Функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

1. Мировоззренческие функции философии
• Гуманистическая функция
На первом месте стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем.

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

Человек – своего рода "проект", который живет, развертывается, реализуется, и процесс обретения  человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряженности и драматизма. Ж.-П. Сартр предвидит и разбирает  возможные возражения против своей  концепции, например, апелляцию к  силе обстоятельств: обстоятельства были против меня и я не сделал и не делаю того, к чему предназначен, не встретил людей, которых можно  было бы любить, и т. д. Для экзистенциализма, говорит Сартр, нет способностей, тяготения к какому-либо делу вне их проявления. И если человек никого и никогда не любил, ни к кому реально не проявил дружеского расположения, значит, таких качеств нет и не было в его индивидуальном "проекте". Быть в пути, т. е. постоянно заботиться об обретении своей сущности, – истинно человеческий, хотя и нелегкий, полный драматизма удел.

Таким образом, свобода  в экзистенциальной философии понимается, прежде всего, как свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции. Свободный выбор – это  удел ответственной личности.

Ситуация личностного выбора – излюбленная тема экзистенциальной философии. Она анализируется и на реальных жизненных примерах, и через образы художественных произведений, и в абстрактном контексте философских сочинений.

Человек решает вопрос, покориться ли фашизму или встать в ряды движения Сопротивления. Какую  роль играют здесь размышление, расчет – словом, рациональные моменты? Речь идет не о "всезнающих" ученых, а об обычных людях. "Трезвый расчет" скорее склонял бы их к отказу от сопротивления, особенно в первые годы войны, в занятой фашистами Франции, где еще не созрело массовое движение Сопротивления. Но те люди, что выбрали сопротивление, действовали вопреки расчету, который чаще всего, даже в нетерпимых ситуациях, "советует" не рисковать жизнью и ее благами. Они, конечно, могли рассчитывать и рассчитывали на помощь и верность других людей, т. е. на коллективную солидарность, на успехи антифашистской борьбы во всем мире. Это экзистенциалисты готовы признать. Однако именно в те дни и часы, когда человек в пограничной ситуации смотрит в лицо смерти, главную опору, подчеркивали они, он должен найти в самом себе, в своей экзистенции – только тогда его верность сопротивлению будет прочной. Так обстоит дело в любой ситуации, когда человек борется за свободу, за свое сокровенное "Я" (свою экзистенцию), когда идет наперекор самым неблагоприятным обстоятельствам. Бытие человека, в центр которого помещено главное в нем – индивидуальная сущность – становится, в свою очередь, первоосновой картины мира, которая формируется в экзистенциализме.

Со свободой теснейшим  образом связана и ответственность  человека. Человек не свободен, если он в своих действиях постоянно  детерминирован какими-либо факторами, т. е., как утверждают представители философии экзистенциализма, он не отвечает за свои действия. Но, если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий, тем самым несет ответственность и за других. Человек не должен быть безразличен к своей судьбе и окружающих. Он должен действовать так, будто ему надлежит заменить собой недостающего бога.

Экзистенция как  бытийное ядро личности с особой силой открывается самому человеку в так называемых пограничных ситуациях. Наиболее яркий случай пограничной ситуации – это смерть. Только в этом случае, если индивид оказывается перед лицом собственной смерти, смерти близкого человека, смерть из абстрактной возможности – в конце концов ни для кого не секрет, что все умирают, однако, мы редко над этим задумываемся, – становится пограничной ситуацией. Необходимо отметить, что не только смерть, но и смертельная болезнь, страдания, борьба также ставят индивида в пограничную ситуацию. В этом случае он отчетливо осознает свою конечность, и все повседневные заботы, страсти, огорчения становятся для него несущественными. Осознав и пережив хрупкость и конечность своего существования, человек раскрывает свою подлинную сущность, открывает для себя трансцендентный мир, точнее, его существование.

Экзистенциальная  философия определяет жизнь как "бытие к смерти". В какой-то степени это верно, ведь человек, едва родившись, "устремляется" к  смерти. Смерть может в любой момент оборвать нить жизни. И все же, рассуждая  о человеческом бытии, правомерно усомниться в определении сущности жизни  человека как "бытия к смерти". Человек в этом мире ориентируется  на жизнь, о смерти он мыслит действительно в "пограничных" ситуациях между жизнью и смертью. Но даже в них человек способен не только отдаться "бытию к смерти", но и проявлять огромную волю к жизни, либо жертвовать своей жизнью во имя жизни других людей.

Следует отметить, что экзистенциальная философия справедливо исходит из того, что близость угрозы смерти чаше всего заставляет людей подумать о смысле и содержании прожитой жизни, повернуться к собственной экзистенции, т. е. к сущности, которая едина с существованием.

По мнению А. Камю, самоутверждение человека – это  утверждение через понимание  выпавшего ему удела, через бунт. Человек должен нести бремя жизни.

Сизиф наказан  мстительными богами. Этот "пролетарий богов, бунтующий и бессильный", осознает до конца несправедливость своей жизненной участи, и эта ясность сама по себе есть его победа. Не опускаясь до стенаний и упреков, не прося пощады, Сизиф презирает своих палачей. Он превращает свой труд в обвинение их неправедности и свидетельство мощи несмиренного духа.

