Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:07, реферат
Интерес к философско-правовым воззрениям Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) сегодня не случаен. С одной стороны, он находится в русле общего интереса к философскому наследию «самого крупного русского философа XIX века»1, изучая которое мы заново открываем свое прошлое, восстанавливаем ранее утраченную связь с традициями отечественной культуры. С другой стороны, идеи мыслителя, которого заслуженно называют «блестящим и выдающимся представителем философии права» могут быть полезными в осмыслении насущных правовых вопросов современного российского общества, ибо Вл. Соловьев отличался редким даром видеть то, что находится не на поверхности, а в самой глубине проблем и явлений.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральская
Государственная Юридическая
Факультет подготовки бакалавров права
Реферат
По предмету:Философия права
На тему: Филосовско-правовые взгляды В.С.Соловьева
Выполнил: студентка 461 группы
Жданова.А
Интерес к философско-правовым воззрениям Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) сегодня не случаен. С одной стороны, он находится в русле общего интереса к философскому наследию «самого крупного русского философа XIX века»1, изучая которое мы заново открываем свое прошлое, восстанавливаем ранее утраченную связь с традициями отечественной культуры. С другой стороны, идеи мыслителя, которого заслуженно называют «блестящим и выдающимся представителем философии права» могут быть полезными в осмыслении насущных правовых вопросов современного российского общества, ибо Вл. Соловьев отличался редким даром видеть то, что находится не на поверхности, а в самой глубине проблем и явлений.
Более конкретно актуальность историко-философского анализа философско-правовой концепции Вл. Соловьева определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, неразрывной цельностью философии Вл. Соловьева, сфокусированностью в ее правовой части широкого спектра мировоззренческих проблем, без концептуального осмысления которых невозможно получить целостное представление о философской системе мыслителя.
Во-вторых, тем, что философско-правовые воззрения Вл. Соловьева в едином и системном виде еще не исследовались. Не были выявлены культурно-исторические предпосылки и теоретические источники, оказавшие влияние на их формирование и развитие, не осуществлены синтез и субординация правовых идей мыслителя, не рассматривалась взаимосвязь философско-правового учения Вл. Соловьева и его религиозной метафизики.
В-третьих, объективной возможностью в настоящее время показать системно-целостное единство правовых идей Вл. Соловьева. Все объективные предпосылки для этого имеются, ибо различные аспекты его учения о праве получили свое освещение в научной литературе, но работа эта не доведена до конца и требует своего логического завершения.
В-четвертых, сопряженностью
духовных исканий Вл. Соловьева с
современной ситуацией в
Идеи Вл. Соловьева о тесной взаимосвязи права и нравственности, права и христианской веры, о достижении социального всеединства, особенно важны сейчас, когда легальное может быть аморальным, формально-законное — несправедливым, когда все больше в общественной жизни закрепляются принципы неравенства, утилитаризма и эгоизма.
Степень научной разработанности проблемы. Философско-правовые воззрения Вл. Соловьева всегда привлекали пристальное внимание исследователей и вызывали острые дискуссии среди представителей общественной мысли. Однако следует отметить парадоксальность ситуации и указать на явную недостаточность научной разработанности проблемы, ибо до настоящего времени нет произведений, в которых философско-правовое учение Соловьева рассматривалось бы в целостном (концептуальном) виде.
Скорее всего, основная причина такого положения дел заключается в том, что философия права не получила у Вл. Соловьева столь ярко выраженного концептуального оформления в одном произведении, как, например, этическая
Концепция (лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль) — система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. В неклассической науке понятие концепция стали редуцировать к фундаментальной теоретической схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или к идеализированной схеме описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории).
доктрина в «Оправдании добра».
Философско-правовые воззрения содержатся в его произведениях в рассредоточенном виде, в форме, далекой от систематического завершения, что задает определенные трудности для их целостного восприятия.
Первыми исследователями философско-правовых воззрений Владимира Соловьева были российские правоведы Б. Н. Чичерин и Г. Ф. Шершеневич. Указав на оригинальность подхода философа к праву, они подвергли критическому разбору его идею о праве как «определенном минимуме нравственности». Наиболее критичной была позиция Б. Н. Чичерина, обвинившего Вл. Соловьева в стремлении использовать право в качестве принудительного инструмента для реализации религиозно-нравственного идеала, что вызвало категорический протест самого философа.
Очень важно для настоящего исследования, что главный недостаток работ своих критиков Вл. Соловьев видел в отсутствии целостного подхода к его учению о праве6. На этот момент обратил свое внимание современный исследователь В. И. Приленский. Анализируя различные аспекты дискуссии философа с Б. Чичериным он пришел к выводу, что Соловьев пытался найти и определить в праве определенную долженствующую принудительную организацию минимального добра, которая могла бы вписаться в общую картину нравственного совершенствования человечества и служить одним из внешних оснований богочеловеческого процесса.
