Философское учение в произведениях Ф.М. Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 14:11, реферат

Описание работы

С середины XIX в. до начала XX в. философская мысль в России совершила резкий рывок вперед в своем развитии. Противоречивость существовавшего общественного устройства чрезвычайно способствовала этому процессу. В экономике энергично пробивал себе дорогу капитализм. Однако даже в начале нынешнего века элементы феодальных отношений были весьма прочны и укоренены в жизни страны. Исчерпавшая свои возможности монархия безуспешно пыталась подправить положение ограниченными реформами, введением парламента, конституции.

Содержание работы

Введение
1.Философское учение в произведениях Ф.М. Достоевского
2.Религиозная философия Вл. Соловьева, Н. Бердяева и П.А. Флоренского и ее специфика
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Русская религиозная философия.docx

— 32.38 Кб (Скачать файл)

Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма.

Другим выдающимся последователем Соловьева был П.А. Флоренский (1882 - 1943). Он считал, что все разнообразие реальности слагается из некоторых первичных духовно-материальных структур. Они истинны своей «самобытностью», своей «самодоказанностью». Так, самоочевидна Божественная Троица. Одни истины даются непосредственно, другие - выводятся логическим путем. Первые не подчиняются законам логики. Такова, например, антиномия типа: единой сущности Триединства Бога. Она должна быть принята как безусловный догмат, как аксиома. Основным способом постижения таких истин может быть лишь Откровение.

Физический мир у Флоренского тоже двойственен. Космос же представляет собой борьбу двух принципов: хаоса и логоса. Логос - это не просто разум, но и культура, как система ценностей, которая не что иное, как предмет веры. Ценности такого рода имеют вневременной характер.

Таким образом, в целом русская религиозная философия этого периода представляла собой попытку соединить теорию познания мира с традициями христианской культуры и достижениями современной науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Русская идея Достоевского не является чисто идеологическим или утопическим проектом, но выражает особый метафизический пласт русской культуры. Русская идея была для писателя своего рода метасюжетом или объединяющим мотивом его романов. Актуальность Достоевского, уже не только как идеолога, а как метафизика русской идеи, заключается в том, что его рассуждения созвучны многим из последовавших философских интерпретаций русской идеи.

Идеи Достоевского оказали огромное влияние на русскую философию: ни один крупный представитель религиозно-философской мысли не обошел имени великого писателя. В философских романах Достоевского и в его публицистических произведениях формируются основы русской идеи как философского жанра, как такое ее концептуальное осмысление, которое было исключительно актуальной задачей для последующих поколений русский философов - от B.C. Соловьева до Н.А. Бердяева. Их концепции русской идеи стали тем «водоразделом мысли», который отделил этап постановки данной проблемы в русской философии от этапа крушения целостности русской философской традиции в результате политического переворота большевиков, трагически расколовших философию на советскую и эмигрантскую. Этот водораздел превратился в итоге в главное течение мысли философов России о судьбе своей страны, сделав его классическим, наиболее содержательным, ярким и оригинальным явлением духовной культуры.

Это факт признают и многие китайские исследователи. Сюй Фэнлинь считает: «Философия истории Соловьёва тесно связана с его христианским миросозерцанием, однако речь здесь идёт не о традиционном христианстве, а о личной, авторской его интерпретации. Соловьёв пытался путём изменения облика христианства преобразовать всю общественную жизнь. А его христианское миросозерцание столь же тесно связано с гуманизмом, историческому содержанию которого Соловьёв старался придать религиозный смысл.

Религиозная философия Соловьёва явилась закономерным продолжением и завершением русской философии ХIX века и, при помощи одной из лучших из форм философской рефлексии века выразила сущность русского духа, русскую идею. Соловьёв обогатил русскую идею глубоким религиозным содержанием, выступил против национализма и обосновал христианский универсализм. В историческом процессе постепенного достижения человечеством всеединства и превращения его в богочеловечество Соловьев отводил заметную роль России. Именно Соловьеву принадлежит заслуга не только в постановке, но и целостном, системном философском осмыслении философемы русская идея. Русская идея - это определенное задание, данное Богом, это долг народа, объединенного в государстве перед Богом. Одновременно это вклад, который русская нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем более высока и значительна, чем более она способствует достижению всечеловеческого единства на христианских основаниях.

Бердяев во многом является продолжателем и сторонником идей Соловьёва, в особенности, это касается содержательного обогащения вопроса о русской идее. Философ также представляет русскую идею в широком, метасистемном и целостном плане. После Соловьева никто кроме Бердяева не смог так целостно описать идейную русскую философию. Его работы в этом направлении стали классическими в философии, представившими все знаковые идеи русских мыслителей XIX — начала XX вв. Достижения Бердяева заключаются в том, что он пытался следовать универсальной традиции Достоевского и Соловьёва объяснить сущность русской идеи.

Достоевского, Соловьева и Бердяева объединяет многое: они верили в миссию русского народа и видели ошибочность многих идей, когда они воплощались в исторической реальности. Но их сюжеты имели тенденцию к меаисторическому, они имели смысл спасения. Так некоторые сюжеты Достоевского подводят к стержневой идее — «высшей идее существования», идее бессмертия, утверждению идеи преображения. Вл. Соловьев и Н. Бердяев эти идеи также развивали, они не были чужды эсхатологическим настроениям. Вместе с тем они сравнивали Запад и Восток, показывали предназначение России, утверждали неоценимую роль христианства как объединяющего начала всего человечества.

Русская идея важна сегодня, когда ведутся споры о духовном возрождении нации, когда подвергаются ревизии национальные достижения того или иного народа. Сегодня очевидно, что не только русскими велся и ведется поиск национально-культурной идентичности, этот процесс характерен как для Запада, так и для Востока. Идея национального возрождения на основе национального самосознания глубоко воспринятой идеи ценности других культур и народов, постепенное, естественное движение к всеобщему единству - такой путь обозначили русские мыслители Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, Н.Н. Бердяев, раскрывая основные тематические константы философемы русской идеи и закрепляя «русскую идею» как жанр философствования в России.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

2. Власенко К. И. О национальном  характере русской философии. // Вестник  МГУ. Сер. Философия. – 1990. №4.

3. Галактионов А. А. Русская  философия XI – XIX веков. – М.: Наука, 1970.

4. История философии: Учебное  пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.

5. Канке А. В. Философия. – М.: Наука, 1996.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

7. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

 


Информация о работе Философское учение в произведениях Ф.М. Достоевского