целей; наличие желания воли и способностей, необходимых для претворения принятых решений в жизнь.
Реализуя свою свободу человек должен сделать свой выбор. Его выбор будет определен присущими ему ценностей ориентаций, потребностями и интересами. Сделав выбор желаемого из спектра объективно возможного, человек тем самым «снимает» противоречие между свободой и необходимостью.
Высшая степень свободы человека – совпадение его стремления, воли, хотения и объективной необходимости. Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. «Свобода есть познанная необходимость» - эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю.
Свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть действительно свободным без других или за их счет. Иначе говоря, чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя.
Быть свободным вне общества невозможно. В. И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли.
2. Историческая необходимость и свободная деятельность людей
Уже в глубокой древности в сознании людей, размышлявших об условиях поведения человека, возникает характеристика действий, совершаемых людьми, как действий, направляемых необходимостью. Сила ее необорима, ее велениям послушны не только люди, но и сами боги.
Определение фундаментальных оснований общества сопровождалось неоднократной сменой парадигм (пример, образец). Для античности характерно целостное восприятие мира, единство социального, политического, государственного устройства, правовых и этических норм. Средневековье утверждает признание божественных законов. Индустриальная парадигма базируется на признании лидирующей роли экономической науки в объяснении общества (марксизм, либерализм). Во всех этих концепциях история лишена субъективного, личностного начала. Общество представлено как бездушный механизм, в котором человеку отводится роль незаметного и вполне заменимого винтика [2, с. 354].