Плюрализм философских учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором разные явления рассматриваются в многообразии их связей. Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения.

Содержание работы

1. Плюрализм философских учений и варианты их классификации.
2. Категории и принципы диалектики.
3. Эмпирический уровень научного познания.
4. Многообразие подходов к изучению общества.
5. Личность и самосознание.
6. Тесты

Файлы: 1 файл

Контрольная Философия Давиденко (ю-н) 1 сем. СОП.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

На тему: Контрольная работа № 6

Вариант № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

1 семестр

Давиденко Александр  Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Салехард, 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

  1. Плюрализм философских учений и варианты их классификации.
  2. Категории и принципы диалектики.
  3. Эмпирический уровень научного познания.
  4. Многообразие подходов к изучению общества.
  5. Личность и самосознание.
  6. Тесты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Плюрализм философских учений и варианты их классификации.

 

Многообразие  философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: “... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего”.

Самое известное  деление философов — это деление  на материалистов и идеалистов. Оно  же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.

По мнению А.Н. Чанышева, «Платон был первым философом в истории философии, который понял, что история философии — история борьбы двух видов философов (которые позднее стали называться материалистами и идеалистами)».

Материализм и  идеализм различны главным образом  вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества — то это — объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это — субъективный идеализм.

Материалисты  идут от природы, от материи и объясняют  явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.

Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, — высшее через низшее.

 

Другое известное  деление философов — на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.

Рационалисты  склонны к порядку, любят его  и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок  вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т.п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Рационализм и  иррационализм — это логика и  интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской  концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Эмпиризм —  абсолютизация промежуточного (между  логикой и интуицией) способа  мышления, вероятностного подхода. В  силу своего промежуточного характера  эмпиризм может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к иррационализму, быть иррационалистическим.

Различие между  рационализмом и иррационализмом  не только в их отношении к порядку  и беспорядку. Слово “рационализм”  происходит от французского “rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”, а последнее от латинского же “ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?

Рационалисты  любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе  шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что  и не снилось нашим мудрецам”.

Рационалисты акцентируют Внимание на верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине.

Философов делят  также на догматиков и скептиков. Философы-догматики вырабатывают свои идеи либо излагают чужие и отстаивают их, т.е. рассуждают в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительного  философствования. Напротив, философы-скептики настроены в основном на волну критического, деструктивного философствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики — это философы-изобретатели или философы-излагатели, а философы-скептики — это философы-чистильщики, философы-мусорщики.

Критическое философское  размышление весьма полезно для  определения и уточнения границ философствования, для выяснения  того, что может философия, а что  не может. Щуки в философии так  же нужны, как и караси. На то и щука, чтобы карась не дремал — говорит пословица. В древности была целая школа таких философов. Интересны названия сочинений знаменитого философа-скептика Секста Эмпирика: “Против логиков”, “Против физиков”, “Против ученых”.

Заслуживает внимания и такое деление философов: на субъективистов, объективистов и методологистов — в зависимости от основного предмета философствования. Философы-объективисты акцентируют Внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. К ним относятся большинство материалистов, натурфилософы, онтологисты. Философы-субъективисты акцентируют Внимание на проблемах человека и общества. К ним относятся большинство идеалистов, философы жизни, экзистенциалисты. Наконец, философы-методологисты осмысляют преимущественно формы и средства человеческой деятельности. Это — кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты, представители лингвистической философии, философы науки.

И, наконец, существует очень небольшое количество философов, которых трудно отнести к какому-то одному типу, направлению. Это так называемые чистые философы, философы-систематики, создатели всеобъемлющих философских систем. Мы говорили о них в предыдущем разделе. Эти философы по-хорошему всеядны, их взгляды-интересы, симпатии-антипатии достаточно сбалансированы и именно они в наибольшей степени заслуживают звания философов, т.е. людей, стремящихся к мудрости, мудрецов.

 

2. Категории и принципы диалектики.

 

Диалектика  – такое понимание мира и такой  способ мышления, при котором разные явления рассматриваются в многообразии их связей.

К основным принципам  диалектики относят:

1) принцип развития  общей связи

2) развития

3) историзма

4) системности  и целостности.

1) Всеобщая связь  означает целостность окружающего  мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов.

Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого  организма как биологической  системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

2) Принцип развития  является прямым следствием признания  движения основным свойством  (атрибутом) материи. Вместе с  тем принцип развития выделяет  в многочисленных видах движения  его ведущую форму - развитие.

3) Историзм подразумевает  два аспекта окружающего мира:

- вечность, не уничтожимость истории, мира;

- его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

4) Системность  означает, что многочисленные связи  в окружающем мире существуют  не хаотично, а упорядоченно. Данные  связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

К основным категориям диалектики относятся:

1) Сущность - нечто сокровенное,  глубинное, пребывающее в вещах,  их внутренних связях и управляющее  ими, основание всех форм их  внешнего проявления. Сущность всегда  конкретна, не бывает сущности вообще.

2) Явление - непосредственно  воспринимаемые свойства объекта,  то или иное видение которых  зависит от строения и действия  органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

3) Единичность - категория,  выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

4) Случайность - такой  тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

5) Необходимость - закономерный  тип связи явлений, определяемый  их устойчивой внутренней основой  и совокупностью существенных  условий их возникновения и развития.

6) Свобода - способность  человека принимать решения и  совершать поступки в соответствии  со своими целями, интересами, идеалами.

 

  1. Эмпирический уровень научного познания.

 

Эмпирический  уровень научного познания – исходный  этап  научного  познания,  его  основа,  обеспечивающая  связь  знания  с реальностью. Эмпирический  уровень научного познания заключается в установлении фактов, их первичной группировке, выведении так называемого «эмпирического закона». На эмпирическом уровне исследователь имеет дело с реальными объектами, свойства которых не контролируются сознанием. Задача эмпирического уровня – их выявление и описание. Специфическими методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент,  включающие в себя измерение  (сопоставление  с эталоном).  Позитивизм  абсолютизировал эмпирический уровень научного познания, противопоставляя его теоретическому. Диалектика научного познания заключается, в частности, в том, что теория как бы «проникает» на эмпирическом уровне, определяя его познавательные установки, воплощаясь в приборах, конкретных методиках, языке описания и т.д.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с  помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.

 

1. Наблюдение  — целенаправленное пассивное  изучение предметов, опирающееся  в основном на данные органов  чувств. В ходе наблюдения мы  получаем знания не только  о внешних сторонах объекта  познания, но и — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами.

 

2. Эксперимент  — активное и целенаправленное  вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

 

3. Сравнение  — познавательная операция, выявляющая  сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т. е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

 

4. Описание —  познавательная операция, состоящая  в фиксировании результатов опыта  (наблюдения или эксперимента) с  помощью определенных систем  обозначения, принятых в науке.

 

5. Измерение  — совокупность действий, выполняемых  при помощи определенных средств  с целью нахождения числового  значения измеряемой величины  в принятых единицах измерения.

 

4. Многообразие подходов к изучению общества

 

Человеческое  общество - одно из самых сложных из известных науке явлений действительности Вопрос, почему возникает общество, по каким законам он развивается, чем одно общество сменяет другое, волновала мыслителей лов всех времен и народов.

Информация о работе Плюрализм философских учений