Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 09:57, контрольная работа
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
Абстракция - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
Задание первое 3
Задание второе 7
Задание третье 13
Задание четвертое 14
Задание пятое 15
Список используемой литературы 18
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский Государственный Университет»
Контрольная работа
по Философии
на тему:
«Гносеология - философское учение о познании»
Выполнила студентка 1 курса
Специальность ОБД
Шифр №10043555
Глянцева Екатерина Михайлова
г. Хабаровск
2012 год
Содержание
Задание первое3
Задание второе7
Задание третье13
Задание четвертое14
Задание пятое15
Список используемой литературы18
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
Абстракция - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств,
связей объекта (предмета или я
Агностицизм - позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание только через опыт (познание объективной действительности), и невозможным познание любых предельных и абсолютных оснований реальности.
Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Герменевтика – теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Гипотеза – предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Гносеология – это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человеком самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами.
Заблуждение – неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов.
Глупость – самодовольное непонимание, соединяемое с отказом быть внутренне самостоятельным в мышлении и поступках, сопротивление истине, нередко опасное для других.
Знание и незнание – понятия для обозначения разных аспектов познавательного процесса: знание - информация об окружающем мире и самом человеке, незнание - отсутствие таковой.
Интуиция – непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного.
Иррационализм – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслительные аспекты духовной жизни.
Истина – правильные знания, подтвержденные на практике.
Категория – философское понятие, являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.
Критерий истины – традиционно выработано в период становления классической науки понимание того, что абсолютным, главным и окончательным критерием истины является практика.
Метод – способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества.
Методология – учение о методе, способе исследования; совокупность приемов, методов исследования, применяемых в какой-нибудь науке; логика научного поиска.
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на др. объекте, специально созданном для их изучения.
Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Объект и субъект – фундаментальные категории философии. Субъект - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно объект - то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности.
Парадигма – 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Парадокс – совмещение двух логически отрицающих друг друга утверждений, например, утверждение о том, что элементарная частица является одновременно волной и корпускулой.
Понимание – процесс постижения или порождения смысла.
Предметная область – область объектов, класс объектов, рассматриваемых в пределах данного подхода, контекста.
Представление – форма чувственного познания, связанная с воспроизведением образа ранее воспринятого предмета или явления, а также образа, созданного продуктивным воображением в памяти.
Рационализм – направление в гносеологии и праксиологии, признающее приоритет разума человека, как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).
Рефлексия – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.
Редукция – методологический прием, заключающийся в приведении некоторых данных, задач, процедур, правил в удобный для их анализа или решения вид, а также в восстановлении прежнего состояния, развившегося объекта или знания о нем, приведении сложного к более простому.
Сенсуализм – гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур.
Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.
Теория – система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте” действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.
Факт – понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы, а с другой - несет в своем содержании следы семантического воздействия последних.
Эксперимент – метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.
Эмпирический – непосредственно основанный на опытных данных, на материале практики.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.
Эпистема – концепция, теория, модельный конструкт, создаваемый в рамках эпистемологии.
Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
Задание второе. Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно-мысленного (сочинение).
1. Процесс познания как движение мысли от "живого созерцания" к абстрактному мышлению и от него к практике.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
С нашей точки зрения,
такое представление более
Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов.
Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой.
Практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.
Таким образом, познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.
2. "Живое созерцание", или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания.
Чувственное познание (или «живое созерцание») осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции.
Кроме того, у человека имеются возможности для значительного расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать рентгеновские лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что в повседневной практике не требуется воспринимать и что не характеризует его уже только как биологическое существо. Во-вторых, это мышление, мыслительная деятельность человека, обладающая по сути дела, неограниченными возможностями для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.
Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех формах: ощущения, восприятие, представление.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.
Восприятие – это целостный
образ предмета, непосредственно
данный в живом созерцании в совокупности
всех сторон, синтез данных отдельных
ощущений. При этом восприятие не сводится
к суме отдельных ощущений, а представляет
собой качественно новую
Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.
Представление – это обобщенный
чувственно-наглядный образ
Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.
В заключение отметим, что роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания очень значительна:
Информация о работе Гносеология - философское учение о познании