Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 01:24, творческая работа

Описание работы

Семнадцатый век открывает период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом.

Файлы: 1 файл

Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

 

Введение 

Семнадцатый век открывает  период в развитии философии, который  принято называть философией Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в  экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение  в целом. Жизнь рождает новых  гениев. Бурно развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил  Г.Галилей. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в  жизни общества.

Своим развитием философия  Нового времени обязана отчасти  углубленному изучению природы, отчасти  все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря  развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы  отдельных отраслей и собственно философии. Хотя и в новой форме, но продолжается старая, идущая еще  от средних веков полемика между  двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим  в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления  в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

 

 

 

 

 

 

 

1 Формирование  философии Нового времени

 

Предметом философии вообще являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной  действительности и субъективного  мира, материального и идеального, бытия и мышления. Центральные  мировоззренческие проблемы (отношение  мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным) формируют общие вопросы философии, т.к. через отношение человека, его  мышление, сознание, духовная и психическая  деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл  существования. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания. На первом месте проблемы гносеологии.

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются  всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и  истинности. Основных направления два: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности философии Нового времени

 

 Характерна ориентация  на познание реальности, основанное  на чувственном. Формирование  естествознания связано с тенденцией  познания на единичных, изолированных  фактах, не определяющих систему  целостно. Встает вопрос о сущности  и характере самого познания, что приводит к повышению значимости  гносеологической ориентации новой  философии.

Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся  дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего  причинно следственного (связанного с  законами) объяснения взаимосвязи между  отдельными явлениями и областями  явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. С развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.

Основные идеи философии 17 века:

1.  Принцип автономного мыслящего субъекта.

2.  Принцип методического сомнения.

3.  Индуктивно-эмпирический метод.

4.  Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.

5.  Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.

6.  Выработка нового юридического мировоззрения. Обоснование и защита прав граждан и человека.  

Огромный вклад в развитие науки внесли Галилей, Кеплер, Декарт, Лейбниц, Ньютон, Гюйгенс, Гильберт, Бойль, Гарвей, Левенгук. Однако остается проблема выработки общенаучных методов  познания, возникает необходимость  обобщить, систематизировать данные естественных наук. Это выдвигает  новые задачи и обуславливает  приоритеты для философии Нового времени. Формируется философия  науки. В центре новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если конкретные, “частные” науки должны вскрывать законы природы, то философия призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках. Этим занимаются такие известные мыслители, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и другие. Они ищут законы разума, возможности которого считают неограниченными. Однако разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями - «идолами». Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основу нового метода ищут в чувственном опыте, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Лейбниц, Мальбранш, Спиноза). Во втором случае торжествует рационализм и методы аналитического порядка, применяемые ко всем областям реальности. «Всерасчленяющий» и «всеанатомирующий» анализ, давший большой эффект, прежде всего в механике и математике, провозглашается основой научного знания. Можно сказать, что эмпиризм (сенсуализм) и рационализм становятся двумя формами развития философской мысли XVII в. Между сенсуализмом и рационализмом разгорается настоящая дуэль. В отличие от эпохи Ренессанса, в философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок. Наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый уровень развития, обеспечить общественный прогресс. Развитие наук и конечное подчинение природы человеку возможно тогда, когда будет сформирован главный метод познания, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени. Борьбу за новый метод познания начал Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт.

3 Выдающиеся философы Нового времени

3.1 Фрэнсис Бэкон. Индуктивный метод Ф. Бэкона

 

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) - великий  английский философ- материалист, политический деятель и писатель, современник  королевы Елизаветы и поэта Шекспира. Отец его, Николас Бэкон, - лорд-хранитель  печати. Бэкон окончил Кембриджский университет. В 1584 г. был избран в  парламент. В 1586 г. Бэкон становится старшиной юридической корпорации. Он блестяще выступает на судебных заседаниях. Мечтает пробиться в  большую политику, чтобы на этом поприще добиться богатства и  почестей.

В 1587 г. на имя королевы Елизаветы  он, угодничая, пишет меморандум, требуя казни Марии Стюарт. Королева его  не заметила. Бэкон начинает усиленно заниматься творчеством. Книга «Опыты и наставления нравственные и  политические» приносит ему литературную известность. Еще при жизни автора они выдержали девять изданий. В  высших кругах власти к нему стали  относиться благосклоннее. Однако это  не принесло богатства. А он так мечтал стать богатым! Свою мечту он решил  осуществить путем выгодной женитьбы, предложив руку и сердце богатейшей леди Гетгон, своей кузине, отличавшейся красотой, умом и капризностью. Однако леди Гетгон отказала бедному кузену и вышла замуж за богатого старика  Кука. В глазах многих женщин бедность мужчины есть их величайший порок.

