Философское учение о методах и формах познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.
Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

Содержание работы

Введение 3
Диалектика и метафизика как основные методы философии. 4
Основные исторические формы диалектики. 9
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

.философия.docx

— 31.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

Тема 4. Философское учение о методах и формах познания

  1. Диалектика и метафизика как основные методы философии.
  2. Основные исторические формы диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Постоянно развивающаяся  борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и  исчезающего приводит мир к новым  структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в  мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам  диалектики

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений  опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать  которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.

"Диалектика - есть учение  о том, как могут быть и  бывают тождественными противоположности,- при каких условиях они бывают  тождественны, превращаясь друг  в друга - почему ум человека  не должен брать эти противоположности, - за мёртвое - застывшие, а за  живое - условные, подвижные, превращающиеся  одна в другую."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диалектика и метафизика как основные методы философии.

Объяснение возникновения  и уничтожения как изменение  субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, куда и почему происходят изменения.

В истории философии существовала тенденция, которая позднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как повторения прошлого. В то же время идеи вечного изменения, перехода противоположностей друг в друга формировали представления о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, - это результат длившегося миллионы лет процесса. Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики. 

Принцип развития - это исходная диалектическая идея, с осознания  которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить  мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения  различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального  единства мира, осмысленный применительно  к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению  в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме  движущейся материи”. 

Происхождение терминов "диалектика" и "метафизика" следующее:

Термин "метафизика" (с  греческого - "после физики") ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник Родосский, который назвал так группу трактатов  Аристотеля о "бытии самом по себе", которые он поставил на полку после  физики, т.е. после трактатов Аристотеля о природе.

На Западе до сих пор  под метафизикой понимают учение о бытии (онтологию) или философию  в целом. У нас же долгое время  под метафизикой понималось учение о развитии, противоположное диалектике. В настоящее время употребляется  и в первоначальном ее значении.

 

Диалектика (греч.) - искусство  вести беседу, спор. Главным в  споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому  впоследствии диалектикой стали  называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой, так  как у него структура изложения  всех философских проблем представляла собой разрешение противоречия: сначала  следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез.

Предшествующая философия  для Гегеля оставалась метафизикой.

Диалектикой он называл и  умение отыскивать противоположности  в самой действительности, поэтому  свой метод он назвал диалектическим.

Понятие "развитие" в  настоящее время определяется по-разному:

• развитие есть движение от низшего у высшему (прогресс);

• развитие есть необратимые качественные изменения (прогресс или регресс);

• развитие есть мировой круговорот, прогресс есть в то же время и регресс.

Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая  диалектика объясняла появление  нового вхождением в косную материю  различных, находящихся в развитии, духовных форм, идей.

Диалектика и метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в  развитии. Диалектика считает, что в  мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними.

Метафизика считает вещи и явления разными самыми по себе, тождественными, лишенными внутренних противоречий. Ею признаются лишь внешние  разногласия - между разными предметами, а также противоречия формально-логические, что возникают вследствие непоследовательности мысли.

Метафизика, наоборот, рассматривает  вещи, явления и их умственные отображения, понятие отдельно одно от одного, как  отделенные, между собой не связанные (или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а  также понятие вне процесса развития, как за своей сутью неизменяемые (а если и признает развитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил).

 

Структура диалектики.

Диалектика использует понятия, они называются категориями. Это предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимость и т.д.

Установленные связи между  категориями называются законами диалектики. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:

а) всеобщей связи, б) детерминизма, в) развития.

a) Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как они связаны между собой?

На протяжении всей истории  философии существовала проблема взаимосвязи общего и единичного. Диалектика утверждает, что общее существует через единичное, а единичное содержит в себе общее. (Нефилософские понятия, выражающие эти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.)

Явление и сущность. Явление - это внешне наблюдаемые характеристики предметов. Сущность - это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явление есть проявление сущности.

Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней).

Сущность взаимодействует  с другими сущностями и предстает  нам в искаженном виде - в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.)

Необходимость и случайность. Диалектика утверждает, что случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, и необходимо. Мера необходимого в случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.)

Закон. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)

Почему-то в философии  Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории "закон", но логично предположить, что на эту роль подходит категория "хаос". Закон - это порядок, хаос - беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка.

б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причина и следствие.

Действительную причину  явлений установить трудно, так как  все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие  всегда имеет причину, что причина  предшествует следствию, что причина  порождает следствие, в отличие  от повода, который является случайной  связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское  учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.)

в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.

Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в  действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное становится действительным. Развитие есть изменение  содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма - содержательна, содержание оформлено.)

 

 

Кроме этих категорий принцип  развития раскрывается в сформулированных Гегелем законах:

а) перехода количественных изменений в качественные,

количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или  поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

б) единства и борьбы противоположностей,

Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся  предметов.

в) отрицания отрицания.

категория отрицания в  диалектике определяется как такое  отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные исторические формы диалектики.

Диалектика как система  взглядов на мир существует столько  же времени, сколько существует философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня можно  выделить три основные формы:

    • стихийная диалектика Античности
    • диалектика немецкой классической философии Канта и Гегеля
    • материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина

Этимологически "диалектика" означает вести разговор, ученый беседу, диалог, столкновенье полярных суждений. Материалистическая диалектика является учением о главных законах  развития природы, общества и познания, человеческого мышления, которое  постигает мир. В современном  понимании - это образ мироощущения, теория и метод познания.

Первым, кто предоставил  понятию "диалектика" значение метода умного познания, был Гегель. Он подчеркивал, что диалектика постигает мир  в единстве противоположных определений  в самодвижении, саморазвития.

Она учит о необъятной связи, которая объединяет между собой  все вещи, явления, процессы. Эти  связи внедряются в их сущность, поэтому вырвать явление с  них невозможно, поскольку это  лишит нас глубокого и полного  его понимания.

Диалектика же исходит  из того, что все существующее может  быть понятным лишь в развитии и  что последний необходимо разглядеть как саморазвитие, которое порождается  внутренними импульсами и охватывает не только постепенные изменения, эволюцию, а и перерывы постепенности, качественные прыжки, появление нового.

Начиная с античных времен, разные мыслители вкладывали у понятия "диалектика" разное содержание: то как теория развития, то как теория познания (гносеология), а то как  наука об общих законах и формы  движения мышления (диалектическая логика). Из этого можно сделать вывод, который диалектика развития объективной  и диалектика субъективной реальности если и не совпадают, то в чем-то единые. Со временем диалектику объективной  реальности начали называть объективной, а диалектику субъективной реальности - субъективной. Г. Гегель на идеалистической, а В.И. Ленин на материалистической основах обосновали,

что диалектика как теория развития, теория познания, диалектическая логика единые и что их законы и  соотносительные категории по смыслу совпадают, будучи разными за образом  бытия.

В историческом развитии диалектика прошла три основных этапа (формы).

К первый нужно зачислить  диалектику древних (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.). Это была наивная, стихийная диалектика, которая  объединялась с такими же наивными материализмом и идеализмом.

Потом пути материализма и  диалектики в этом разошлись. В ХVII-ХVIII ст. возникает метафизический материализм, господствующими становятся идеи механицизма (хотя иногда в некоторых философских  учениях все же проявлялась диалектика).

Диалектику начали интенсивно разрабатывать в немецкой классической философии, хотя и на идеалистической  основе. Известно, что второй формой диалектики была идеалистическая диалектика классической немецкой философии (прежде всего философии Гегеля).

Информация о работе Философское учение о методах и формах познания