Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:48, контрольная работа
Открывающаяся нашему мысленному взору общая «картина» философских раздумий говорит о напряженном поиске ответов на принципиальные, волнующие людей вопросы о мире и о себе, и она же свидетельствует о многообразии точек зрения, подходов к решению одних и тех же проблем. Каков же итог этих исканий?
1. Предназначение философии.
2. Философия как мировоззренческий тип знания.
3. Философия как форма общественного сознания.
4. Философы (А.Августин, Ф.Аквинский, Т.Гоббс, Р.Декарт, Л.Фейербах и др.) о философии и ее сущности.
Л.Фейербах.
Главной темой творчества философа была критика религии (прежде всего христианской). И эту критику он вел как бы “параллельно” с критикой философского идеализма (главным образом идеализм Гегеля), что не было случайным. Религия и идеализм имеют, согласно Фейербаху, один корень, одну основу: наделение самостоятельной сущностью одного из реальных атрибутов человеческого рода- мышления, которое лишь в фантазии, а не в действительности может быть оторвано от самого человека и противопоставлено ему. Тайну “святого семейства”, по словам Маркса, Фейербах увидел на земле. На “земле” же, в реалиях человеческой жизни, увидел немецкий философ и тайну идеализма. Именно потому, что человек есть родовое существо, а в его деятельности результат лишь весьма опосредованным образом связан с целью, общее преобладает над единичным (частным), а сами люди, как правило, не узнают “авторства” собственных творений, приписывая его сверхестественной, сверхчеловеческой сущности (Богу, идее).
Так будет до тех пор,
считает Фейербах, пока не будет
преодолен дуалистический
Но человек у Фейербаха
- природное существо, а связаны
люди между собой только
Философию Фейербаха обычно
квалифицируют как “
“Новая философия, - объяснял
Фейербах, - превращает человека, включая
и природу как базис человека,
в единственный, универсальный и
внешний предмет философии;
Однако, как это часто случается, “позитивная”, так сказать, часть воззрения Фейербаха получилась много слабее “критической”. Он не сумел или не захотел воспринять главных находок своих критикуемых учителей - диалектики и историзма. Оттого и грешит его концепция антиисторизмом (сущность человека, к примеру, у Фейербаха постоянна во все времена, т. е. берется с чисто биологической ее стороны), натурализмом в трактовке общественных отношений (главными из них признаются психологические и физиологические), созерцательностью в гносеологии (как будто не было достижений Канта и Фихте в выявлении активнейшей роли субъекта познания) и т.д.
Поэтому и оставался Л.
Фейербах своеобразным лидером
философских авторитетов своей
эпохи, “властителем дум”
истическая философия Маркса и Энгельса.
Тема 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА
План
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.
Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.
Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.
Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.
В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир – поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю.
Року подчинены даже высшие
боги, они не всесильны, их можно
обмануть, попытаться свергнуть.
Мифологическая картина мира
синкретична – естественное и
сверхъестественное в ней
Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.
Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами.
В зависимости от оснований деления различают:
- общенаучную картину мира, которая
включает представления обо
Общенаучная картина мира формируется 2 способами: 1-экстраполяция лидирующей частно-научной картины мира на прочие науки; 2-комбинирование из ряда лидирующих частных картин единой.
- и естественнонаучную картину мира. В зависимости от предмета познания - она может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.
Научные картины мира выполняют
эвристическую роль в процессе построения
фундаментальных научных
Требования к картине мира:
- отображать наиболее общие
свойства и закономерности
- допускать дополнения, исправления
и уточнения в связи с
- постоянно проверяться, и
Каждая картина мира строится на основе определенных научных теорий и по мере развития практики и познания одни картины мира сменяются другими.
Сначала люди задумывались об устройстве
окружающего их мира, эти представления
имели форму мифов и передавали
Функции научной картины мира:
1) Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и тем реальным миром. Нормативная - задает систему принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.
2) Научная картина мира систематизирует научные знания. Что предполагает поиск таких общих понятий и принципов, которые помогают понять роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания.
3) Научная картина мира как исследовательская программа. Так, возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы.
Свойства современной научной картины мира:
- объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;
- строгость, достоверность,
- динамичность – постоянное стремление к развитию;
- закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий.
Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают флуктуации картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий.
Представления о мире, которые вводятся в картинах, всегда испытывают воздействие со стороны самых разных элементов общественной жизни.
Эволюция научной картины мира.
1. Классическая.
Строится по принципу механики, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. Объяснительный эталон - причинно-следственная зависимость. Прошлое определяет настоящее, настоящее – будущее. Все состояния мира могли быть предсказаны.
2) Неклассическая.
С ней связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности (связана с разработкой квантовой теории, термодинамики[4]).
3) Постнеклассическая картина мира.
Утверждается парадигма целостности – где биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Основные черты науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы самоорганизации, протекающие в системах. Синергетика изучает открытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью.