Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 11:12, контрольная работа
1. Мировоззренческие функции философии
• Гуманистическая функция
На первом месте стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем.
ВОПРОС №1 : Функции философии
1. Мировоззренческие функции философии
На первом месте стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем.
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.
Потеря высших
мировоззренческих ориентиров в
жизни может вести к
К проблеме отчуждения
человека и роли философии в преодолении
этого отчуждения обращались многие
философы XX столетия. Одним, из них был
немецко-французский мыслитель
Она расчленяется
на ряд подфункций, среди которых
важнейшими являются конструктивно-ценностная,
интерпретаторская и
Коснемся лишь
одного момента -- общественного идеала.
Вопрос об этом идеале оказывается
тесно связанным с вопросом о
характере взаимоотношений
Знание философии,
в том числе требований к познанию,
способствует формированию у человека
важных качеств культурной личности:
ориентации на истину, правду, доброту.
Философия способна оградить человека
от поверхностных и узких рамок
обыденного типа мышления; она динамизирует
теоретические и эмпирические понятия
частных наук с целью максимально
адекватного отражения
Одним из показателей
высокой культуры мышления является
способность субъекта не обходить познавательные
противоречия, тем более не пасовать
перед ними, а стремиться их разрешить,
преодолеть, актуализируя имеющуюся
частнонаучную информацию, философские
категории и проявляя при этом
самостоятельность, нестандартность
подхода. Диалектически развитое мышление,
не допуская формальнологических
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение.
В этой функции
модифицировано основное
2. Методологические функции философии
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера.
Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий.
Общие философские
понятия и принципы проникают
в естествознание не только через
онтологию, но также через гносеологию
и регулятивные принципы частных
наук. К последним в сфере
Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод -- один из его компонентов) и объекта в науке.
Потребность в
координации частных методов
возникает на фоне значительно усложнившихся
соотношений предмета и метода в
силу, прежде всего, необходимости иметь
противовес негативным факторам, связанным
с углубляющейся специализацией
ученых. Такая специализация ведет
к тому, что происходит разделение
между учеными по методам и
методикам работы; отдельные исследователи
оказываются неизбежно
Термин «интеграция» (от латинского integratio -- восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.
Применительно к
функциям философии термин «интегрирующий»
связан с представлением об объединяющей
роли философского знания по отношению
к какому-либо множеству элементов,
составляющих систему или способных
образовать целостность. Здесь учитывается
также определение и устранение
дезинтегрирующих факторов, ведущих
к разобщенности системы, к чрезмерному
росту относительной
В основе решения
проблемы интеграции знания лежит прежде
всего философский принцип
Эта функция заключается
в разработке самого философского метода,
его нормативных принципов, а
также в логико-
Вопрос №2: Проблема человека в философии экзистенциализма
Одним из наиболее глубоких и влиятельных течений философской мысли XX века является философия экзистенциализма. Что же представляет собой экзистенциальная философия и чем объясняется ее влияние в духовной жизни прошедшего века? "Экзистенция" – означает существование. Именно в экзистенциализме наиболее наглядно демонстрируется поворот к проблематике человека в объяснении мира, наметившийся уже в конце XIX века и связанный с именами С. Кьёр-кегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея и др.
Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Наибольшее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы немецкого философа начала XX века Э. Гуссерля. После первой мировой войны эти идеи получили широкое распространение в Германии. Непосредственными родоначальниками немецкого экзистенциализма признаны известные философы Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Карл Ясперс (1883–1969). Французскую ветвь экзистенциализма представляют писатели и философы Жан-Поль Сартр (1905–1980), Габриэль Марсель (1889–1973), Альбер Камю (1913–1960).
В России идеи экзистенциализма наиболее наглядно прослеживаются в наследии Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова. Поставленные и разрешаемые в экзистенциализме вопросы, тесно связанные с самоосмыслением, самореализацией человека, оказались созвучными с поисками творческой интеллигенции, что предопределило широкое распространение идей этой философии в ее кругах. Так, в произведениях Э. Хемингуэя, А. Сент-Экзюпери, Кобо Абэ и др. отчетливо видны связь и влияние идей экзистенциализма.
Одна из
центральных проблем философии
экзистенциализма – проблема
сущности и существования
Ж.-П. Сартр в работе "Экзистенциализм – это гуманизм" поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком.
Человеческое
дитя рождается, уже существует, но
ему еще предстоит обрести
человеческую сущность, стать человеком.
Здесь существование
Центральным положением философии Ж.-П. Сартра является тезис об абсолютной недерминированности человеческой реальности. Это "абсолютное событие", "дыра в недрах бытия", "избегание каузального порядка мира".
Осознание своей уникальности, "инакости" – есть основополагающий конституирующий момент человеческой реальности. Единственная допустимая "зависимость от мира" – быть отличным от мира, не быть вещью, не быть объектом. Человек – причина самого себя, это – свобода (как свобода от общества, от других людей и даже самого себя). Но человек – "ничто", т. е. у него нет природы. И от человека зависит то, каким он будет, каков будет мир, в котором ему придется жить. Другими словами, по Ж.-П. Сартру, у человека нет сущности, как чего-то предопределенного, заданного извне. Отсюда знаменитое заявление: "Существование предшествует сущности".
Подлинная сущность
человека обнаруживает себя в экзистенции.
Экзистенция означает то, что может
быть. Подлинная сущность человека
проявляется в его исторической
Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. В этом и состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека.
И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится.