Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 02:01, реферат
В переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». Это слово Томас Мор использовал для обозначения идеального гуманистического общества.
Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма. На формирование идей утопического социализма большое влияние оказало учение раннего христианства, проповедовавшее общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.
В условиях классического средневековья утопические идеи находят отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных масс против угнетения принимает форму хилиазма. Хилиастическое учение в XII в. развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем царстве» будущего, не знающего частной собственности и свободного от рабства, нищеты, войн. Ему рисовалась фантастическая картина блаженства людей в новых условиях. Позднее, в начале XIV в., Дольчино ожидал тысячелетнего «царства божия», тоже не знающего частной собственности. Своей вершины в условиях феодализма идеология социального равенства достигает в учении Томаса Мюнцера. Широкое распространение антиэксплуататорских идей в позднее средневековье объяснялось сильным обострением классовых противоречий в период перехода от феодализма к капитализму, когда народные массы часто оказывались под двойным гнетом — феодальным и капиталистическим.
Утопия Мора, написанная как раз в конце Средних Веков, стала популярной, что вызвало различные имитации. Антонио Франческо Дони, редактировавший итальянское издание «Утопии» в 1548 году, в 1588 году выпускает книгу «Миры», книгу о совершенном городе, где отменен институт брака. Далее последовало издание книги Франческо Патрици «Счастливый город».
В 1602 году Кампанелла печатает «Город Солнца». Хотя в какой-то мере его можно назвать имитацией «Утопии», надо сказать, что Город Солнца Кампанеллы совершенно отличен от Утопии, там действуют иные законы, он и построен по-другому.
Жизнь и деятельность Кампанеллы, ученого и философа, вызывает большой интерес у исследователей.
Выдающиеся мыслители и писатели-гуманисты англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла дали глубокую критику общества того времени, основанного на частной собственности, и нарисовали картину общества социального равенства, опирающегося на коллективную собственность.
Введение 3
Биография 4
Эпоха Томмазо Кампанеллы 6
«Город Солнца» Кампанеллы 7
Система управления 7
Должностные обязанности 8
Отношение к труду 8
Организация производства 9
Принципы распределения 10
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение 3
Биография 4
Эпоха Томмазо Кампанеллы 6
«Город Солнца» Кампанеллы 7
Система управления 7
Должностные обязанности 8
Отношение к труду 8
Организация производства 9
Принципы распределения 10
Заключение 11
Список использованной литературы 12
В переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». Это слово Томас Мор использовал для обозначения идеального гуманистического общества.
Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма. На формирование идей утопического социализма большое влияние оказало учение раннего христианства, проповедовавшее общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.
В условиях классического средневековья утопические идеи находят отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных масс против угнетения принимает форму хилиазма. Хилиастическое учение в XII в. развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем царстве» будущего, не знающего частной собственности и свободного от рабства, нищеты, войн. Ему рисовалась фантастическая картина блаженства людей в новых условиях. Позднее, в начале XIV в., Дольчино ожидал тысячелетнего «царства божия», тоже не знающего частной собственности. Своей вершины в условиях феодализма идеология социального равенства достигает в учении Томаса Мюнцера. Широкое распространение антиэксплуататорских идей в позднее средневековье объяснялось сильным обострением классовых противоречий в период перехода от феодализма к капитализму, когда народные массы часто оказывались под двойным гнетом — феодальным и капиталистическим.
Утопия Мора, написанная как раз в конце Средних Веков, стала популярной, что вызвало различные имитации. Антонио Франческо Дони, редактировавший итальянское издание «Утопии» в 1548 году, в 1588 году выпускает книгу «Миры», книгу о совершенном городе, где отменен институт брака. Далее последовало издание книги Франческо Патрици «Счастливый город».
В 1602 году Кампанелла печатает «Город
Солнца». Хотя в какой-то мере его
можно назвать имитацией «
Жизнь и деятельность Кампанеллы, ученого и философа, вызывает большой интерес у исследователей.
