Формы существования знаний в истории науки и в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Знание лежит в основе многих областей человеческой деятельности и является специальным объектом исследования и анализа в теории познания и многих науках. В европейской культуре это понятие ведёт своё начало из древнегреческой философии, существует тысячелетия и вместе с тем до сих пор не имеет однозначного, точного (единственного) определения, продолжает оставаться предметом обсуждения и дискуссий. Ситуация такова, что мы приходим к пониманию, что невозможно дать понятию «знание» единственное определение, так как оно принципиально многозначно и многогранно, а эту неопределенность можно снять, только включив его в конкретный контекст, определив аспект, грань рассмотрения, что мы и возьмём за основу рассмотре-ния данного понятия.

Файлы: 1 файл

6-фил срм.docx

— 29.72 Кб (Скачать файл)

  Нормы, фиксирующие  роль науки и ее ценность  в общественной жизни людей,  регулируют сам процесс научной  деятельности, его направления и  те отношения, которые складываются  между исследователями, научными  сообществами и учреждениями, а  также между ними, с одной стороны,  и государством, обществом, с другой. Для процесса познания и всех  научных знаний обязательными  являются такие нормы, как непротиворечивость  высказываемых суждений, их прямая  или косвенная проверяемость. Такие нормы, как аргументированность и доказательность научного знания, его отличие от простого мнения, «работали» на всех этапах развития науки: в Античные и Средние века, в Новое и Новейшее время.

  Идеалы определяют  общую цель и стратегию процесса  познания, а нормы регулируют  конкретные условия достижения  цели на отдельных этапах исследования. Идеалы и нормы научного исследования  непосредственно связаны с основными  функциями, осуществляемыми наукой, которые состоят, во-первых, в  систематизации и организации  научного знания, во-вторых, в описании  и объяснении существующих фактов, в-третьих, в предсказании новых  фактов, и, в-четвертых, в обосновании  и доказательстве полученного  знания. Идеалы и нормы научного  познания должны быть, поэтому  приспособлены к наилучшему осуществлению  этих основных функций науки.

  Идеалы и нормы  не остаются одними и теми  же на всем протяжении развития  науки. Претерпевают изменения  мировоззренческие установки, принципы, ценностные ориентации ученых, что  находит свое отражение в идеалах  и нормах познания. Если в Средние  века познание предметов и  явлений природы рассматривалось  как средство прикосновения человека  к миру небесных сущностей  как цели познания, то в Новое  время цель познания видится,  прежде всего, в изучении и  раскрытии природных свойств  и связей предметов и явлений,  в обнаружении естественных причин  и законов природы. Существенную  перестройку идеалы и нормы  претерпели в XVII-XVIII веках, когда  происходило становление теоретического  естествознания, а также XX веке, когда  развертывалась научно-техническая  революция. Восторженный взгляд  на науку, на ее беспредельные  возможности, господствовавший в  эпоху Просвещения, сменился в  наше время более реалистическим  представлением о ней как феномене, заключающем в себе не только  благо, но и скрытые угрозы.

  Наряду с идеалами  и нормами, весьма важное основание  научного знания образует научная  картина мира, предстающая как  модель мира, методологическое и  информативное значение которой  трудно переоценить. Мир оказывается  объектом исследования многих  наук, и каждая наука формирует  свое видение, понимание мира. Надо сказать, что термин «мир»  употребляется для обозначения,  с одной стороны, мира в целом,  а с другой, его определенной  части или области. В первом  смысле он близок по значению  к таким словам, как «Вселенная»,  «природа», а во втором смысле  он используется в таких словосочетаниях,  как «физический мир», «астрономический  мир», «биологический мир» и т.д., которые являются объектами исследования  специальных наук. Содержание их надо отличать от того значения, которое вкладывается в понятие «общенаучная картина мира», синтезирующая те картины природы и общества, которые фигурируют в конкретных науках.

  Поскольку естествознание  в известном смысле образует  основу современного научного  знания, постольку и естественнонаучная  картина мира может рассматриваться  как базис общенаучной картины  мира. Однако, последняя к первой сведена быть не может, поскольку она включает в себя и картину общества, создаваемую социальными и гуманитарными науками. Общенаучная картина мира дает целостное, единое представление о фундаментальных принципах бытия и развития природы и общества. Между природой и обществом есть существенное различие и внутренняя связь, что и находит свое выражение в общенаучной картине мира.