С восшествием на престол  короля Якова I начинается бурная карьера  Бэкона. С 1617 г. Бэкон становится лорд-хранителем печати при короле Якове I, затем  лордом-канцлером, бароном Веруламским  и виконтом Сент-Олбанским. В 1621 г. по настоянию парламентской оппозиции  Бэкон был привлечен к суду по обвинению (не без основания) во взяточничестве. Бэкона приговорили к уплате 40 тысяч  фунтов штрафа, заключению в Тауэр, лишению права занимать какие-либо государственные должности, заседать в парламенте и быть при дворе. Через два дня он был помилован  королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе (которой занимался и в предшествующий период). Живя вновь в бедности, Бэкон полностью отдался литературно-философской деятельности. 2 апреля 1626 г. в холодную погоду, катаясь в экипаже с медиком короля, Бэкон разгоряченный вышел из экипажа и, занимаясь опытом над замораживанием курицы, сильно простудился. Через несколько дней он скончался.

На могиле соотечественники поставили памятник, изображающий философа, сидящего в задумчивой позе. Надпись  на памятнике звучит несколько иронично: «разрешив все задачи тайн природы  и гражданской мудрости, он умер, повинуясь естественному закону: все сложное подлежит разложению».

Уже в молодые годы философ  вынашивал грандиозный план «Великого  восстановления наук», к реализации которого стремился всю жизнь. Первую часть этого труда составляет новая, совершенно отличная от аристотелевско- схоластической, классификация наук. Она была предложена Бэконом уже  в его труде «О преуспевании знания», а затем в дальнейшем была доработана, расширена и издана под названием  «О достоинстве и усовершенствовании наук». Главное произведение Бэкона - его знаменитое методологическое сочинение «Новый Органон».  

Философия Бэкона соединила  в себе натуралистичное миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм - с элементами теологических  воззрений. Бэкон солидаризовался  с материалистической традицией  предшествующей философии и критиковал схоластику перипатетиков, мистику  пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм  скептиков. Античные натурфилософы  привлекали Бэкона тем, что они понимали материю как активное начало; с  особым одобрением воспринимал он атомистическую философию Демокрита.

Средневековой схоластической философии Бэкон противопоставил  доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании. Бэкон критикует и рационалистов, и эмпириков. «Те, кто занимались науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики подобно муравью только собирают и пользуются собранным. Рационалисты подобно пауку из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутый материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей (то есть опыта и рассудка)».

По Бэкону познание начинается с чувственных показаний, с восприятий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной  проверке, в подтверждении и дополнениях. «Непосредственному восприятию чувства  самого по себе, - писал он, - мы не придаем  много значения, но проводим дело к  тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт - о самом предмете». «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте», - продолжает он ту же мысль.

Бэкон утверждал, что опыты  должны ставиться по индуктивному методу: индукция - это необходимая для  наук, опирающаяся на показания органов  чувств форма доказательства и метод  познания природы. В дедукции порядок  движения мысли от общего к частному, в индукции - от частного к общему.  

Итак, правила познания, по Бэкону, таковы: во-первых, через изучение множества единого мы должны выявить повторяющееся, устойчивое, общее для всех единичных объектов данного класса и только затем можно приступить к формулировке аксиом, теории; во-вторых, для обнаружения повторяющегося, устойчивого, общего обязательно необходим эксперимент; в-третьих, чтобы избежать ошибки в теории, надо при наблюдении и эксперименте стремиться обнаружить те признаки, которые противоречат предварительному обобщению.

Наблюдения, эксперимент, индукция дают нам знания о природе. Суммарные  знания переплавляются в науку. Ценность науки в том, что она помогает вырвать у природы искомые  богатства. «Знание - сила», - доказывал  Бэкон. Однако эксперимент и индукция недостаточны для нахождения истины. Надо еще научиться преодолевать субъективные недостатки самого субъекта познания. Их Бэкон назвал «идолами». Идолы - это ряд типичных путей, вступив  на которые человеческий ум систематически впадает в пагубные интеллектуальные заблуждения. Бэкон выделил четыре идола:

1. «Идолы рода» - склонность  к ошибкам у всего рода человеческого.

2. «Идолы пещеры» - личные слабости человека.

3. «Идолы рынка» - заблуждения, заложенные в языковых формах общения.

4. «Идолы театра» - заблуждения  от систем или школ мышления, насаждаемые обществом.

Бэкон разграничивал области  научного познания и религиозной  веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки, но он принимал христианство как религию откровения, видя в нем одну из связующих сил общества.

Свои научные идеи Бэкон  страстно пропагандировал в утопической  повести «Новая Атлантида». В ней  Бэкон изложил проект государственной  организации науки. Прерогативу  «Дома Соломона» (научно-технического центра утопического общества) составляет не только организация и планирование научных исследований и технических  изобретений, но и распоряжение производством  и природными ресурсами страны, внедрение  в хозяйство и быт достижений науки и техники.

Бэкон описывает, что ученые «Дома Соломона», применяя индуктивный  метод, сделали множество достижений. Среди них создание камер для  получения сверхвысоких и сверхнизких  температур, получение искусственных  молний, применение в производстве энергии Солнца, создание искусственных  органов для живых организмов, выведение новых пород, создание скоростных видов транспорта (летательных  аппаратов, подводных лодок) и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени