Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:02, реферат
Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон жил и творил на стыке двух эпох: Возрождения и Нового времени. Учение о могуществе человека, антропоцентризм Бэкона уходит своими корнями в эпоху Ренессанса. Философ мечтал не просто о разработке эффективных методов научного познания окружающего мира, о развитии опытного естествознания, а о таком состоянии человека, когда научно-техническими средствами он сможет создавать и преобразовывать природу наподобие Бога. Наследием Ренессанса в философии Бэкона является также и обращение к магии, потустороннему.
Однако не менее ощутимо в его философии и влияние Нового времени. Это была эпоха, когда религиозное мировоззрение уступало свои позиции, человек стремился не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Господствующим фактором сознания стала наука, не в ее средневековом понимании книжного знания, а в современном значении эксперементально-математического естествознания.
В свете сказанного становится понятным, почему Ф.Бэкон выступал за союз созерцания и деятельности и настоятельно требовал, чтобы «теория (contemplatio) и практика соединялись более прочными узами, чем до сих пор». Он был твердо уверен в том, что только такой союз и такое соединение могут содействовать реальной реализации цели науки, заключающейся «в обогащении человеческой жизни действительными открытиями» и таким образом обратить теорию в активное средство для установления власти человека над природой. Следовательно, без познания законов природы, а, стало быть, и без подчинения этим законам человек не в состоянии побеждать ее и властвовать над ней. «Знание и могущество человека совпадают, - отмечает Ф.Бэкон, - ибо незнание причин затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом». В деле господства над природой решающее место он отводил изобретениям, т.е. техническим открытиям и их практическому применению. Так, например, он считал, что те три великие открытия, которые не были известны древним, а именно: искусство печатания, применение пороха и мореходная игла «изменили облик и состояние всего мира, во-первых, в деле просвещения, во-вторых, в делах военных, в-третьих, в мореплавании. Отсюда последовали бесчисленные изменения вещей, так что никакая власть, никакое учение, никакая звезда не смогли произвести больше действие и как бы влияние на человеческие дела, чем эти механические изобретения». Поэтому неудивительно, что общество в «Новой Атлантиде», целью которого «является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным», управление которым принадлежит «Дому Соломона», т.е. сообществу мудрецов, рассматривается Ф.Бэконом не иначе, как высокоразвитая в техническом отношении структура. В связи с этим необходимо заметить, что, начиная именно с «Новой Атлантиды» Ф.Бэкона, высокий уровень развития техники становится неотъемлемым признаком почти всех предлагаемых впоследствии социально-утопических проектов.
НОВАЯ АТЛАНТИДА
Термин «утопия» (по-гречески «место, которого нет» или «благословенное место» по другой версии) ведет происхождение от названия книги Томаса Мора. Слово «утопия» стало нарицательным для обозначения описания вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также, в расширенном смысле, всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
Первоначально утопии были тесно связаны с легендами о «золотом веке». В античности и в эпоху Возрождения утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом. В XVII-XVIII в. получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. А с середины XIX в. утопия все больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященный проблеме социального идеала и моральных ценностей.
При этом, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, безусловно, являясь утопией, стоит несколько особняком. Общественное устройство на острове Бенсалем не отличается в корне от существовавшего в Англии в то время. Все также священен принцип частной собственности, нет ни имущественного, ни социального равенства, а есть слуги и «впавшие в нищету». Важную роль в обществе играют деньги: ими, например, щедро награждают удачливых изобретателей. Правит островом монарх, правда, гуманный и просвещенный.
В том то и дело, что не вопросы социального устройства волновали автора этой утопии, а место и роль в обществе науки. Ее главенствующее положение -- вот что было утопичным в устройстве бенсалемского островного государства.
Просто наука выдвинута на первое место. А дальше – все как в жизни. Религия, например, не только сохранена, но и играет на острове большую роль. Бенсалемцы даже проявляют религиозную нетерпимость – на остров допускаются только христиане. В каком-то смысле, остров отмечен Всевышним. Божественное откровение снизошло на бенсалемцев прямо с неба: «жители Ренфузы увидели однажды ночью большой столп света, появившийся на море в расстоянии около мили», потом «сияющий столп и крест распались и рассыпались как бы на множество звезд, вскоре также погасших; а на воде остался лишь небольшой ковчежец, или ларец, кедрового дерева, нимало не подмоченный водою, хотя и плыл по ней». В ларце оказалась Библия и послание от апостола Варфоломея.
Мирное и даже, можно сказать, продуктивное сосуществование науки и религии может показаться странным современному человеку. Но все становится на свои места, если вспомнить, что время Фрэнсиса Бэкона – это поздний Ренессанс, когда человек все еще считался «венцом творения», то есть -- главным делом рук Бога, а не был «царем и богом» сам по себе. Так и Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом философ все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру. Он утверждал, что «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии».
Но вернемся к общественным институтам острова Бенсалем. Кроме упомянутых короля и церкви в управлении государством участвует сенат. Даже так: королю отведено довольно мало места, зато особенно подчеркнуто, что свои указы он издает обязательно в силу закона. То есть свою власть он осуществляет совместно с парламентом, органом «народного представительства». Можно сказать, что таким образом Фрэнсис Бэкон выразил свою точку зрения относительно реального конфликта английского короля Якова I с парламентом.
Однако самой почетной организацией
и главным государственным
Научная работа членов Соломонова Дома организована по типу мануфактуры, с таким же детальным разделением труда – еще одно любопытное отражение современной Бэкону действительности.
Дому Соломона принадлежит монополия на все открытия, он может обнародовать их или нет и использовать по своему усмотрению, а также монополия на международные отношения, а все это -- уже прерогатива государственной власти. Так что Соломонов Дом фактически является руководящей организацией на острове. То есть власть на Бенсалеме – это власть знания. В этом и суть утопии.
Знание – это свет, то единственное, что «создано Господом раньше всех других вещей». Но даже знание – это не конечная цель. Конечная цель – принесение пользы людям. Наука увеличивает власть человека над природой. Именно здесь совпадают два человеческих стремления – к знанию и могуществу. Наука обеспечивает процветание, регулирует размеры животных, удлиняет человеческую жизнь. Богатство, изобилие, мир, здоровье, бессмертие – все это достижимо с помощью науки. И все жители заняты одним – добыванием знаний. Другое дело, что постепенно средство превращается в самоцель.
Фрэнсис Бэкон описывает множество фантастических технических новшеств, изобретенных на острове Бенсалем. Часть из них действительно была осуществлена на практике, причем только в XIX-XX веках (подводная лодка, микрофон, телефон), другие так и остались в области фантазии (вечный двигатель, прибор для получения мыслей), но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума, а также о гениальной интуиции философа.
И, наконец, бенсалемцы живут в ладу с природой. У них проводится ни с чем не сравнимый праздник семьи, на котором «была так почтена природа». В бенсалемском обществе господствуют естественные обычаи. Это самый целомудренный народ – «девственница мира». Браку тут возвращен его первоначальный естественный смысл, утраченный европейцами. На острове нет публичных домов, вообще никаких неестественных склонностей. Зато вовсю крепнет дружба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия Фрэнсиса Бэкона – это один из первых гимнов научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”.
В XVII восхваление науки было просто необходимо. Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии велико. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVII-XVIII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами.
Но с несколько иных позиций воспринимается любой гимн науке в сегодняшние дни. Широко распространенное сегодня технократическое сознание настроено во многом не только на созидание, но и на разрушение. Средства превалирует над целью, цель над общечеловеческими интересами, техника над человеком, его ценностями, культурой.
Сегодня складывается впечатление, что наука всегда пробьет себе дорогу сама. Так ли уж ей нужна помощь и защита? Когда главенствовала церковь, исследовать человеческое тело было строго запрещено, и ученые-энтузиасты, чтобы провести вскрытие, воровали трупы с кладбищ. Сейчас самые могущественные и развитые страны не в состоянии запретить опыты по клонированию человеческих эмбрионов, потому что все научные и этические последствия, связанные с этим, не изучены. То есть запрещать, они запрещают, но тогда ученые, занимающиеся клонированием, просто покидают территорию этих стран, чтобы продолжать свои опыты в каком-нибудь более «гостеприимном» месте.
Мне кажется, вполне можно сказать, что утопия Фрэнсиса Бэкона (может быть, единственная из утопий) почти стала реальностью: наука является самой важной отраслью развитых стран.
Наука продвигается вперед огромными темпами, с одной стороны, облегчая жизнь человека, экономя его силы и время, но также быстро она совершенствует и орудия уничтожения. Сегодня существует возможность полностью уничтожить жизнь на Земле практически одним нажатием на кнопку. Технический прогресс ушел далеко вперед, человек же в нравственном отношении не намного отстоит от своих далеких предков. Впору браться защищать антитехнократические взгляды.
Литература
История философии: учебник / Ч.С.Кирвель, А.А.Бородич, У.Д.Розенфельд и др.—Минск: Новое знание, 2001.
Бэкон Фрэнсис. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., Изд-во АН СССР, 1954.
Введение в философию: учебник для вузов. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т.Фролова.—М.: Политиздат, 1990.
Философия. Справочник студента. / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов – М.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Фрэнсис Бэкон: жизнь, мировоззрение, мысли, максимы, афоризмы. Минск, 1998.