Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:07, реферат
Интерес к философско-правовым воззрениям Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) сегодня не случаен. С одной стороны, он находится в русле общего интереса к философскому наследию «самого крупного русского философа XIX века»1, изучая которое мы заново открываем свое прошлое, восстанавливаем ранее утраченную связь с традициями отечественной культуры. С другой стороны, идеи мыслителя, которого заслуженно называют «блестящим и выдающимся представителем философии права» могут быть полезными в осмыслении насущных правовых вопросов современного российского общества, ибо Вл. Соловьев отличался редким даром видеть то, что находится не на поверхности, а в самой глубине проблем и явлений.
Концептуальным видением философско-правовых идей Владимира Соловьева, пониманием их характера и внутренней связи с главными положениями его философской системы отличаются работы И. А. Исаева и О. С. Соиной. Подчеркивая религиозный характер философско-правовой концепции Соловьева, И. А. Исаев пишет, что главным фактором, определившим философско-правовое творчество Вл. Соловьева, являются «те основания, которые были заложены в христианстве как идеологической конструкции, образе мышления и верования». Поясняя роль права в метафизике Соловьева, И. А. Исаев пишет, что одухотворенное нравственным идеалом, право «играет роль винтика в сложной машине мироздания, сотворенного Абсолютом и в нем персонифицированного» . Оно является необходимым условием нравственного совершенствования, которое затребовано самим нравственным началом, не являясь его прямым выражением.
О. С. Соина, сравнивая
правовые воззрения Вл. Соловьева
с идеями Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского,
указывает, что философ видит
в праве необходимый
Достаточно высок интерес к философии права Вл. Соловьева («первого, и на сегодняшний день самого значительного и самостоятельного русского философа») на Западе, где исследованию его философско-правового учения посвящено несколько произведений. Общим для западных исследователей является сопоставление философско-правовой концепции Владимира. Соловьева с правовой теорией либерализма и выявление у мыслителя схожих с либерализмом суждений. В частности, трактовку философии права Вл. Соловьева в либеральном ключе, дает в своих работах А. Валицкий. Он полагает, что в заслугу Владимира. Соловьеву можно поставить «разработку философии права, которая содержала основные идеи неолиберализма и значительно повлияла на русских либеральных мыслителей». При этом А. Валицкий вынужден признать, что в социальной философии Соловьева существует прямое противоречие: «натяжка в соотношении автономии и всеединства, либеральных принципов и стремления г. полной христианизации политической и социальной жизни».
Представление Владимира Соловьева сторонником либеральной правовой идеи характерно и для ряда отечественных исследователей. О либеральных идеях в философии права Владимира. Соловьева пишет Э. Ю. Соловьев, утверждающий, что главное значение правовой концепции мыслителя заключается в христианском нравственном признании права, этическом обосновании прав личности и становлении либеральной мысли в России. Для исследователя, Вл. Соловьев — один из немногих мыслителей конца XIX в., чьи правовые воззрения созвучны наиболее чистым либеральным концепциям на Западе, кто выступил против установки «сакрального этатизма», философски обосновал и защитил важнейшие права и свободы граждан.
На либерализм соловьевской философии права указывает игумен Вениамин (Новик), который при этом полагает, что Соловьев «развивает христианское понимание права, в основе которого лежит высокое представление о человеческой личности, сотворенной по образу и подобию Бога». В. Ф. Цанн-кай-си, стремясь оправдать философско-правовую концепцию Соловьева с либеральных позиций, находит у него формулировку права, где «позиции В. С. Соловьева и И. Канта совпадают почти дословно» и даже усматривает у
Только после Владимира Соловьева русская либеральная мысль смогла обрести программную последовательность философа очевидный правовой позитивизм42 (с чем Соловьев, на мой взгляд, вряд ли бы согласился).
Противоречия либерального правового учения и философско-правовой концепции Соловьева проанализировал В. Н. Пристенский, который пришел к выводу, что правопонимание философа, строго говоря, не может считаться либеральным и западническим: «Он декларирует важность некоторых либеральных, западных ценностей, но выхолащивает их суть: фактически отказывает личности в автономии и в свободе».
Концептуальное отличие философско-правового учения Вл. Соловьева от либеральной правовой идеи показывает В. Н. Брюшинкин. Анализируя отличие правовых идей Соловьева от правовой теории Канта, он поясняет, что подход Соловьева к решению правовых проблем всецело обусловлен его социальной онтологией, которая определяется культурологическими основаниями, а именно, приверженностью к идеям соборности и универсализма.
Для целостного понимания философско-правовой концепции Вл. Соловьева особую ценность представляет монография А. В. Деникина. Обстоятельно анализируя различные аспекты дискуссии между Б. Чичериным и Вл. Соловьевым, А. В. Деникин показывает, что контрагенты отражают российскую действительность с различных сторон и из разных миров. В отличие от либерала Чичерина с его рационализмом и сингуляризмом, правосознание консервативно настроенного Соловьева появляется в русле аксиологической христианской концепции. «В. Соловьев, - пишет А. В. Деникин, - обращается к религиозной сущности права, чтобы определить «общий для всех борющихся сторон предел». В конечном счете, политико-правовые действия - лишь нрав-
ственные начала и приводят части в соответствие с целым». Для А. В. Деникина, как и для В. Н. Брюшинкина ясно, что правовое учение Соловьева вытекает из его общефилософских воззрений и может быть адекватно понято лишь в контексте главных тем его онтологии.
