Государственное управление демократическим обществом как социальная сила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что она способствует выявлению закономерностей влияние государства на общество. Раскрывая признаки, понятия, функции государства, развитие государства в настоящее время, исследователь обнаруживает средства и способы, используемые государством в управлении обществом. Изучение признаков и понятий социальных сил даёт возможность определить пути государственного воздействия и эффективность его влияния на управление обществом.

Содержание работы

Введение. …………………………………………….………...........
Раздел 1 Государство как механизм управления обществом……………
1.1 Понятие и признаки государства…………………………………...
1.2 Механизм государственного управления. ........................................
Раздел 2 Государственное управление в системе общественных отношений. ………………………………………………………….
2.1 Государство в формировании общественного сознания………….
2.2 Взаимосвязь экономической основы и государственного управления обществом………………………………………………
2.3 Способы государственного управления в организации общества……………………………………………………………...
Раздел 3 Роль государства в управлении демократическом обществом. ………..…………………………………………………
3.1 Понятие демократического общества. ……………………………..
3.2 Государственная деятельность в демократическом обществе……
Раздел 4 Социальные силы в управлении современным российским демократическим обществом. .....………..………………….
4.1 Основные характеристики социальных сил в современном демократическом обществе. ..………………………………………
4.2 Пути улучшения государственного управления современным российским обществом. ...…………………………………………...
Заключение. …………………………………………………...........
Источники и литература. …………………………………………...

Файлы: 1 файл

Кручинин Б. Филос. Упр. 27 янв. 2013.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. ГЕРЦЕНА»

 

Факультет управления

Кафедра управления персоналом

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

«Основы философии управления»

на тему:

Государственное управление демократическим обществом

как социальная сила

 

Выполнил:

студент 1 курса

дневного отделения

Кручинин Богдан Александрович,

обучающийся

по специальности:

«081100 – Государственное и муниципальное управление»

 

Научный руководитель:

доктор философских наук,

заведующий кафедрой

управления персоналом,

профессор

Гелих Олег Яковлевич

 

 

 

 

 

                                                  Санкт-Петербург

                                                         2013

                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

   

С.

 

Введение. …………………………………………….………...........

3

Раздел 1

Государство как механизм управления обществом……………

5

1.1

Понятие и  признаки государства…………………………………...

5

1.2

Механизм  государственного управления. ........................................

10

Раздел 2

Государственное управление в системе общественных отношений. ………………………………………………………….

 

13

2.1

Государство в формировании общественного сознания………….

13

2.2

Взаимосвязь экономической основы и государственного управления обществом………………………………………………

 

16

2.3

Способы государственного управления в организации общества……………………………………………………………...

 

18

Раздел 3

Роль государства в  управлении демократическом обществом. ………..…………………………………………………

 

20

3.1

Понятие демократического общества. ……………………………..

20

3.2

Государственная деятельность в демократическом  обществе……

22

Раздел 4

Социальные силы в  управлении современным российским демократическим обществом. .....………..………………….

 

24

4.1

Основные  характеристики социальных сил в  современном демократическом обществе. ..………………………………………

 

24

4.2

Пути улучшения государственного управления современным российским обществом. ...…………………………………………...

 

24

 

Заключение. …………………………………………………...........

29

 

Источники и литература. …………………………………………...

31


 

 

                                               

 

Введение

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что она способствует выявлению закономерностей влияние государства на общество. Раскрывая признаки, понятия, функции государства, развитие государства в настоящее время, исследователь обнаруживает средства и способы, используемые государством в управлении обществом. Изучение признаков и понятий социальных сил даёт возможность определить пути государственного воздействия и эффективность его влияния на управление обществом.

Объектом исследования является взаимодействие между государством и обществом в демократическом режиме.

Предмет исследования – государственное управление как социальная сила в демократическом обществе.

Цель исследования состоит в детальном рассмотрении социальных конфликтов, путей их разрешения, а также их влияния на политические силы Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в  курсовом проекте решаются следующие исследовательские задачи:

  1. Рассмотреть государство как механизм современного демократического управления.
  2. Какую роль играет государственное управление в общественных отношениях
  3. Рассмотреть роль государства в управлении демократическим обществом
  4. Исследовать роль социальных сил в управлении современным российским демократическим обществом.

Методы исследования. Общенаучными методами исследования, применяемыми в данной работе, стали наблюдение, описание, измерение, сравнение, дедукция, аналогия, индукция и некоторые другие.

Эмпирической базой исследования стали результаты анализа Интернет-сайтов и специальной литературы по исследуемой проблематике.

Структура исследования Курсовая работа включает в себя введение, 4 раздела и 9 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

 

                                                

РАЗДЕЛ I.

Государство как механизм управления обществом

 

    1.  Понятие и признаки государства.

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается социологией, политической (социологической) географией и др. Во втором (политико-правовом) смысле государство является предметом исследования науки правоведения.

 Государство — особая организация, наделенная публичной властью, распространённой на население определённой территории, обладающая суверенитетом1.

Отличительными признаками государства являются:  

1. Власть  отличается от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.):              

во-первых, своей всеобщностью, или публичностью, т.е. распространением прерогатив на всю территорию, на всё население, а также то, что она представляет всё общество в целом;

во-вторых, своей универсальностью, т. е. способностью решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

в-третьих, общеобязательностью её указаний.

2. Территория – часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Основными признаками государственной территории являются ее принадлежность определенному государству и верховенство2.

3. Население – человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация3.

4. Публичность власти - политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм её организации и проявления. Основные функции публичной власти — подчинение (в т. ч. подавление сопротивления др. классов), организация общества, управление им в соответствии с экономическими, политическими и духовными интересами этого класса.         

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

 Устойчивость государственной власти, её способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от её легитимности. Легитимность власти означает:

а) её законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) её поддержка населением;

в) её международное признание.

Существует множество  средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и другие4.

5. Право – как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоёв общества5.

6. Правоохранительные органы – часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками полиции правонарушений и др.)6.

7. Армия – совокупность вооружённых сил государства. Сухопутные войска в отличие от ВМФ (Военно-Морского Флота). Оперативное объединение, состоящее из нескольких соединений и отдельных частей различных рода войск и специальных войск. Бывают общевойсковые, танковые, воздушные и другие войска Армии7.

8. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов8.

9. Государственный суверенитет – верховная власть. Способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

  Различие внутреннего и внешнего суверенитетов таково:    внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. внешний суверенитет — это независимость во внешних делах.

На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности9?

Помимо основных можно  указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

Таким образом, в данном подразделе нами установлено и показано, что государство – организация жизни, при которой есть система защиты прав людей, относящихся к этому государству. Взаимоотношение между людьми регулируются единым законом (или традициями). У государства есть силовые структуры, такие как: территория, население, публичная власть, право, государственный суверенитет.

Информация о работе Государственное управление демократическим обществом как социальная сила