Формы истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Истина - центральное понятие, имеющее постоянную значимость, как для истории, так и для частных наук. Понятие Истина есть стержневой момент всякого философского учения. В этике философ стремится познать Истину о Добре, в эстетике - Истину о Красоте, в методологии -определить путь поиска Истины в ходе научных и философских изысканий.
В религиозной философии, в неопозитивизме, прагматизме, в экзистенциальных размышлениях - философ любого направления ставит задачу обоснования истинности своего знания.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие истины…………………………………………………………...3
2. Формы истины……………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………..…20

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

По - видимому, вплоть до конца XIX - начала XX в. в естествознании, да и в философии, господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях (аспекты а, б, в).

Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца - эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации света), «абсолютны» не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая констатация подходит под общее определение понятия «абсолютная истина». И здесь мы не находим «относительной» истины, отличающейся от «абсолютной» (разве что при перемене

11

системы отсчета  и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для  этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие).

Когда дается строгое  философское определение понятиям «движение», «скачок» и т.п., такое  знание тоже может считаться абсолютной истиной в смысле, совпадающем  с относительной истиной (и в этом плане употребление понятия «относительная истина» не обязательно, как излишней становится и проблема соотношения абсолютной и относительной истин). Такой абсолютной истине не противостоит никакая относительная истина, если только не обращаться к формированию соответствующих представлений в истории естествознания и в истории философии.

Не будет проблемы соотношения абсолютной и относительной  истин и тогда ,когда имеют  дело с ощущениями или вообще невербальными  формами отражения человеком действительности.

Но вот когда  эта проблема снимается в наше время по тем же мотивам, по которым  ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже  анахронизм. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете.

Пример такого рода относительных истин - теория классической механики и теория относительности. Классическая механика как изоморфное отображение определенной сферы действительности, отмечает Д.П.Горский, считалась истинной теорией без всяких ограничений, т. е. истинной в некотором абсолютном смысле, поскольку с ее помощью описывались и предсказывались реальные процессы механического движения. С возникновением теории относительности

12

было выяснено, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. Изоморфизм теории как образа механического движения перестал со времени быть полным; в  предметной области были раскрыты соотношения между соответствующими характеристиками механического движения (при больших скоростях), которые не выполнялись в классической механике. Классическая (с внесенными в нее ограничениями) и релятивистская механика, рассматриваемые уже как соответствующие изоморфные отображения, связаны между собой как истина менее полная и истина более полная. Абсолютный же изоморфизм между мысленным отображением и определенной сферой действительности, как она существует независимо от нас, подчеркивает Д. П. Горский, недостижим ни на какой ступени познания. Такое представление об абсолютной, да и об относительной истине, связанное с выходом на процесс развития научного знания, развития научных теорий, выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и

относительной истины.

Абсолютная истина (в  аспекте г) складывается из относительных истин.

Если признать на схеме абсолютную истину за бесконечную  область вправо от вертикали «zx»  и выше от горизонтали «zy», то ступени .., 2, 3... будут относительными истинами.

Вместе с тем  эти же относительные истины оказываются  частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в этом же отношении) и абсолютными истинами. Это уже не абсолютная истина (г), а абсолютная истина (в).

Относительная истина - это абсолютная в третьем своем аспекте, причем не просто ведущая к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляющая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины.

13

Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней - часть абсолютной - г).

Единство абсолютной истины (в третьем и четвертом  аспектах) и относительной истины обусловливается их содержанием; они  едины благодаря тому, что и  абсолютная, и относительная истины являются объективными истинами.

Когда мы рассматриваем  движение атомистической концепции  от античности к XVII - XVIII столетиям, а  затем к началу XX в., в этом процессе за всеми отклонениями обнаруживается стержневая линия, связанная с наращиванием, умножением объективной истины в смысле роста объема информации истинного характера. (Приходится, правда, заметить, что приведенная выше схема, достаточно наглядно показывающая формирование абсолютной истины из относительных, нуждается в некоторых поправках: относительная истина 2 не исключает, как в схеме, относительную истину, но вбирает ее в себя,

определенным  образом ее трансформируя). Так что  то, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит и в истинностное содержание современной атомистической концепции.

А содержит ли в  себе относительная истина какие - либо моменты заблуждения?

В философской  литературе есть точка зрения, согласно которой относительная истина состоит  из объективной истины плюс заблуждения.

Мы уже видели выше, когда начинали рассматривать вопрос об объективной истине и приводили пример с атомистической концепцией Демокрита, что проблема оценки той или иной теории в плане «истина - заблуждение» не так проста. Нужно признать, что любая истина, хотя бы и относительная, по своему содержанию всегда объективна; а будучи объективной, относительная истина внеисторична (в том плане,

14

которого мы касались) и внеклассова. Если включать в состав относительной истины заблуждение, то это будет та ложка дегтя, которая испортит всю бочку меда. В результате истина перестает быть истиной. Относительная истина исключает какие-либо моменты заблуждения или ложь. Истина во все времена остается истиной, адекватно отражающей реальные явления; относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.

