Философское учение о методах и формах познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.
Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

Содержание работы

Введение 3
Диалектика и метафизика как основные методы философии. 4
Основные исторические формы диалектики. 9
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

.философия.docx

— 31.17 Кб (Скачать файл)

Существенные сдвиги в  общественной жизни, три больших  открытия снова вызвали необходимость  объединения материализма с диалектикой, возвращение к целостному, диалектического  понимания мира, но уже в другой форме, на грунте науки и общественного  опыта. Так возникает третья форма  диалектики (материалистическая, марксистская), объединенной со зрелым материализмом.

Таким образом, объективная  диалектика на основе практики отображается в субъективной диалектике. Сначала  субъективная диалектика имела неосознанный характер, однако со временем мысль  человека стала предметом исследования. В XIX ст. создается диалектика как  учения.

В философии Гегеля логика, метафизика и онтология в сущности тождественны. Процесс реального  становления - это аспект логического  процесса мышления. Схватывая законы логики при помощи априорного мышления, разум обретает точное знание реальности. Не существует дороги к истине, кроме  той, которая обеспечивается изучением  логики.

Специфическим принципом  логики Гегеля является диалектический метод. Мышление движется трехчастным  путем. От тезиса к антитезису, т.е. к  отрицанию тезиса, а от антитезиса к синтезу, т.е. к отрицанию отрицания  Тот же самый тройственный принцип  проявляется и в реальном становлении. Ибо единственной реальной вещью во Вселенной является Geist (разум или дух). Материальные вещи не обладают для себя бытием. Субстанция материи находится вне ее, дух есть у себя бытие. То, что называется действительностью - помимо разума и божественного действия - в свете этой философии есть нечто гнилое или косное {ein Faules), которое может казаться, но не является в себе действительным.

Отличие диалектики марксизма  от диалектики Г. Гегеля

Мировоззрение марксистско-ленинской  партии есть диалектический материализм. Оно называется диалектическим материализмом  потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений  природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а  его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория - материалистической.

Исторический материализм  есть распространение положения  диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений  диалектического материализма к  явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.

Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются  обычно на Гегеля.

"Мой диалектический  метод, говорит Маркс, в основе  своей не только отличен от  гегелевского, но является его  прямой противоположностью. Для  Гегеля процесс мышления, который  он под названием идеи превращает  даже в самостоятельный субъект,  есть демиург (творец) действительного,  которое составляет лишь его  внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное  в человеческую голову и преобразованное  в ней" (К. Маркс, Послесловие  ко второму немецкому изданию  1-го тома "Капитала").

Марксистский диалектический метод характеризуется следующими основными чертами:

а) В противоположность  метафизике диалектика рассматривает  природу не как случайное скопление  предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга  и не зависимых друг от друга, - а  как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны  друг с другом, зависят друг от друга  и обусловливают друг друга.

б) В противоположность  метафизике диалектика рассматривает  природу не как состояние покоя  и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.

в) В противоположность  метафизике диалектика рассматривает  процесс развития, не как простой  процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, - а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений  к изменениям открытым, коренным, к  изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного  перехода от одного состояния к другому  состоянию, наступают не случайно, а  закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных  количественных изменений.

Г) В противоположность  метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют  свою отрицательную и положительную  сторону, свое прошлое и будущее, свое отживающее и развивающееся, что  борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано  и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем  накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию  новых противоречий.

Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные  процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает  реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

Из всего этого следует  вывод: овладеть диалектикой как  методом познания, методом мышления — значит усвоить все ее принципы, все требования и уметь применять  не только каждый из них в отдельности, но и все вместе, в необходимой  взаимосвязи, в определенной последовательности, то есть системно.

Подводя итог, можно сказать, что учение о диалектике занимает важное место в культурной, научной  жизни общества, а также в других сферах бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. П.Г. Кабанов - "Философия" Учебник,. 2003г (стр. 203)
  2. А.Ф. Лосев – Диалектика мифа М.: "Правда", 1990
  3. Шептулин А. П. Диалектический метод познания.— М.: Политиздат, 1983.- 320 с.
  4. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с
  5. Рузавин В.И. Синергетика и диалектическая концепция развития  Философские науки. – 1989
  6. К. Маркс и Ф.Энгельс Полное собрание сочинений,
  7. Гегель Г. Философия истории. -- СПб.: Наука, 1993

 


Информация о работе Философское учение о методах и формах познания