Принципиально
важным для реконструкции философско-
Наиболее обстоятельным монографическим исследованием по теме данного исследования является работа А. С. Ященко («Философия права Соловьева», 1912), в которой он указал на наличие у мыслителя системы философско-правовых воззрений. Достоинством работы А. С. Ященко является тщательный разбор основных смысловых блоков этой системы, а также указание на религиозный характер как главную специфическую особенность философии права Вл. Соловьева. Однако, несмотря на содержательное богатство этой работы, следует отметить, что не совсем адекватной предмету исследования является методология А. С. Ященко, который исходит из принципов рационалистической юриспруденции Запада. В результате, главный принцип философии права Соловьева он воспринимает как механическое равновесие. Кроме того, связывая правовые идеи философа с его этикой, А. С. Ященко не исследует более глубокие их основания — религиозно-метафизические. Он вообще не касается главных тем метафизики мыслителя.
Важные теоретико-
На религиозно-метафизический аспект как основной в философско-правовом учении Соловьева указал С. Н. Булгаков. Важно его утверждение, что правовые идеи философа есть часть его философской системы. Рассматривая право, философ исследовал метафизическую природу и содержание права, он привел учение о праве в соответствие с общим метафизическим миросозерцанием, подчинив первое последнему13. Самым существенным вкладом Соловьева в философию права С. Н. Булгаков считал обоснование живой связи между абсолютными велениями религии и их осуществлением в праве.
Вячеслав. Иванов указал, что определяющей интенцией философско-правового творчества Соловьева является неприятие духа юридического формализма и законничества Ветхого Завета. Он подчеркнул, что идея справедливости в учении философа - это правосудие по закону благодати. О негативном отношении Владимира. Соловьева к идеям правового либерализма писал В. Л. Величко, который показывал, что обращение Соловьева к правовой проблематике вызвано именно религиозными исканиями философа, его стремлением «влить струю христианской веры в сердца представителей прогрессивной мысли в России». Четкое размежевание с либеральными интерпретациями философско-правовых воззрений Владимира. Соловьева обозначил С. Л. Франк. Он отметил в правовом учении философа смещение акцентов с прав на обязанности личности и подчеркнул идею служения как существенную для его правосознания.
На обусловленность правовых
воззрений Соловьева
Гиппиус обратила также внимание, что для философа корнем всех прав и отношений является «закон правды», который дает человеку совесть. Однако, в силу своей приверженности к субъективизму и психологизму, автор и Со ловьева оценивает субъективистски, стилизуя его учение под кантианство19.
Эвристически ценным является указание Э. Л. Радлова на детерминированность философско-правовой концепции Владимира. Соловьева идеей положительного (свободного) всеединства. Он первым подчеркнул, что право у Соловьева рассматривается с точки зрения его обусловленности божественным замыслом миропорядка, как сила необходимая для проявления свободы . Важным является и его указание, что право у Соловьева выступает необходимым условием в процессе исторического собирания добра.
Произведения Е. Н. Трубецкого, несмотря на его негативную оценку правовых воззрений Соловьева, дают идеи, которые нельзя игнорировать в данном исследовании. Так, Трубецкой обращает внимание на неправомерность вырывания правовых воззрений мыслителя из общего контекста его философии21. Он же подчеркнул обусловленность учения Соловьева не только достижениями русской мысли, но и особенностями русской жизни. Это необходимо обращает нас к исследованию русской культуры для адекватного понимания специфики философии права Соловьева. Ценно указание Трубецкого на параллели фило-софско-правовых идей русского мыслителя и Платона, ибо именно платонизм ориентируется на синтез форм духовного опыта и сфер культуры22.
Резюмируя смысл работ
современников и ближайших
Из современных авторов первым к исследованию философско-правовых воззрений Владимира Соловьева обратился А. В. Поляков, который указал на наличие у философа оригинальной естественно-правовой концепции и проанализировал ее основные проблемы23. Выражая суть правовой конструкции Вл. Соловьева, исследователю удалось выявить идею нравственной правды как конститутивный признак права и отметить, что справедливость как правовая ценность обусловлена у Соловьева сверхчеловеческим божественным началом. Эвристически ценным является указание автора на идею Соловьева о праве как орудии и условии совершенного добра, творящего провиденциальное дело в истории. К сожалению А. В. Поляков не развил эту тему, сосредоточив внимание на этических аспектах правового учения Соловьева.
Отдельные аспекты философско-правового учения Владимира Соловьева анализировали в своих работах А. Л. Алиева, В. А. Кондаков, Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская (этические аспекты права, понятие права)25, В. В. Верин, А. И. Ионова, А. Н. Савинов (понятие права) , А. В. Малов (право и насилие) . Общим для исследователей является признание философско-правовых воззрений Владимира. Соловьева важной составной частью его наследия. Правда акцент на исследовании отдельных правовых идей философа приводит, например, А. Л. Алиеву к выводу, что Вл. Соловьев «не был создателем целостной системы философско-правовых воззрений, каковые обычно относят к собственно философско-правовым теориям». Однако доказательствами такое утверждение не подтверждено, так как автор не рассматривает связь правовых идей с онтологией, гносеологией и историософией Соловьева, ограничиваясь анализом их взаимосвязи с этикой. В противоположность работе А. Алиевой следует отметить исследование А. В. Малова, который, осуществляя реконструкцию взглядов Вл. Соловьева на проблему насилия, выявил и показал внутреннюю связь социальной проблематики в творчестве мыслителя с его метафизикой и космологией.
Информация о работе Филосовско-правовые взгляды В.С.Соловьева