Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 01:24, творческая работа
Семнадцатый век открывает период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом.
3.2 Рене Декарт. Дедуктивно-аксиоматический метод Р. Декарта
Рене Декарт (1596 - 1650 гг.) -
великий французский философ, математик,
физик, физиолог. Родился в дворянской
семье, учился в привилегированном учебном
заведении - иезуитской коллегии Ла Флеш
(1609 - 1613 гг.). После учебы жил в столице,
упорно занимался математикой. По настоянию
отца, мечтавшего о военной карьере сына,
Декарт поступает в армию, но не на постоянную
службу, а волонтером. Это давало определенную
свободу. В Европе шла Тридцатилетняя
война. За период службы в армии Декарт
посетил многие города центральной Европы.
После ухода с военной службы (1624 г.) продолжал
интенсивно заниматься математикой и
осмыслением методологии научно-философского
знания.
За короткий период он стал известен как
крупный ученый и борец против старых
догм. Над Декартом сгущались тучи. Он
вынужден был покинуть Францию. Почти
двадцать лет Декарт живет в Голландии,
изредка навещая родных в Париже. На чужбине
он написал основные свои произведения:
«Рассуждение о методе...» (1637 г.), «Размышления
о первой философии...» (этот труд вышел
в 1647 г. под названием «Метафизические
размышления»), «Начала философии» (1644
г.), «Страсти души» (1649 г.) - этикопсихологическое
сочинение.
Личная жизнь Декарта
сложилась неудачно, если не считать
интересную переписку с принцессой
Елизаветой, дочерью Фридриха, пфальцского
курфюрста, бежавшего с семьей по
необходимости в Голландию. Из этой
переписки (1642 - 1647 гг.) много можно
узнать о творческой лаборатории
Декарта, о его душевном состоянии.
В 1649 г. Декарт был приглашен в Швецию королевой
Христиной. После долгих колебаний он
выехал в Стокгольм. В холодные утренние
часы Декарт отправлялся во дворец, чтобы
вести философские беседы с капризной
королевой. Вскоре он простудился и после
десятидневной болезни скончался 11 февраля
1650 г.
После смерти Декарта в течение нескольких десятилетий были изданы и другие его произведения, не оконченные автором при жизни и не изданные тогда. Среди этих произведений особенно важны «Правила для руководства ума» - едва ли не наиболее раннее произведение философа. Определяя сущность и предназначение философии, Декарт писал: «Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия, сделав почин с наиболее обычного, с того, например, что слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. А чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами. Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны помимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти последние не могли бы быть познаны без знания начал. При этом необходимо понять, что здесь познание вещей из начал, от которых они зависят, выводится таким образом, что во всем ряду выводов нет ничего, что не было бы совершенно ясным. Вполне мудр в действительности один бог, ибо ему свойственно совершенное знание всего; но и люди могут быть названы более или менее мудрыми сообразно тому, как много или как мало они знают истин о важнейших предметах».
Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт - один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения количества движения. В космогонии он предложил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, обуславливающей строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением, или с пространством. В физике Декарт дуалист: общая причина движения, по Декарту, - Бог: он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. В человеке, по Декарту, реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с мыслящей душой. В физиологии Декарт дал одно из первых научных описаний рефлекторного акта. В животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить.
Конечную цель знания Декарт
видел в господстве человека над
силами природы, в открытии и изобретении
технических средств, в познании
причин, в усовершенствовании природы
человека. Для достижения этой задачи
Декарт считал необходимым предварительно
усомниться во всем наличном существовании.
Сомнение не убеждение в непознаваемости
всего сущего, но лишь прием для
нахождения безусловно достоверного начала
знании. Его знаменитое изречение, вокруг
которого идет неумолкаемый спор, звучит
так: «Я мыслю, следовательно, существую».
Этим тезисом Декарт подчеркивал, что
сущность человеческого «Я» не душа,
а мышление. Из этого тезиса Декарт
пытался вывести также
Декарт - родоначальник рационализма. В основе декартова метода лежит математика. Всеобщий и необходимый характер математического знания Декарт выводил из природы самого ума. Отсюда Декарт отвел в процессе познания исключительную роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства. Декарт сформулировал четыре правила, которые следует соблюдать, применяя дедуктивный метод: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми и не могут вызвать сомнения; 2) расчленять каждую сложную проблему на ее составляющие и разрешать каждую из них наилучшим способом; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С периода Нового времени наука действительно стала средством, методом философии на пути познания мира. С этого времени наука стала неотъемлемой частью предмета философских мышлений. Меняется образ мира, меняется образ человек, но постепенно меняется также образ науки. Оно заключается не только в создании новых, отличных от предыдущих, теории астрономической вселенной, динамики, но и человеческого тела или даже строения Земли. Наука – это итог революции, который Галилей объяснит с чрезвычайной четкостью, - больше не является ни привилегированной интуицией отдельного мага или просвещенного астролога, ни комментарием к авторитету, который все сказал. Наука отныне не дело «бумажного мира», она становится исследованием и раскрытием мира природы. Наука приносит существенное изменение в сознании человека при познавании мира и таким образом сыграет ведущую роль в развитии цивилизации человечества в целом, в этом заключаются заслуги философии Нового времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.Учебник для ВУЗов.-М.:ТЕИС, 1996.
2 Ахиезер А.С. Философская основа социокультурной теории и методологии//Вопросы философии. – 2000. – №9.
3 Каратини Р. Введение в философию/Под ред. В.П.Пазиловой; Пер. с фр. Г.С.Ливановой. М.: ЭКСМО, 2003.
4 Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - М., 1993.
5 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2001.
6 Голикова Л.В. Философия. Учебно-методическое пособие. – МГТУ, 2001.
Информация о работе Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени