Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:55, реферат
Целью моей работы является:
раскрытие основных положений учения Конфуция.
В рамках этой цели моими задачами являются:
Определение влияния судьбы Конфуция на его учение
Рассмотрение эволюции конфуцианства
Введение 3
1. Личность и судьба Конфуция 4
2. История конфуцианства 8
3. Учение Конфуция 10
3.1. О человеке 10
3.2. Об обществе 14
3.3. О государстве 17
Заключение 19
Список использованной литературы: 20
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. До нас дошёл лишь один эпизод, связанный с отношением к этому явлению. Из-за проблем перевода трактовать его можно по-разному.
«Е-гун сказал Кун-цзы: у нас есть прямой человек. Когда его отец украл барана, сын выступил свидетелем против отца.
Кун-цзы сказал: прямые люди у нас отличаются от ваших. Отцы скрывают ошибки сыновей, а сыновья покрывают ошибки отцов, в этом и состоит прямота». [5; 93]
Конфуций понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само избавилось от доносительства.
Конфуций наделил свою модель общества разными понятиями. Среди них особенно выделяются:
Такой принцип, как сяо впервые был затронут в беседе Конфуция с учениками.
«Янь Юань и Цзы-лу стояли около учителя.
Учитель сказал:
– Почему бы каждому из вас не рассказать о своих желаниях?
Цзы-лу сказал:
– Я хотел бы, чтобы мои друзья пользовались вместе со мной колесницей, лошадьми, халатами на меху. Если они их испортят, я не рассержусь.
Янь Юань сказал:
– Я не хотел бы превозносить своих достоинств и показывать свои заслуги.
Цзы-лу сказал:
– А теперь хотелось бы услышать о желании учителя.
Учитель сказал:
– Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу [о старших]». [5; 34]
Дальше он развил это понятие, потому что оно должно было стать каркасом для общества, основным методом борьбы с доносительством.
«Философ сказал: кто при жизни отца всматривался в его намерения, а по смерти смотрит на его деяния и в течение трех лет не изменяет порядков, заведенных отцом, того можно назвать почтительным». [3; 145]
Несмотря на прямой смысл этого параграфа, некоторые толкователи придают ему совершенно другой смысл, а именно: «при жизни отца смотри на направление воли сына, а по смерти его — на его поступки». Такое толкование не согласуется и с последующей фразой о не изменении в течение трех лет порядка, то есть образа деятельности отца, если слово «деяния» мы будем относить к сыну, а не к отцу.
Конфуций учил, что одной заботы о родителях мало, необходима ещё терпеливая любовь и чувство глубокого уважения. Концепция же «сяо» не было придумана, а была взята из оставшихся больших семей, переосмыслена и распространена на всё общество.
«Сыновняя почтительность и братская любовь - это корень гуманности». [3; 143] Конфуцию удалось соединить два понятия сяо и жэнь.
Взгляды Конфуция об устройстве общества базировались на тех нравственных ценностях, которые раньше господствовали в китайском обществе.
Особое внимание Конфуций уделял тяге к знаниям, и всячески её поощрял. Отсюда его подчёркнутое уважение к профессионалам, людям, достигшим высоких знаний в своей области. Конфуций заложил основы уважительности к труду, которые впоследствии обогатили духовную культуру Китая, став характерной чертой нации.
Все критерии нравственности, разработанные Конфуцием, объединялись им в один поведенческий блок «ли», то есть «ритуал». Каждый член общества с рождения и до самой смерти должен руководствоваться правилами этикета.
Конфуций отрицательно относился к богатству, осуждал стремление к выгоде, присущее низком человеку, он призывал к скромности в одежде и питании. Тем не менее, он желал, чтобы «простой люд» стал богатым, но это пожелание сопровождалось призывами к «воспитанию» народа.
Конфуций также считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.
Создав систему нравственных ориентиров, ведущих к созданию здорового общества, Конфуций взялся за решение задачи взаимоотношения общества и Природы. Он вывел четыре принципа [4; 223]:
Стоит сказать, что элементарной единицей общества является человек, и от каждого человека зависит, будет ли общество здоровым.
Рассматривая высказывания Конфуция, можно заметить, что он судит о государстве строго и резко.
Согласно разработанной Конфуцием схеме, всё управление государством строится на «ли», то есть соблюдении ритуала, правил. Значение же ли объёмно, ведь сюда входит жэнь и сяо. Важная роль также отводилась вежливости.
Правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».
К тому же, в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.
Важно отметить, что позже сложилось разделение понятия «правления» на «правление людьми» и «правление законом». Конфуций всегда стремился к тому, чтобы людьми управляли живые люди, а не закон.
Важная роль отводилась Конфуцием внедрению Правил в общество, ведь одно дела – создавать, и другое – доводить до душ людей.
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция Правил была тесно связана с идеей благородного мужа, потому что именно он идеал воплощения всех правил. У Конфуция нет чёткой концепции организации управления государством. Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы: управляющие и управляемые.
В суждениях об управляющих Конфуций пользуется готовый образом благородного мужа. Конфуций не мыслит его вне государственной службы и административной деятельности.
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
Конфуций поднял значение бюрократии в системе управления и в обществе с помощью образа благородного мужа. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением Правил, но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она являлась в конфуцианской модели
Конфуций был сторонником авторитарной систему, он был противником излишней абсолютизации царской власти. В своей модели государства Конфуций стремился ограничить права царя. У царя были наставники – благородные мужи, они составляли ближайшее окружение правителя. Конфуций возлагал особые надежды на этот тип сановников, обязанных своим возвышением добросовестному изучению его теории. Стремясь успокоить правителей, внушал им, что если они будут соблюдать все его наставления, то необходимость в наставниках отпадёт.
Создавая модель идеального государства, Конфуций привлёк и традиционное верование в божественную силу Неба, довольно ослабленное в то время. Во взглядах Конфуция относительно государственного управления Небу отводилась особая роль. Оно выступает в качестве высшей направляющей силы, от которых зависит жизнь жителей Поднебесной. Только благородный муж может передавать волю Неба. Это была блестящая мысль, ставшая одной из главных причин возвеличивания Конфуция бюрократией. Небо стало стражем основных догматов учения Конфуция. Небо помогает людям познать этические нормы и полностью овладеть ими, если они стремятся к знаниям. Благосклонность Неба, помогает стать благородным мужем. 241
Конфуций уделял человеку
основное внимание, и тем не менее, признавал высшую над людьми
волю, Волю Неба. На его взгляд, благородный
муж способен правильно интерпретировать
земные проявления этой воли.
Уделяя основное внимание управляющим
людям, Конфуций подчеркивал, что главный
фактор стабильности государства – доверие
народа. Власть, которой не доверяет народ,
обречена на отдаление от него, а значит,
на неэффективность управления, и в этом
случае неизбежен регресс общества.
Учение Конфуция и его личность, довольно интересные и многосторонние, и их нельзя рассматривать по отдельности.
Так предки Конфуция по отцовской линии учили потомков быть храбрыми войнами, почтительными служащими и другими. Во многом, это оказало влияние и на самого Учителя. Трудные детские годы сыграли свою важную роль. Становление Конфуция как личности можно рассмотреть как путь становления его учения. Оно, в свою очередь, возникало не из воздуха, а на основе древнекитайских традиций, истории, взаимоотношений Конфуция с окружающими его людьми.
Учение Конфуция трудно разраничить на определённые сферы, но можно рассомтреть отдельно учение о человеке, обществе и государстве.
Человек является центром учения Конфуция, он – основа общества и государства. Благородный муж же – носитель «жэнь» и «вэнь», - имеет существенное отличие от низкого человека – «хэ».
Взгляды Конфуция об устройстве общества базировались на тех нравственных ценностях, которые раньше господствовали в китайском обществе.
Все критерии нравственности,
разработанные Конфуцием, объединялись
им в один поведенческий блок «ли»,
то есть «ритуал». Каждый член общества
с рождения и до самой смерти должен
руководствоваться правилами эт
Конфуцианство имеет некий базис, которым в большей степени является «Лунь юй» - эдакие диалоги Конфуция и его учеников. Несмотря на некую внешнюю чёткость, существуют среди исследователей разногласия. Именно поэтому за конфуцианство за две с половиной тысячи лет существования сильно менялось, но по-прежнему опиралось на основные принципы, заложенные Учителем Куном.
Современное общество может многое почерпнуть из учения Конфуция, хотя оно, для нынешних обывателей, и не открывает ничего принципиально нового, оно предоставляет слаженную систему ценностей.