Выдающиеся мыслители
и писатели-гуманисты
Настоящее имя мыслителя – Джованни Доменико. Родился 5 сентября 1568 года в местечке Стило в Калабрии (Южная Италия) в семье сапожника. По некоторым данным, Кампанелла – прозвище его отца.
Детство Кампанеллы прошло в бедности, но способный мальчик с раннего детства выделялся среди сверстников, его нельзя было не заметить. Существует легенда, согласно которой философ в детстве обучался у некоего раввина-каббалиста, который в течение двух недель обучал его секретам алхимии.
В 1582 году – на пятнадцатом году жизни Доменико принял постриг в монастыре Святого Доминика, вступив таким образом в Орден доминиканцев. При принятии в монастырь ему и дали имя Томмазо – в честь Фомы Аквинского.
В 1589 году Кампанелла едет в Неаполь, где еврейский астролог Авраам знакомит его с астрологией и другими оккультными науками. С тех пор астрологические термины постоянно встречаются в каждом произведении Кампанеллы.
В 1591 году под влиянием итальянского натурфилософа Бернардино Телезио (1509 – 1588) пишет свою первую работу: «Философия, доказанная ощущениями». В ней Кампанелла подвергает критике учение Аристотеля в частности и средневековую схоластику в целом. Он также развивает идеи сенсуализма, деизма.
Натурфилософия Кампанеллы явилась одной из предпосылок нового естествознания; коммунистическая утопия Кампанеллы делает его одним из ранних предшественников «научного социализма».
Поскольку идеи, провозглашенные в «Философии…» противоречили официальному аристотелизму, Кампанелла вскоре был вынужден бежать от преследований инквизиции Неаполя. Позднее инквизиция пыталась судить и наказать его за применение магических наук, но ее попытки закончились неудачей.
1591 год – Кампанелла впервые арестован по обвинению в колдовстве и ереси, но, правда, вскоре отпущен. Спасаясь от гонений орденских властей, бежал из Неаполя на север Италии.
В 1593 году философа снова арестовали. Теперь уже Кампанелла проводит в замке Святого Ангела в Риме долгие три года (до 1596-го включительно, когда его оправдали).
В заключении Кампанелла написал труды: «О христианской монархии»; «Политический диалог против лютеран, кальвинистов и других еретиков» (1595). В этих книгах впервые проявляется мечта Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти («монархия Мессии»).
В 1598 году, вернувшись в Неаполь, он вместе с тремястами монахами готовит заговор против испанского владычества (Южная Италия тогда являлась территорией Испании, то есть в каком-то смысле была оккупирована испанцами). Но в рядах восставших оказывается доносчик, – заговор раскрывается. Кампанелла схвачен как политический преступник и еретик.
Август 1599 года – Кампанелла отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения коммунистической республики (Принципы, по которым должна была быть устроена республика, мы можем прочитать в «Городе Солнца»). Заодно его уже традиционно обвиняют в колдовстве и магии.
В 1602 году философ был приговорен к пожизненному заключению. Всего с 1599 года (не считая предыдущих арестов) Кампанелла провел более чем в 50-ти тюрьмах более 27-ми лет. В эти годы он подвергался жесточайшим пыткам со стороны инквизиторов.
В том же 1602 году он пишет самое свое главное произведение – «Город Солнца» (La citta del Sole), в котором излагает мысли по поводу устройства будущего идеального (с его точки зрения) общества – коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники.
1623 год – «Город Солнца»
впервые был издан, как и
многие другие произведения
Вообще, в тюрьме Кампанелла создал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике.
Нелишне будет упомянуть
еще следующие философские
1626 год – Кампанелла добился перевода в Рим, что, впрочем, не избавило его от инквизиционных преследований и тюрьмы. Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу Урбана VIII, Кампанелла смог получить освобождение (в 1628 году). Кампанелла использовался Урбаном VIII в качестве консультанта по астрологическим вопросам. Окружение Урбана VIII воспринимало мыслителя не иначе, как мага, способного спасти папу от предсказанной ему астрологами смерти.
В мае 1629 года благодаря стараниям папы его оправдали.
В 1634, испугавшись нового
осуждения в связи с
Уже во Франции Кампанелла издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета.
Кардинал Ришелье и король Людовик XIII считали его великим астрологом и ученым, способным соединить христианство с астрологией. Кампанелла предсказал Людовику XIII рождение сына, чья жизнь будет счастливой и долгой (действительно, после 22 лет бесплодного замужества Анна Австрийская родила будущего Людовика XIV, «короля-солнце»).
Кампанелла предсказал свою дату смерти – 1 июня 1639 г. (во время солнечного затмения). Умер в монастыре Святого Якова (Якоба) в Париже за 10 дней до предсказанного дня (21 мая 1639 года). Этот монастырь полтора столетия спустя приобрел особое значение, став политическим клубом якобинцев, провозгласивших «свободу, равенство и братство».
О значимости учения Кампанеллы говорит хотя бы тот факт, что его произведения переведены на десятки языков мира: английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, русский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский (список далеко не полный).
Конец XV в. знаменовал собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения – капиталистические, появляются новые классы, складываются нации, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.
В Италии уже в XIV – XV вв., а в других странах Европы с конца XV – начала XVI века наступает эпоха Возрождения – развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологические течения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.
Среди исследователей нет единодушия, можно ли считать «Город Солнца» частью ренессансной культуры или относить его к последующему периоду. С.Д.Сказкин причислял Кампанеллу к гуманистам Возрождения. В.П.Волгин говорил о «Городе Солнца» как о замечательном произведении, сочетающем принципы гуманизма с принципами общности – с социализмом.
Л.Фирпо считает, что рассматривать «Город Солнца» в ряду предшествующих ренессансных утопий – значит видеть в проекте Кампанеллы безнадежный анахронизм. Только поставив его в круг духовных искателей деятелей Контрреформации, можно правильно понять смысл «Города Солнца».
Если отношение «Города Солнца» к «христианскому гуманизму» представляется достаточно ясным (вспомним хотя бы калек, живущих за границами града Солнца), то вопрос об отношении его к так называемому «гражданскому гуманизму» требует очень серьезного исследования. Не вызывает сомнений, что ряд черт «гражданского гуманизма» получил дальнейшее развитие в утопии Кампанеллы, тем важнее подчеркнуть существующее различие. «Гражданские гуманисты» были, как правило, озабочены лишь одним: как реформировать существующее общество и добиться его улучшения, не прибегая к коренной ломке сложившихся общественных отношений. Даже те из них, кто видел слабость государства в резком социальном расслоении его граждан, предлагая сгладить имущественное неравенство, не покушались на святую святых – на сам принцип частной собственности.
Таким образом, Кампанеллу трудно отнести прямо к какому-либо течению. Обычно исследователи называют работы Мора и Кампанеллы принадлежащими к утопическому социализму, причем некоторые исследователи считают авторов родоначальниками социализма вообще.
«Город Солнца» Кампанеллы занимает в истории социальных идей значительное место. Влияние этой книги в XVII и XVIII веках несомненно. Она вызвала целый ряд подражаний и перепевов. Как источник утопических идей «Город Солнца» должен быть поставлен рядом с «Утопией» Томаса Мора.
Литературное оформление «Города Солнца» весьма примитивно. Заимствовав у античных авторов и авторов эпохи Возрождения форму диалога, Кампанелла не смог этой формы должным образом использовать. В сущности мы имеем перед собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены – в угоду литературной традиции бессодержательные реплики собеседника, оправдываемые, и то не во всех случаях, необходимостью перейти к новой теме рассказа. Ничего существенного они в рассказ не вносят, и от их исключения рассказ ничего не теряет. Взятый сам по себе, рассказ построен не оригинально и мало занимателен. Он следует установившемуся трафарету: путешественник попадает в неведомую, вновь открытую страну, где и находит осуществленными представляющиеся ему совершенными общественные порядки. В противоположность Мору, Кампанелла не смог внести в этот трафарет ни одной живой черты. Наконец, стиль рассказа – сухой, абстрактный лишенный ярких образов и формулировок. Увлечь читателя как литературное произведение «Город Солнца» не может.