Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:22, контрольная работа
Истина - центральное понятие, имеющее постоянную значимость, как для истории, так и для частных наук. Понятие Истина есть стержневой момент всякого философского учения. В этике философ стремится познать Истину о Добре, в эстетике - Истину о Красоте, в методологии -определить путь поиска Истины в ходе научных и философских изысканий.
В религиозной философии, в неопозитивизме, прагматизме, в экзистенциальных размышлениях - философ любого направления ставит задачу обоснования истинности своего знания.
Введение.
1.Понятие истины…………………………………………………………...3
2. Формы истины……………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………..…20
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Пермский аграрный техникум»
Контрольная работа
по дисциплине «Основы философии»
на тему: Формы истины
Содержание
Введение.
1.Понятие истины…………………………………………………………..
2. Формы истины……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..…20
2
Введение.
1. Понятие истины.
Истина - центральное
понятие, имеющее постоянную значимость,
как для истории, так и для
частных наук. Понятие Истина есть стержневой момент
всякого философского учения. В этике
философ стремится познать Истину о Добре,
в эстетике - Истину о Красоте, в методологии
-определить путь поиска Истины в ходе
научных и философских изысканий.
В религиозной философии, в неопозитивизме,
прагматизме, в экзистенциальных размышлениях
- философ любого направления ставит задачу
обоснования истинности своего знания.
Сохраняется неоднозначность существующих
подходов к проблеме истины. В рамках интересов
методологии научных исследований достаточно
глубоко проработаны концепции корреспонденции
и когерентности истины. Но и они не дают
исчерпывающего ответа на волнующие гносеологию
вопросы. Концепция корреспонденции в
большей степени полезна в рамках эмпирических
исследований, а когерентность рассуждений
- лишь критерий качества теорий с позиции
логики. Концепция прагматичности сводится
к выводу, что наше знание, в случае, если
оно «помогает нам жить», - истинно, не
зависимо от того, адекватно ли оно отображает
реальную, объективную суть мира. Концепция
конвенциальной истины отвергается многими
авторами, что сопряжено с принципиальным
непризнанием договорного способа определения
истинности знания.
В отечественной истории советского периода
речь шла именно об объективной истине.
Субъективность, субъективные моменты
познавательной деятельности оценивались
исключительно как помеха в достижении
истинного (объективного) знания. О неизживности
3
философского, идеологического
плюрализма, о важности личностного,
экзистенциального аспектов понятия
истины, человекоразмерности знания
стали активно писать и говорить только в 80-х - 90-х годах
завершившегося ХХ столетия.
Авторы статей обратили внимание на личностные,
ценностные, религиозные аспекты человеческого
опыта, а также на то, что во всех формах
познавательной деятельности (а не только
в науке) люди пользуются понятием «истина».
Внимание к проблеме истинности знания
связано и с наметившимся в нашем обществе
кризисом рациональности, «сползанием»
сознания многих наших современников
(а, следовательно, и общественного сознания
в целом) в сторону мифологем, слепой веры,
мистики и оккультизма.
Сейчас, когда стало модным критиковать
материализм (в первую очередь за имевшее
место в советском обществе жесткое насаждение
атеизма), многие впали в другую крайность
- в полное отрицание ценности рационализма,
абсолютизацию веры. В этой связи уместно
звучит следующее выказывание: «Отказ
от рациональности… представляет собой
такой же (но с «обратным знаком») тупик,
как и подчинение рационально - вещному
знанию и научной технологии. Опасность
такого отказа от рациональности, от разума
состоит в том, что сильнейшие и представляющиеся
бесконечно ценными эмоции и переживания,
не будучи контролируемы рационально
критической рефлексирующей силой разума,
могут увести индивида в сферы отнюдь
не способствующие его личному духовному
развитию.
Тогда это становится своего рода опьянением,
чем пользуются различные «гуроиды», подчиняя
и разрушая личность человека в своих
корыстных целях». На эту же проблему указывает
В.А. Лекторский в своем предисловии к
сборнику научных трудов «Исторические
типы
4
рациональности». Отмечая
вредные последствия доведенных
в свое время до абсурда узкосциентических,
технологический подходов к пониманию
сущности человека и его познавательных
возможностей, В.А. Лекторский также
предупреждает об опасности другой крайности: «Крушение этой
идеологии с ее технократизмом и узким
сциентизмом вызвало весьма характерную
реакцию: в современном российском обществе
нарастает волна антинаучности и анти
- рациональности, которая грозит затопить
всякие остатки здравого смысла». Тотальное
наступление антирационализма, преобладание
религиозно - мистической картины мира,
суеверий, антинаучных и псевдонаучных
домыслов над рационально - понятийным
восприятием мира отмечает в своей статье
профессор В.П. Огородников: «Астрологи
и прорицатели, гадалки и колдуны, маги
и волшебники, и прочие шарлатаны всех
"методик" и рангов, как и в средневековье,
собирают обильную дань с суеверий».
С другой стороны и классическая для советского
этапа истории философии трактовка проблемы
истины не является безусловным объектом
авторской апологии. Для материалистической
философии характерно признание объективной
истины, понимание истины как осознанного,
независимого от субъекта содержания
знания. В то же время эта позиция неоднозначно
принимается мыслителями даже в рамках
материалистических учений.
Сомнение основано на том, что носителем
знаний (а понятие истины применимо именно
к знаниям) является человек - субъект,
наделенный разнообразными чувствами
и личностными психологическими характеристиками.
