Философское творчество Н.И. Бердяев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 14:02, реферат

Описание работы

Видным представителем русской религиозной философии является Н.А. Бердяев. Он, как и B.C. Соловьев, не создал всеобъемлющей философской системы. Однако, ряд глубоких философско-мировоззренческих проблем поставлен и решен им в работах "О смысле творчества", "Философия неравенства", "Судьба России", "Философия творчества, культуры и искусства", "О назначении человека", "Истоки и смысл русского коммунизма". Сжатую, но содержательную характеристику своей философской позиции Бердяев дает в статье "Мое философское миросозерцание".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Философское творчество Н.И. Бердяев……………………………………….4
1.1 Смысл творчества…………………………………………………………….4
1.2 Философия свободы………………………………………………………...11
2. Антропология — персонализм — экзистенциализм………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

бердяев.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

Бердяев принадлежит к той традиции в русской философии, которая резко выступала против индивидуализма, именовавшегося, как правило, западным или мещанским. Но и социалистического, тем более коммунистического коллективизма он принять также не может. Решение, которое предлагает Бердяев, выражается понятием персонализма.

Бердяев исходит из существенного различия двух вещей: индивидуализма и персонализма. Первый связан синдивидом, второй —сперсоной, т. е. личностью. Иследовательно, прежде всего, нужно различать индивида и личность. Когда личность ставит себя выше общества и государства, что бы мы там ни говорили о достоинстве и неповторимости личности, это все-таки самый настоящий индивидуализм. Вот этого-то Бердяев и не замечает. Он не замечает, что культ личности оборачивается у него культом собственной личности. Человек может пожертвовать собой, своей личностью ради других, ради общества, ради нации, ради государства, но может ли он пожертвовать другими личностями? Ведь если личность ставит другие личности выше себя, то она не может не ставить выше себя «общность». Бердяев со своим «персонализмом» хочет уйти от крайностей, но скатывается все-таки к индивидуализму.

 «Персонализм» Бердяева —просто  эвфемизм длятого, чтоназывается  индивидуализмом. И это по-своему понимает Зеньковский, уточняя по поводу Бердяева, что его «персонализм обособляет, а не соединяет людей». Не спасает здесь Бердяева и вводимое им понятие «коммюнотарность», заменяющее слово «общность». У Бердяева здесь имеется в виду только общность и общение в мистическом опыте. Бердяев избегает простого, обыденного человеческого общения. «Страх перед обыденщиной, — как справедливо замечает Зеньковский, — делает, мнимым «творческое» социальное общение. Персонализм у Бердяева, таким образом, становится самозамыканием, боится всяческого прикосновения к миру, чтобы не растерять «взлетов духа», т. е. фактически превращается в метафизический плюрализм и солипсизм»

Бердяева можно считать  основоположником христианской антропологии. Подступаясь в работе «О назначении человека» вплотную к проблеме человека, Бердяев ссылается на Макса Шелера, который писал, что ни в какой  период истории человек не был  так проблематичен, как в настоящее время. «Это значит, — заявляет Бердяев, — что наступило время для философской антропологии, которой до сих пор не существовало».Ответ на этот вопрос один-единственный: философская антропология XX века —  это действительно в определенном смысле нечто новое. Это попытка  сконструировать человека из распавшихся  его частей, когда исторически  произошло его «распыление». Причем философская антропология воспринимает это распадение как факт и исходит  из него как из непреложной данности. И это вместо того, чтобы проследить исторический процесс распада человека и понять сам процесс отчуждения человеческой сущности.

И здесь неважно, рассматривается  ли человек в качестве природного существа, как это было у Фейербаха, или в качестве венца божественного творения, как у Бердяева. Главное, что сущность человека остается неизменной, и в этом суть философской антропологии. Таким образом, и философской  антропологии, и всей философии жизни  чужд историзм в понимании человека. Историзм они отождествляют с  релятивизмом, противопоставляя ему точку зрения абсолюта. Именно в  этом пункте они расходятся с Марксом  и его пониманием человека, которое  часто тоже именуют «антропологией». Хотя у Маркса понимание человека как раз историческое.

Материалистическая антропология Фейербаха, хотя по сути и была дуалистической,но сознательно Фейербах стремился к материалистическому монизму. Поэтому, если обозначать общую позицию Бердяева относительно антропологии, то в ней, можно сказать, представлен вывернутый наизнанку основной принцип антропологии Л.Фейербаха, который, по мнению Бердяева, был «религиозным атеистом и страстным глашатаем религии человечества» Фейербах считал, что сущность религии есть отчуждение человеческой сущности. Значит, сущность религии коренится в антропологической природе человека.

У Бердяева наоборот: антропологическая сущность человека коренится в религии. «Антропологизм Л. Фейербаха  и позитивизм О. Конта, — подчеркивает Бердяев, — философские вершины гуманистического сознания». При этом Бердяев прекрасно понимает, что гуманизм и теизм — вещи несовместные. Гуманизм родился в эпоху Возрождения из ограничения теизма в форме пантеизма. Гуманизм XIX века связан с атеизмом.

Последнее, а именно то, что  гуманизм отверг свободу и достоинство  человека, фактически и по существу неверно. Здесь достаточно вспомнить  «Речь о достоинстве человека»  известного гуманиста Пико Делла  Мирандолы. А если уж говорить по сути, то гуманизм состоял только в том, что все атрибуты Бога — свобода, творчество, сила, ум и прочее — были приписаны человеку. Здесь стоит  еще добавить, что вместе с гуманизмом Бердяев закономерно отрицает также  демократию и социализм.

 

 

 

Заключение

Значимость философского творчества Бердяева определяется, прежде всего, тем, что он, продолжая традиции гуманизма, провозгласил и обосновал абсолютную ценность личности и ее неотъемлемые права на духовную свободу и творчество, на совершенствование себя и своего бытия. Он не остался в стороне от решения и других актуальных и острых проблем духовной жизни России и мировой цивилизации.

Проблема свободы у Бердяева неотделима от проблемы ответственности человека перед самим собой за свой выбор, перед обществом и человечеством и перед Богом. Такая ответственность превращает, по мнению Бердяева, свободу человека в тяжкое бремя, вынести которое может далеко не каждый. Свобода является достоинством только сильной личности.

Бердяев различает три вида свободы. Первичная свобода иррациональна, представляет собой свободу выбора истины. Эта свобода выражает независимость личности, ее творческую силу, способность творить как добро, так и зло. Второй вид свободы - это рациональная свобода, которая предполагает свободу человека познать высшее добро и идти к нему, понимание человеком силы морального закона и осознание им необходимости исполнения своего нравственного долга, своей ответственности перед собой и человечеством. И третий вид свободы - любовь к Богу.

Таковы основные положения философии Бердяева, одного из популярных русских философов, оказавшего влияние на развитие философии не только в нашей стране, но и за ее пределами.

 

 

Список литературы

  1. Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
  2. Герцык Е. К. Портреты философов. Лев Шестов и Николай Бердяев // Наше наследие. – 1989. – № 2. - С. 64-75
  3. Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. // Философия и жизнь. – 1990. - № 1. – с. 18-22.
  4. Ждановский А. П. Свобода воли // Новейший философский словарь: 3 – е изд., испр. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 881-882.
  5. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический проект, 2001. – 880 с.
  6. История русской философии:  Учеб. для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. - М.: Республика, 2001. – 639 с.
  7. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. - СПб.: Питер, 2001. – 218 с.
  8. Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991. – 480 с.
  9. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. для вузов. – 2-Е ИЗД. – М.: Гардарики, 2008. – 412 с.
  10. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 512 с.
  11. Яковенко Б. В. История русской философии. - М.: Директ-Медиа, 2003. – 1248 c.

 

 

 


Информация о работе Философское творчество Н.И. Бердяев