Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:46, реферат
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… . . . . . . ... 3
Генезис философского мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….… 4
Социокультурные предпосылки античной философии . . . . . . ….…8
Понятие и цель античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. .…11
Периодизация античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..14
Древнегреческая цивилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……15
Платон и Аристотель: метафизические альтернативы . . . . ………16
Основные проблемы античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . ........22
«Научность» философии: миф или реальность? . . . . . . . . . . ……..24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. ……26
Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… . . . . . . ... 3
Введение
Термин
"античность" происходит от латинского
слова antiquus - древний. Им принято называть
особый период развития древней Греции
и Рима, а также тех земель и
народов, которые находились под
их культурным влиянием. Хронологические
рамки этого периода, как и
любого другого культурно-
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античная
культура - уникальное явление, давшее
общекультурные ценности буквально
во всех областях духовной и материальной
деятельности. Всего три поколения
культурных деятелей, жизнь которых
практически укладывается в классический
период истории Древней Греции, заложили
основы европейской цивилизации
и создали образы для подражания
на тысячелетия вперёд. Отличительные
черты древнегреческой
1. Генезис философского мышления
В чем
же заключен феномен античной цивилизации?
По мнению Бертрана Рассела, "во всей
истории нет ничего более удивительного
и ничего более трудного для объяснения,
чем внезапное возникновение
цивилизации в Греции". Дело не
столько в том, что цивилизация
возникла, сколько в том, что она
возникла именно в Греции - элементы
цивилизации существовали и ранее
- на Востоке, в течение тысячелетий
(Египет, Месопотамия). Но именно греки
открывают те недостающие элементы,
без которых был невозможен феномен
цивилизации. Интеллектуальные открытия
греков хотя и не столь популярны,
но едва ли не более исключительны,
чем общеизвестные достижения в
области искусств. Именно греки изобрели
математику, науку, философию. Феномен
дедуктивного умозаключения из общих
посылок был открыт греками. Именно
греки на место летописи поставили
историю - что было не менее значимым,
чем открытие науки и философии.
Тем самым, мышление человека стало
историчным благодаря грекам. Бертран
Рассел предпринимает попытку
Неординарными были и боги традиционной религии, к примеру, Дионис (Вакх) - бог виноделия. Дионисизм - это мистический культ, который в аскетической форме орфизма оказал значительное влияние на философов и позднее - на христианскую теологию. Религия Вакха пришла в Грецию из Фракии. Она содержала среди прочих особенностей любопытный элемент феминизма. Триумф Вакха был неудивителен. Как и другие народы, быстро приходившие к цивилизации, греки развили в себе страсть к первобытному. Это была естественная ностальгия - реакция на жесткость морали: "Цивилизованный человек, - говорит Рассел, - отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, ...предусмотрительностью". Поклонник Вакха восстает против благоразумия. В опьянении страсти он вновь восстанавливает, утраченную под спудом моральных обязательств, налагаемых цивилизацией, первоначальную интенсивность чувств: "Культ Вакха, - свидетельствует Б. Рассел, - породил так называемый "энтузиазм", этимологически означающий вселение бога в поклоняющегося ему человека, который верит в свое единство с богом. Этот элемент опьянения, некоторый отход от благоразумия под влиянием страсти имеет место во многих величайших достижениях человечества. Жизнь была бы неинтересной без вакхического элемента, но ее присутствие делает ее и опасной. Благоразумие против страсти - это конфликт, проходящий через всю историю человечества. И это не такой конфликт, при котором мы должны становиться целиком лишь на сторону одной из партий". Как цивилизация в сфере чувств не удовлетворяет человека, так и чистая наука - в сфере мышления. Человек в мышлении также нуждается в страсти, в искусстве, в религии, наконец.
Таким образом,
вряд ли справедливо полагание
В той
мере, в которой философия
В этом смысле, остается неясным - каков механизм культурных "заимствований". К примеру, каким образом культуры Востока заимствовали некоторые категории западной логики, если наука не есть нечто, что возможно в любой культуре? Каким образом происходит инокультурное заимствование - заимствование вещей, которые не могли возникнуть в данном культурном контексте? Ответы на данные вопросы могут быть только гипотетическими.
Итак, в
контексте нашего изложения мы принимаем
тезис греческого происхождения
философии. Философия есть порождение
эллинской культуры. Однако, ориенталистика
стремится опровергнуть данный тезис,
утверждая происхождение
Таким образом,
философия в Греции возникает
как принципиально новый способ
духовного самовыражения и
2. Социокультурные предпосылки античной философии
Прежде всего, к такого рода предпосылкам можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от "гнома" - изречение, греческое - стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.
Так, Б. Рассел
разделяет точку зрения, согласно
которой Гомер - собирательное имя
целого ряда поэтов. Однако, бесспорно
"Илиада" и "Одиссея" по своему
влиянию на эллинскую культуру сопоставимы
с Библией в еврейской
Протофилософское
значение гомеровского эпоса можно
выразить в следующих позициях: Гомеровские
поэмы структурированы в