Следовательно, истина как феномен субъективной
реальности, особенности, свойства субъективных
аспектов истины, особенно в сферах экзистенциального,
нравственного сознания, - является важным
объектом исследования.
Так как человек осваивает
мир далеко не только через науку,
необходимо раскрыть специфику и
условия применимости понятия «истина»
к знаниям и опыту в сфере
субъективного. Эта задача в качестве
составных элементов подразумев
6
2. Формы истины.
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.п., обратимся сначала к характеру отражаемого объекта.
Вся окружающая человека реальность в первом приближении оказывается состоящей из материи и духа, образующих единую систему. И первая, и вторая сферы реальности становятся объектом человеческого отражения, и информация о них воплощается в истинах. Поток информации, идущий от материальных систем микро -, макро - и мега - миров, формирует то, что можно обозначить как предметную истину (она дифференцируется затем на предметно - физическую, предметно - биологическую и др. виды истины).
Понятие «дух»,
соотносимое в ракурсе
смысле: рационалистически - познавательную). Экзистенциальная реальность включает в себя духовно - жизненные ценности людей, такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т.п., а также и духовный мир индивидов. Вполне естественен вопрос о том, истинно или не истинно мое представление о добре (как оно сложилось в таком - то сообществе), понимание духовного мира такого - то человека. Если на этом пути мы достигаем истинностного представления, то можно полагать, что мы имеем дело с экзистенциальной истиной.
Объектом освоения индивидом могут стать также те или иные концепции, включая религиозные и естественнонаучные. Можно ставить вопрос о соответствии убеждений индивида тому или иному
7
комплексу религиозных
догматов, или, к примеру, о правильности
нашего понимания теории относительности
или современной синтетической
теории эволюции; и там, и здесь
употребимо понятие «истинности», что
ведет к признанию
Помимо выделенных могут быть формы истины, обусловленные спецификой видов познавательной деятельности человека. На этой основе имеются формы истины: научная, обыденная (повседневная), нравственная и пр.
Приведем следующий пример, иллюстрирующий различие обыденной истины и истины научной. Предложение «Снег бел» может квалифицироваться как истинное. Эта истина принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному познанию, мы, прежде всего, уточняем это предложение. Научным коррелятом истины обыденного
познания «Снег бел» будет предложение «Белизна снега - это эффект воздействия некогерентного света, отраженного снегом, на зрительные рецепторы». Это предложение представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а следствие научных теорий - физической теории света и биофизической теории зрительного восприятия. В обыденной же истине заключена констатация явлений и корреляций между ними.
К научной истине применимы критерии научности. Все признаки (или критерии) научной истины находятся во взаимосвязи. Только в системе, в своем единстве они способны выявить научную истину, отграничить ее от истины повседневного знания или от «истин» религиозного или авторитарного знания.
8
Практически - обыденное знание получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецептурных правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности. Дискурсивность научного знания базируется на принудительной последовательности понятий и суждений, заданной логическим строем знания (причинно - следственной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности его содержания. Вот почему под знанием понимают форму субъективного права на истину. В условиях науки это право переходит в обязанность субъекта признавать логически обоснованную, дискурсивно доказательную, организованную, «систематически связанную» истину.
В пределах науки имеются модификации научной истины (по областям научного знания: математики, физики, биологии и др.). Следует отграничивать истину как гносеологическую категорию от логической истинности (иногда квалифицируемой как логическая правильность).
«Логическая истинность (в формальной логике) - истинность предложения (суждения, высказывания), обусловленная его формально-логической структурой и принятыми при его рассмотрении законами логики (в отличие от так называемой фактической истинности, для установления которой необходим также анализ содержания предложения)». Специфична объективная истина в уголовном судопроизводстве, в исторической науке, в других гуманитарных и общественных науках. Рассматривая, например, историческую истину, А. И. Ракитов пришел к выводу, что в историческом познании «возникает совершенно своеобразная познавательная ситуация: исторические истины есть отражение реальной, прошедшей социально значимой деятельности людей, т.е. исторической практики, но сами они
9
не включаются, не проверяются и не видоизменяются в системе практической деятельности исследователя (историка)» (приведенное положение не следует расценивать как нарушающее представление о критериальных признаках научной истины. В данном контексте термин «проверяемость» употребляется в строго обозначенном автором смысле; но «проверяемость» включает в себя также и обращение к наблюдению, возможность многократного наблюдения, что в историческом познании всегда имеет место).
В гуманитарном знании, важное значение для истины имеет глубина понимания, соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценностным отношением человека к миру.
Такая двухполюсность истины
наиболее ярко выражается в искусстве,
в понятии «художественная
художественной правды в этих произведениях имеется. «Весьма возможно, что она как бы перемещена из поверхностного в более глубокие слои. И хотя установить связь «глубины» с «поверхностью» не всегда легко, ясно, что она должна существовать... В действительности истина (ложь) в произведениях, содержащих такие конструкции, может быть «упрятана» в сюжетно - фабульном слое, слое характеров, наконец, в слое закодированных идей». Художник способен открывать и в художественной форме демонстрировать истину.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.
Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определенной
10
ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов.
Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:
а) результат
познания отдельных сторон изучаемых
объектов (констатация фактов,
что не тождественно абсолютному
знанию всего содержания данных фактов);
б) окончательное
знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины,
которое сохраняется в процессе дальнейшего
познания;
г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.