Бунт Сизифа есть бунт одиночки, придающий цену его  индивидуальной жизни. Но философия экзистенциализма предупреждает, что пограничная ситуация стала общечеловеческой проблемой. Человечество впервые в истории не абстрактно, а вполне реально оказалось перед угрозой смерти. Будущее человечества требует солидарности всех людей, высоких жизненных порывов, активности и инициативы каждого из нас.

Предназначение  человека – создать такой мир, который не будет наполнять его  ни страхом, ни болью, ни отчаянием.

 

 

 

 

 

 

 №3: Основные концепции развития общества

Основные концепции общества, характера его существования  и развития в мировоззренческом  плане опираются на то или иное решение основного вопроса философии  применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Во взглядах на общественную жизнь, историю общества длительное время господствовала, да и в настоящее  время продолжает, идеалистическая  концепция. Идеалистическая концепция  исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история – лишь внешнее проявление абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе является прусская монархия. В другом случае мы встречаемся  с тезисом о том, что «мнения  правят миром». Деятели движения французского Просвещения, исходя из того, что главная  основа и причина изменений общества – в идеях, борьбе мнений, утверждали, что для изменения общества в  прогрессивном направлении нужно  просветить людей, ввести в их сознание идеи добра, истины, справедливости и  т. д. Позитивисты XIX в. говорили о том, что миром управляют идеи.

Идеалистическое понимание  общества имеет определенные основания. Бесспорным фактом является то, что  все действия, поступки людей происходят при участии сознания. В начале существования человечества сознание было «вплетено» в практическую жизнь  ладей. Затем важным историческим фактом стало отделение умственного  труда от физического. Выделение  умственного труда в относительно самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, будто сознание, идеи не зависят от материальной жизни  общества, развиваются совершенно самостоятельно. С отделением умственного труда  от физического господствующие слои общества монополизировали умственный труд, физическим трудом занимаются народные массы. А господствующие классы руководят  производством и обменом, берут  в свои руки управление государством, определяют политику, право, идеологию  и т.д.

Первым вариантом материалистического  понимания общества можно считать  географическое направление в социологии («географический детерминизм»), утверждающее, что на специфику и историю  общественной жизни определяющее воздействие  оказывает географическая среда. Об этом подробнее речь пойдет в следующем  разделе.

Второй, основной вариант  материалистического понимания  истории предложен в марксизме. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь  крышу над головой и т. п., а  для этого необходимо трудиться. Труд – основа общественной жизни.

Если иметь в виду структуру  общества, включающую в себя соотношение  четырех сфер общественной жизни, то выстраивается иерархия: экономическая  – социальная – политическая –  духовная сферы.

В философском понимании  общества используются категории общественного  бытия и общественного сознания. Общественное бытие характеризуется  как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят: способ производства материальных благ, экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения  и обмена, материальные стороны жизни  семьи, классов, наций и других форм общности людей. Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь  общества. В нее входят разнообразные  взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Идеалистическое понимание  истории утверждает первичность  общественного сознания относительно общественного бытия, а материалистические – первичность общественного  бытия относительно общественного  сознания.

Когда в общефилософском  плане рассматривается соотношение  сознания и бытия, то материализм  понимает первичность бытия прежде всего в генетическом аспекте. Это  означает, что было такое время, когда  материальное бытие, природная среда (в частности, на Земле) существовала, а сознания не было, и оно возникло на основе эволюции природной среды. А в обществе не может быть такого положения, что материальная сторона  общественной жизни уже есть, а  общественного сознания еще нет. Социальная действительность – единство материального и идеального. И  тогда вопрос не в том, что существует раньше или позднее, а в том, играет ли материальная сторона жизни общества, материальные условия определяющую роль по отношению к духовной жизни, или же духовная сторона жизни  общества определяет материальную.

Материальная и духовная стороны жизни общества находятся  во взаимодействии. Но во взаимодействии есть активная и реактивная связи. Тогда  с точки зрения материалистического  понимания общества активная связь  будет ориентирована от материального  к идеальному, а реактивная –  наоборот. С позиции идеалистического понимания общества ситуация будет  обратной.

Так же, известны концепции: натуралистическая и технократическая.

Натуралистическая (или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество – рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, – лишь их модификация;

Технократическая (как и материалистическая, может быть отнесена к деятельностным концепциям) – возникла и развилась в связи с бурным ростом науки и техники; постулирует главенствующую роль техники для развития общества и техноморфность самого общества.

Можно выделить также феноменологическую модель социальной реальности (Гуссерль, Шютц и др. представители феноменологии), явившуюся порождением новейшего времени, кризиса новоевропейской цивилизации. Как и деятельностная модель, она пытается объяснить общество «из него самого», отвергая субстанционализм натуралистической и идеалистической концепций, и последовательно проводит антисубстанциалистскую позицию. Натуралистическая и деятельностная модели, напротив, – это типичные продукты новоевропейской цивилизации, испытавшие сильное воздействие науки и мировоззрения Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М., 2004
  2. Философия / Под редакцией В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова - М., 2006
  3. Философия / Под редакцией А. Г. Спиркина - М., 2007
  4. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс - М., 2005
  5. Рассел Б. История западной философии - Новосибирск, 2006
  6. Философия / под редакцией Л. А. Никитич - М., 2004   
  7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.
  8. .   Золотухина-Аболина Е.В. Сартр: трагический образ человека // Человек. – 2007. – № 7.   

Информация о работе Функции философии