Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:46, реферат
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… . . . . . . ... 3
Генезис философского мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….… 4
Социокультурные предпосылки античной философии . . . . . . ….…8
Понятие и цель античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. .…11
Периодизация античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..14
Древнегреческая цивилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……15
Платон и Аристотель: метафизические альтернативы . . . . ………16
Основные проблемы античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . ........22
«Научность» философии: миф или реальность? . . . . . . . . . . ……..24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. ……26
Определение метафизики: Аристотель не знал термина "метафизика". Для обозначения метафизики он употреблял термин "первая философия", отделяя ее от физики как "второй философии". Первая философия по Аристотелю есть обозначение попытки мысли выйти за пределы эмпирического мира, выход разума во внеэмпирическую реальность.
Аристотель дает метафизике следующие определения: исследование причин, первых, или высших начал; познание "бытия, поскольку оно бытие"; знание о субстанции; знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
Метафизика служит определению оснований бытия как бытия. Аристотель реформирует онтологию элеатов, рассматривавших бытие как единое. Для Аристотеля бытие имеет много смыслов. Если Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, полагая его промежуточным между бытием и небытием, то Аристотель вводит чувственное в сферу бытия, равно как и умопостигаемое. По мысли Аристотеля различные смыслы бытия являются выражениями того или иного качествования бытия как субстанции. Аристотель группирует смыслы бытия по четырем позициям:
1. бытие как категория (бытие в себе) - содержит десять высших значений ("родов бытия"): субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться;
2. бытие как акт и потенция;
3. бытие как акциденция - этот тип бытия является таковым не всегда, но иногда и по случаю, это бытие случайное и непредвиденное;
4. бытие как истина (небытие как
ложь) - это тип бытия, который
принадлежит человеческому
Первые
два типа бытия являются предметом
метафизики, образуя проблему субстанции.
До Аристотеля, платоники полагали,
что субстанция осуществлена в форме
как таковой, еще ранее философы-
Бытие в точном значении есть субстанция. Субстанция, в свою очередь, есть единство трех смыслов: это материя, затем нечто отдельное и, наконец, это форма по преимуществу; причем в восходящем порядке. Соединение материи и формы есть "энтелехия", то есть реализация формы в акте смешения потенциального начала материи и актуального начала формы. К примеру, Бог - это чистая "энтелехия", а также душа - это энтелехия тела.
Таким образом, в заключение можно отметить, что Аристотель критично относился в платоновской теории идей и критический пафос своей позиции он выразил, прежде всего, в учении о чувственной субстанции. Аристотель полагал, что если идеи радикально отделены от мира вещей, как это было у Платона, то они не могут быть ни причинами их существования, ни основанием для их понимания. Аристотель возвращает форму в чувственный мир, как имманентное начало последнего. Теория синтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативой мира идей Платона. Однако это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это просто "понижение" статуса идей, утверждение, что идеи есть не более чем умопостигаемое обрамление чувственного.
7. Основные проблемы античной философии
Совокупную
проблематику античной философии можно
тематически определить следующим
образом: космология (натурфилософы), в
ее контексте тотальность
Необходимо
отметить, что в русле античной
способности воспринимать этот мир
философски теоретическая философская
мысль представляется наиболее важной
для последующего становления философского
познания. По крайней мере, доктрина
философии как жизни в
Очевидно, в теоретическом знании современный человек не только удовлетворяет потребность в познавательной деятельности, но и наращивает какую-то свою глубинную состоятельность, порой, ценой утраты собственно человеческих качеств. Но и утрачивая человеческое в себе, субъект познания не отказывается от теории.
Парадоксально,
что при этом современный человек
не разрушается как существующий.
Наращивание способности к
Теория
становится неким миром, своеобразной
"робинзонадой", в пространстве
которой человек создает
8. «Научность» философии: миф или реальность?
Формулировка
принципа логоса (принципа философии)
по мысли К. Хюбнера должна гласить:
"Следует искать доказательства
для высшей трансцендентности и
демонстрировать связи
Однако,
"это заблуждение, потому что именно
в нашем экзистенциальном опыте
мы неизменно думаем мифически: в
нашем отношении к рождению и
смерти, в любви, в отношении к
природе, в восприятии искусства
и религии. Здесь мы повсюду сталкиваемся
с мистерией бытия и вряд ли
научное просвещение может что-
Тяжелейшим
заблуждением было бы также полагать,
что минувший мир логоса нас больше
не касается. Ведь свойственная ему
метафизика, которая нам открыла
глаза на то, что есть вообще онтология,
пыталась быть учением о сущем
в целом. Греческая метафизика навсегда
останется неуничтожимой
Только если мы сохраняем открытым подход к прошлому и его различным возможностям рассматривать мир, мы можем сохранить критическую дистанцию к современности и предотвратить слепоту. Однако, перед нами еще стоит задача вырваться из современной односторонности и преобразовать нашу действительность на основе триады мифа, метафизики и науки".
В итоге, можно отметить, что особенностью античной философии в аспекте ее зависимости от культуры является тот факт, что и сама культура античной эпохи во многом была конституирована философским пониманием мира, в споре с которым культура зачастую изменяла направление своего развития.
Феномен античности - это непредсказуемый синтез множества явлений и процессов, в том числе, и не имеющих обычно важного значения для судеб культуры, но в силу особенностей той эпохи, сказавшихся непредсказуемо сильно, порой, роковым образом. Тем самым, мы не можем точно вычислить фактор взаимоопределения философии и культуры, поскольку данные об отношениях философии и культуры, накопленные в истории, мы просто не имеем оснований применить к античности, так как второй такой эпохи, когда философия впервые рождалась, причудливо сплетаясь с культурой, просто нет. В этом смысле, можно считать, что отношения философии и культуры в ту эпоху так и останутся интимными.
Список литературы: