Нормы, фиксирующие
роль науки и ее ценность
в общественной жизни людей,
регулируют сам процесс научной
деятельности, его направления и
те отношения, которые складываются
между исследователями, научными
сообществами и учреждениями, а
также между ними, с одной стороны,
и государством, обществом, с другой.
Для процесса познания и всех
научных знаний обязательными
являются такие нормы, как непротиворечивость
высказываемых суждений, их прямая
или косвенная проверяемость. Такие
нормы, как аргументированность и доказательность
научного знания, его отличие от простого
мнения, «работали» на всех этапах развития
науки: в Античные и Средние века, в Новое
и Новейшее время.
Идеалы определяют
общую цель и стратегию процесса
познания, а нормы регулируют
конкретные условия достижения
цели на отдельных этапах исследования.
Идеалы и нормы научного исследования
непосредственно связаны с основными
функциями, осуществляемыми наукой,
которые состоят, во-первых, в
систематизации и организации
научного знания, во-вторых, в описании
и объяснении существующих фактов,
в-третьих, в предсказании новых
фактов, и, в-четвертых, в обосновании
и доказательстве полученного
знания. Идеалы и нормы научного
познания должны быть, поэтому
приспособлены к наилучшему осуществлению
этих основных функций науки.
Идеалы и нормы
не остаются одними и теми
же на всем протяжении развития
науки. Претерпевают изменения
мировоззренческие установки, принципы,
ценностные ориентации ученых, что
находит свое отражение в идеалах
и нормах познания. Если в Средние
века познание предметов и
явлений природы рассматривалось
как средство прикосновения человека
к миру небесных сущностей
как цели познания, то в Новое
время цель познания видится,
прежде всего, в изучении и
раскрытии природных свойств
и связей предметов и явлений,
в обнаружении естественных причин
и законов природы. Существенную
перестройку идеалы и нормы
претерпели в XVII-XVIII веках, когда
происходило становление теоретического
естествознания, а также XX веке, когда
развертывалась научно-техническая
революция. Восторженный взгляд
на науку, на ее беспредельные
возможности, господствовавший в
эпоху Просвещения, сменился в
наше время более реалистическим
представлением о ней как феномене,
заключающем в себе не только
благо, но и скрытые угрозы.
Наряду с идеалами
и нормами, весьма важное основание
научного знания образует научная
картина мира, предстающая как
модель мира, методологическое и
информативное значение которой
трудно переоценить. Мир оказывается
объектом исследования многих
наук, и каждая наука формирует
свое видение, понимание мира.
Надо сказать, что термин «мир»
употребляется для обозначения,
с одной стороны, мира в целом,
а с другой, его определенной
части или области. В первом
смысле он близок по значению
к таким словам, как «Вселенная»,
«природа», а во втором смысле
он используется в таких словосочетаниях,
как «физический мир», «астрономический
мир», «биологический мир» и т.д.,
которые являются объектами исследования
специальных наук. Содержание их надо
отличать от того значения, которое вкладывается
в понятие «общенаучная картина мира»,
синтезирующая те картины природы и общества,
которые фигурируют в конкретных науках.
Поскольку естествознание
в известном смысле образует
основу современного научного
знания, постольку и естественнонаучная
картина мира может рассматриваться
как базис общенаучной картины
мира. Однако, последняя к первой сведена
быть не может, поскольку она включает
в себя и картину общества, создаваемую
социальными и гуманитарными науками.
Общенаучная картина мира дает целостное,
единое представление о фундаментальных
принципах бытия и развития природы и
общества. Между природой и обществом
есть существенное различие и внутренняя
связь, что и находит свое выражение в
общенаучной картине мира.
Любая картина мира
включает в себя представление:
1) о фундаментальных объектах, из
которых полагаются построенными
все другие объекты, изучаемые
соответствующей наукой; 2) о типологии,
классификации изучаемых объектов;
3) об общих закономерностях взаимодействия
объектов. Все эти представления
могут быть выражены в принципах,
раскрывающих содержание картины
исследуемой реальности и выступающих
как основание соответствующих
научных теорий. Такие, например, принципы,
как мир состоит из неделимых корпускул,
взаимодействие корпускул осуществляется
как мгновенное передача сил по прямой,
корпускулы и образованные из них тела
перемещаются в абсолютном пространстве
с течением абсолютного времени, описывают
картину физического мира, сложившуюся
во второй половине XVII в. и получившую
название механической картины мира.
