Государственное управление демократическим обществом как социальная сила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что она способствует выявлению закономерностей влияние государства на общество. Раскрывая признаки, понятия, функции государства, развитие государства в настоящее время, исследователь обнаруживает средства и способы, используемые государством в управлении обществом. Изучение признаков и понятий социальных сил даёт возможность определить пути государственного воздействия и эффективность его влияния на управление обществом.

Содержание работы

Введение. …………………………………………….………...........
Раздел 1 Государство как механизм управления обществом……………
1.1 Понятие и признаки государства…………………………………...
1.2 Механизм государственного управления. ........................................
Раздел 2 Государственное управление в системе общественных отношений. ………………………………………………………….
2.1 Государство в формировании общественного сознания………….
2.2 Взаимосвязь экономической основы и государственного управления обществом………………………………………………
2.3 Способы государственного управления в организации общества……………………………………………………………...
Раздел 3 Роль государства в управлении демократическом обществом. ………..…………………………………………………
3.1 Понятие демократического общества. ……………………………..
3.2 Государственная деятельность в демократическом обществе……
Раздел 4 Социальные силы в управлении современным российским демократическим обществом. .....………..………………….
4.1 Основные характеристики социальных сил в современном демократическом обществе. ..………………………………………
4.2 Пути улучшения государственного управления современным российским обществом. ...…………………………………………...
Заключение. …………………………………………………...........
Источники и литература. …………………………………………...

Файлы: 1 файл

Кручинин Б. Филос. Упр. 27 янв. 2013.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Механизм государственного управления.

Механизм государства  в различные эпохи развития цивилизованного  общества имел неодинаковую структуру  и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование.

Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма  позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств, прошлого и современности.

Механизм государства  – это система специальных  органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

Во-первых: механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

В-четвёртых, механизм государства призван надёжно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

На механизм управления влияет существующий политический режим. Истории известно четыре политических режима.

Тоталитарный режим государства – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия. 

Авторитарный режим государства – политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.         Это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру).

Либеральный режим государства – формируется над влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.

Демократический режим государства – создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборные и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и народу10

Таким образом, в данном подразделе нами установлено и показано, что

механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Выводы по первому  разделу:

  1. Таким образом, в данном разделе нами установлено и показано, что государство – организация жизни, при которой есть система защиты прав людей, относящихся к этому государству. Взаимоотношение между людьми регулируются единым законом (или традициями). У государства есть силовые структуры, такие как: территория, население, публичная власть, право, государственный суверенитет.
  2. Также мы показали, что механизм государственного управления – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

 

 

 

 

 

                                               

РАЗДЕЛ II.

Государственное управление в системе  общественных отношений

 

2.1. Роль государства  в формировании общественного  сознания.

           Государство осуществляет деятельность через свои функции   каждая из которых влияет на формирование общественного сознания. В философском и общесоциологическом плане, функции рассматривается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функции государства определяют направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а так же стоящими перед ним на определённом этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Они затрагивают все сферы общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную финансовую и др. Кроме этого, государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной отдельно взятой сферы11.

           Среди них называются, например, установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав собственности, прав и свобод граждан; функция оказания социальных услуг; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная; природоохранительная (экологическая); функция финансового контроля.

Свою деятельность государство  осуществляет в форме правовых функций и не правовых. В демократическом государстве существует неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государственной деятельности и права. В этом проявляется уровень приемлемости  стоящих у власти социальных слоёв и групп, с помощью права в стране формировать социально-экономическую и политическую определённость, а следовательно, и приверженность к осуществлению своих властных полномочий только в рамках законности и конституционности.

В научной литературе выделяются четыре правовые формы реализации функций демократического государства - правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная и договорная.

Правотворческая форма реализации функции государства выражается в принятие комплекса нормативно-правовых актов, которые обеспечивают жизнедеятельность общества и государства. Демократическое государство формирует законодательство, основанное на принципах: разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), социальной справедливости, социальной поддержки, социальной защищённости, слабо-защищённых и малообеспеченных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.).

Осуществляя правотворческую функцию, государство формирует правосознание. В демократическом государстве Конституция (Основной Закон) обсуждается и принимается всенародно, предоставляется право каждому гражданину вносить свои замечания в проект обсуждаемого закона. Все нормативные акты, принимаемые государственными органами в демократическом государстве, подлежат опубликованиям. Согласно Конституции Российской Федерации, не опубликованный закон не имеет юридической силы. Действующее законодательство публично. Нормативные акты доступны для каждого члена демократического общества. Регламентируя общественные отношения, они формируют правосознание в демократическом обществе, устанавливают правила поведения, дозволяют либо ограничивают действия.

Правоисполнительная форма государственной функции, направлена уже на исполнение принятых законов государственными органами. Осуществляют исполнения законов граждане, которые перед тем как приступить к их исполнению изучают их и привлекают в соответствии с этими правилами соответствующие средства и силы. В исполнении законов принимают участие не только государственные лица, но и определённые категории граждан на которых они направлены. Например: при исполнении уголовно-процессуального законодательства, должностные лица осуществляющие следственно-оперативные действия, вправе привлекать в качестве понятых и специалистов, граждан, не имеющих отношенияе к совершённому преступлению. Гражданским долгом является, в соответствии с  тем же уголовно-процессуальном законодательстве, участие граждан в суде присяжных, за частую не имеющих юридического образования. Государство в соответствии с законодательством об образовании, определяет объём образовательных программ, уже со средней школы обеспечивает обучение своих граждан правилами общения, поведения и формирует общественное и правовое сознание.

Правоохранительная форма государственной функции выражается в установлении запретов гражданам под угрозой наказания от совершения не дозволенных и общественно опасных действий. Правоохранительная деятельность государства обеспечивает безопасность граждан, защиту их жизни, здоровья, имущества. Принцип неотвратимости, наказания, содержащийся в Конституции и законодательстве в судебной системе реализуемый государственными правоохранительными органами, предупреждает граждан от совершения ими общественно-опасных деяний.          

Договорная форма государственной функции, присущая демократическим государствам с рыночной экономикой. Она соответствует общественному сознанию, сформированному на законопослушании и принципам дозволенности всего что не запрещено законом. Она позволяет гражданам свободно реализовывать свои творческие возможности, трудовую и предпринимательскую деятельность.

Не правовая форма функции государства представляет собой организационную и иную деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на реализацию функций государства и проводимую вне правовых форм. Безусловно, такого рода деятельность осуществляется лишь в рамках закона. В качестве примера этой функции, является деятельность благотворительных фондов, общественных организаций, направленных на содействие деятельности государственных органов. В настоящее время развивается движение добровольных народных дружин в сфере охраны общественного порядка, содействия в пожарной безопасности и т.п. Не смотря на то, что эта деятельность по инициативе «низов» т.е. отдельных граждан, тем не менее она регламентирована государством. Государство принимает законы, правила формирования и организации этих общественных институтов12.

Таким образом, в данном подразделе установлено и показано, что государство осуществляет свою деятельность через определенные функции, каждая из которых также определенным образом влияет на формирование общественного сознания.

 

2.2. Взаимосвязь экономической основы и государственного управления обществом.

Государство и экономика  – это сложные, многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы.

Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в том смысле оно не только надстрочное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление. Причём во всех без исключения странах. В практическом плане это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сферах политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

Соотношение государства  и экономики в любой  стране и социально-политической системе – это не пассивный, а весьма активный процесс. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако, ведущее значение, в конечном счёте принадлежит экономике.

Деятельность демократического государства проявляется в следующем: выработке общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих рыночных отношений; определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработке социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения; запрещению и пересечению нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защите его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентации порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установления юридической ответственности за нарушение законодательства.

Государство в демократическом обществе в сфере экономики ориентировано на:

1) установлении преимущественно партнёрских отношений между государственными и рыночными структурами;

2) минимальном вмешательстве  государства в экономику, уровень  которого для каждой страны  является, как правило, различным;

3) органичном сочетании  административно-правовых с финансовыми  и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения;              

4) сосредоточении в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для нормального существования и функционирования государства материальных средств;

5) полном сосредоточении  в руках государства финансовой и налоговой системы;

6) доминировании частной  собственности над государственной  и всеми другими формами собственности. 

Таким образом, в данном подразделе установлено и показано, что взаимосвязь экономической основы и государственного управления обществом лежит через многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы.

 

2.3. Способы государственного управления в организации

 Государство осуществляет свою деятельность, применяя убеждения, принуждения, дозволение пресечение, предупреждение, наказание, разъяснение, ознакомление, образование и т.д.

Информация о работе Государственное управление демократическим обществом как социальная сила