  Любая картина мира  включает в себя представление: 1) о фундаментальных объектах, из  которых полагаются построенными  все другие объекты, изучаемые  соответствующей наукой; 2) о типологии,  классификации изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях взаимодействия  объектов. Все эти представления  могут быть выражены в принципах,  раскрывающих содержание картины  исследуемой реальности и выступающих  как основание соответствующих  научных теорий. Такие, например, принципы, как мир состоит из неделимых корпускул, взаимодействие корпускул осуществляется как мгновенное передача сил по прямой, корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени, описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую название механической картины мира.

  Научной картине мира  предшествовали мифологическая, религиозная,  стихийно-эмпирическая, натурфилософская  картины мира. С углублением и  расширением сферы познания исследуемой  реальности происходит смена  научных картин мира. Так, во второй половине XIX в. произошел переход от механической к электродинамической картине мира, а в первой половине ХХ в. - от электродинамической к квантово-релятивистской картине мира, построение которой еще не завершено. И период этот сопровождался изменением системы принципов физики. Аналогичные смены картин мира происходили и в других науках. Смена картин мира осуществлялась на основе действия принципа преемственности. Старая картина мира не отбрасывалась целиком, а в известной мере сохраняла свое значение в границах ее применимости. Так, электромагнитная картина мира в физике не отвергла механическую, а уточнила область ее применения. Точно так же и квантоворелятивистская картина мира не отбросила электромагнитную, а указала переделы ее применимости.

  По мере развития  науки и практики в утвердившуюся  научную картину мира вносятся  изменения, исправления, дополнения  того или иного характера. Она  обретает новые качественные  характеристики, не принимая в  то же время вид абсолютной, окончательной истины. Она всегда  сохраняет возможность для дальнейшего  совершенствования.

  Как общенаучная картина  мира связана с картинами мира  отдельных наук, так и философия,  образующая ее теоретическую  основу, находится во взаимосвязи  с конкретными, частными науками.  Их не следует отделять друг  от друга китайской стеной, как  это иногда делается. Правда, взаимосвязь  философии и конкретных наук  не всегда была одинаковой. В  прошлом вплоть до начала XIX в.  философию представляли как некую  «науку наук», парящую над другими  науками и диктующую им свою  волю и принципы. Такой приоритет  философии у ряда ученых позитивистской  ориентации в середине XIX в. вызвал  противодействие, которое нашло  выражение в получившем известность  афоризме: «Физика, бойся метафизики!».  Конкретные науки, с их точки  зрения, могут самостоятельно, без  помощи философии решить все  вопросы, волновавшие умы в  течение столетий. В философии,  мол, все обще, абстрактно, расплывчато,  туманно, неконкретно. Она не  в состоянии внести позитивный  вклад в решение практических  задач. Такого рода взгляды среди профессиональных философов не очень популярны, но среди части специалистов конкретных областей знания они имеют место и в наши дни. Подобное нигилистическое отношение к философии игнорирует ее специфику, ее особые задачи, которые лишь к научно-познавательным задачам сведены быть не могут.  Сегодня, однако, все большее признание получает иная точка зрения, согласно которой философия и конкретные науки находятся в общем ряду единого научного знания. Никто из них не имеет и не должен иметь какого- то особого приоритета. И философия, и конкретные науки решают свои познавательные задачи, которые отнюдь не одинаковы. Они исследуют один и тот же объективный мир, но раскрывают его в разных аспектах и «срезах». Если конкретные науки изучают связи и законы, действующие в отдельных областях действительности, то философия акцентирует внимание на наиболее общих связях и законах, действующих во всех областях реального мира, т.е. в природе, обществе и мышлении. Между философией и конкретнонаучным знанием существуют отношения не конкуренции, а взаимосвязи и взаимного дополнения. Философия дает возможность не утонуть в «море фактов», не утонуть в деталях, в частностях. Она вооружает частные науки общей теорией и общим методом для нахождения верных решений, опираясь, в свою очередь, в выводах и обобщениях на результаты исследований, на данные частных наук. Вместе же они дают возможность создать как целостную картину мира, так и научное представление о нем в деталях.

Вывод:   Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни и трансформирую их. В этом процессе постоянно меняются новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска. В своих развитых формах наука предстает как дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли – научные дисциплины (математика, естественно-научные дисциплины – физика, химия, биология и др.; технические и социальные науки) выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой. Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний, причем некоторые из них уже прошли достаточно длинный путь теоретизации и сформировали образцы развитых математизированных теорий, а другие только вступают на этот путь.

 

 


Информация о работе Формы существования знаний в истории науки и в современный период