Научной картине мира
предшествовали мифологическая, религиозная,
стихийно-эмпирическая, натурфилософская
картины мира. С углублением и
расширением сферы познания исследуемой
реальности происходит смена
научных картин мира. Так, во второй
половине XIX в. произошел переход от механической
к электродинамической картине мира, а
в первой половине ХХ в. - от электродинамической
к квантово-релятивистской картине мира,
построение которой еще не завершено.
И период этот сопровождался изменением
системы принципов физики. Аналогичные
смены картин мира происходили и в других
науках. Смена картин мира осуществлялась
на основе действия принципа преемственности.
Старая картина мира не отбрасывалась
целиком, а в известной мере сохраняла
свое значение в границах ее применимости.
Так, электромагнитная картина мира в
физике не отвергла механическую, а уточнила
область ее применения. Точно так же и
квантоворелятивистская картина мира
не отбросила электромагнитную, а указала
переделы ее применимости.
По мере развития
науки и практики в утвердившуюся
научную картину мира вносятся
изменения, исправления, дополнения
того или иного характера. Она
обретает новые качественные
характеристики, не принимая в
то же время вид абсолютной,
окончательной истины. Она всегда
сохраняет возможность для дальнейшего
совершенствования.
Как общенаучная картина
мира связана с картинами мира
отдельных наук, так и философия,
образующая ее теоретическую
основу, находится во взаимосвязи
с конкретными, частными науками.
Их не следует отделять друг
от друга китайской стеной, как
это иногда делается. Правда, взаимосвязь
философии и конкретных наук
не всегда была одинаковой. В
прошлом вплоть до начала XIX в.
философию представляли как некую
«науку наук», парящую над другими
науками и диктующую им свою
волю и принципы. Такой приоритет
философии у ряда ученых позитивистской
ориентации в середине XIX в. вызвал
противодействие, которое нашло
выражение в получившем известность
афоризме: «Физика, бойся метафизики!».
Конкретные науки, с их точки
зрения, могут самостоятельно, без
помощи философии решить все
вопросы, волновавшие умы в
течение столетий. В философии,
мол, все обще, абстрактно, расплывчато,
туманно, неконкретно. Она не
в состоянии внести позитивный
вклад в решение практических
задач. Такого рода взгляды среди профессиональных
философов не очень популярны, но среди
части специалистов конкретных областей
знания они имеют место и в наши дни. Подобное
нигилистическое отношение к философии
игнорирует ее специфику, ее особые задачи,
которые лишь к научно-познавательным
задачам сведены быть не могут. Сегодня,
однако, все большее признание получает
иная точка зрения, согласно которой философия
и конкретные науки находятся в общем
ряду единого научного знания. Никто из
них не имеет и не должен иметь какого-
то особого приоритета. И философия, и
конкретные науки решают свои познавательные
задачи, которые отнюдь не одинаковы. Они
исследуют один и тот же объективный мир,
но раскрывают его в разных аспектах и
«срезах». Если конкретные науки изучают
связи и законы, действующие в отдельных
областях действительности, то философия
акцентирует внимание на наиболее общих
связях и законах, действующих во всех
областях реального мира, т.е. в природе,
обществе и мышлении. Между философией
и конкретнонаучным знанием существуют
отношения не конкуренции, а взаимосвязи
и взаимного дополнения. Философия дает
возможность не утонуть в «море фактов»,
не утонуть в деталях, в частностях. Она
вооружает частные науки общей теорией
и общим методом для нахождения верных
решений, опираясь, в свою очередь, в выводах
и обобщениях на результаты исследований,
на данные частных наук. Вместе же они
дают возможность создать как целостную
картину мира, так и научное представление
о нем в деталях.
Вывод: Научные знания представляют собой сложную
развивающуюся систему, в которой по мере
эволюции возникают все новые уровни организации.
Они оказывают обратное воздействие на
ранее сложившиеся уровни и трансформирую
их. В этом процессе постоянно меняются
новые приемы и способы теоретического
исследования, меняется стратегия научного
поиска. В своих развитых формах наука
предстает как дисциплинарно организованное
знание, в котором отдельные отрасли –
научные дисциплины (математика, естественно-научные
дисциплины – физика, химия, биология
и др.; технические и социальные науки)
выступают в качестве относительно автономных
подсистем, взаимодействующих между собой.
Научные дисциплины возникают и развиваются
неравномерно. В них формируются различные
типы знаний, причем некоторые из них уже
прошли достаточно длинный путь теоретизации
и сформировали образцы развитых математизированных
теорий, а другие только вступают на этот
путь.