Историческое  развитие научных теорий, нацеленных на воспроизведение сущности одного и того же объекта, подчиняется принципу соответствия (данный принцип был  сформулирован физиком Н. Бором  в 1913 г.).

Согласно принципу, смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, которая может быть выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену старой, не просто отрицает последнюю,

а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической при условиях, когда можно пренебречь величиной кванта действия. (В литературе, нормативно - описательный характер данного принципа выражается в требовании, чтобы каждая последующая теория логически не противоречила ранее принятой и оправдавшей себя на практике; новая теория должна включать в себя прежнюю в качестве предельного случая, т.е. законы и формулы прежней теории,  некоторых крайних условиях должны автоматически следовать из формулы новой теории.)

Итак, истина по содержанию объективна, а по форме - относительна (относительно-абсолютна). Объективность истины является основой

15

преемственности истин.

Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения  в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий.

Движение от менее полной истины к более полной (т. е. процесс ее развития), как и  всякое движение, развитие, имеет моменты  устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинностного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При гипертрофии момента устойчивости (абсолютности) формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету. Такая ситуация существовала, например, в нашей философии в период с конца 20-х до середины 50-х годов.

Абсолютизация же относительности знания в смысле смены одних 

концепций другими  способна породить зряшный скептицизм и в конце концов агностицизм. Релятивизм может явиться мировоззренческой установкой. Релятивизм обусловливает то настроение смятения и пессимизма в области познания. Гносеологический релятивизм внешне противоположен догматизму. Однако они едины в разрыве устойчиво-изменчивого, как и абсолютно - относительного в истине; они дополняют друг друга.

Диалектика противопоставляет  догматизму и релятивизму такую  трактовку истины, в которой воедино  связывают абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость. Развитие научного знания есть его обогащение, конкретизация. Науке свойственно систематическое наращивание истинностного потенциала.

Рассмотрение  вопроса о формах истины вплотную подводит к вопросу о различных  концепциях истины, их соотношению между собой, а также

16

попыткам выяснить, не скрываются ли за ними те или иные формы истины? Если таковые обнаруживаются, то, видимо, прежний прямолинейно критицистский к ним подход (как к «ненаучным») должен быть отброшен. Эти концепции следует признать в качестве специфических стратегий исследования истины; нужно попытаться осуществить их синтез. В последние годы эту мысль четко сформулировала Л. А. Микешина. Имея в виду разные концепции, она отмечает, что эти концепции должны рассматриваться во взаимодействии, поскольку они носят комплементарный характер, по сути, не отрицая друг друга, а выражая гносеологический, семантический, эпистемологический и социо - культурный аспекты истинного знания. И хотя, по ее мнению, каждая из них достойна конструктивной критики, это не предполагает игнорирования позитивных результатов этих теорий. Л. А. Микешина полагает, что

знание должно коррелировать с другим знанием, поскольку оно системно и взаимосвязано, а в системе высказываний могут быть соотнесены предложения объектного и метаязыка (по Тарскому).

Прагматический  подход, в свою очередь, если его  не упрощать и не вульгаризировать, фиксирует роль социальной значимости, признанности обществом, коммуникативности истины.

Эти подходы, коль скоро они не претендуют на единственность и универсальность, представляют в совокупности, подчеркивает Л. А. Микешина, достаточно богатый инструментарий гносеологического и логико-методологического анализа истинности знания как системы высказываний.

Соответственно  каждый из подходов предлагает свои критерии истинности, которые при всей их неравноценности должны, по-видимому, рассматриваться, в единстве и взаимодействии, т. е. в сочетании эмпирических, предметно - практических и внеэмпирических (логических, методологических, социокультурных и др.).                         

Заключение.

 

Истина - величайшая социальная и личная ценность. Она ускоренна  в жизни общества, играя в нем  важную социальную и нравственно -психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Одно из определений объективной истины таково, истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.   Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон, истина, по определению, в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъектна. Когда мы говорим что истина «субъективна» это значит что она не существует помимо человека и человечества, истина объективна - это значит что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека ни от человечества. Из понимания истины как объективной не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же  «время объекта» или «время субъекта» меняется, то знание может потерять свою объективность.

 Таким образом абстрактной  истины нет, истина всегда конкретна.  конкретность включается а объективную  истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо ее развития, от  понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания. Итак, истина по содержанию объективна, а по форме -относительна(относительно-абсолютна). Объективность истины

18

является основой преемственности истин. Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций. Теорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

Список используемой литературы. 

1. http://www.Gumfak.ru

2. http://www.philosophy.ru/library/wealtrue/index.html. 

3. Бердяев Н.А. Философская  истина и интеллигентская правда // http://www.philosophy.ru/library/veni/berd.html.  
4. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы / Отв. редактор А.П. Огурцов. – М.: ИФРАН, 1998. // http://www.philosophy.ru/library/wealtrue/index.html.  
5. Декарт Р. Правила для руководстваума // http://www.philosophy.ru/library/descartes/rukov.html.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20


Информация о работе Формы истины