Не умаляя ценность всех приведенных работ, необходимо отметить, что целостного и систематичного исследования философско-правовой концепции Вл. Соловьева еще не производилось. Предметом анализа не стали до сих пор общефилософские основания философии права, его метафизика всеединства, вследствие чего не прослеживается связь общефилософских установок с его правовым учением, которое рассматривается и характеризуется отвлеченно от основных идей его философского учения. Не все исследователи учитывают, что тема права присутствует в контексте большинства произведений философа, при этом ряд идей, логически связанных с правом, представлен имплицитно, и может быть эксплицирован лишь при специальном рассмотрении философско-правового учения Соловьева как предмета исследовательского анализа.
Представляется, что исследование философско-правовой концепции Вл. Соловьева предполагает, прежде всего, анализ ее общефилософских оснований, ибо разрыв правового и философского в наследии мыслителя не способствует адекватному осмыслению его философско-правовой концепции.
Данные обстоятельства определили выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.
Объектом диссертационного исследования является философское наследие Владимира Сергеевича Соловьева; предметом исследования - философско-правовое творчество Вл. Соловьева в его становлении и развитии.
Цель диссертационного
исследования заключается в том,
чтобы осуществить историко-
Предмет исследования и его цель предопределили постановку и решение ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
а) выявить культурно-исторические
б) осуществить экспликацию основных идей философско-правовой концепции русского мыслителя и определить их иерархию и взаимосвязь;
в) рассмотреть религиозно-метафизические, социально-антропологические и историософские смыслы философско-правовых воззрений философа;
г) показать направление и характер эволюции философско-правового учения Вл. Соловьева;
д) определить воздействие правовых идей Владимира. Соловьева на российскую философско-правовую мысль XX века и отметить их значение для современного отечественного правосознания.
Методологическая основа диссертационного исследования включает с себя общенаучные методы и методы, применяемые преимущественно в историко-философскому исследованиях. В качестве общенаучных, в диссертационном исследовании применены методы анализа и синтеза, дедукции и индукции. Из общефилософских методов, связанных с методологией данного исследования необходимо отметить единство исторического и логического. Перечисляя методы, использованные в исследовании данной проблемы, отмечаем историко-описательный, историко-сравнительный, метод конкретно-исторического анализа.
Особое влияние на концептуальное формирование исследования оказал опыт применения метода историко-философской реконструкции, предполагающего смещение акцента с исторического исследования конкретного эмпирического материала, прежде всего текстов Вл. Соловьева в их хронологической последовательности (методы описания и анализа), на их теоретическое осмысление и интерпретацию.
Эмпирическую базу исследования составили философские произведения самого Вл. Соловьева, его публицистические статьи и письма; воспоминания современников философа. Кроме того, к источниковой базе относятся аналитические работы исследователей философии Владимира Соловьева, а также произведения тех авторов, которые развивали философско-правовые воззрения мыслителя.
Научную новизну исследования составляют следующие результаты:
1. Выявлены культурно-исторически
2. Осуществлена
реконструкция философско-
3. Определено
воздействие правовых идей Влад
Научная новизна диссертации выражается также в положениях, выносимых на защиту.
На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Формирование философско-правового учения Владимира. Соловьева было обусловлено развивающимся в пореформенной России кризисом религиозных начал общественности. Учение о праве росло из теургического корня, из потребности философа послужить христианскому идеалу правды и не допустить «раздвоения» внутренней жизни русского человека на божественное и мирское.
Список используемой литературы
1. Бердяев Н. А. Философия свободы: Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997. С. 259.
2. Новгородцев П. И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева// Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995. С. 285.
3. См.: Чичерин Б. Н. Мистицизм в науке. М., 1880; Он же. О началах этики (По поводу книги Вл. Соловьева «Оправдание добра») // Вопр. филос. и псих. 1897. Кн. 39 (IV); Шершеневич Г. Ф. По поводу книги Вл. С. Соловьева «Оправдание добра» // Вопр. филос. и псих. 1897. Кн. 38 (III). С. 456-474.
4. См.: Соловьев В. С. Мнимая критика// Соловьев В. С. Собр. соч.: В Ют. Спб., 1911-1914. Т. 8. С. 677, 685-687.
5.См.: Соловьев В. С. Замечания на статью проф. Г. Ф. Шершеневича // Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. Спб., 1911-1914. Т. 8. С. 659.
6. Приленский В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995. С. 250-276.
7. Ященко А. С. Философия права Соловьева. Спб., 1912. С. 30.
8.См.: Радлов Э. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Спб., 1913. С, 119.
Информация о работе Филосовско-правовые взгляды В.С.Соловьева