Государственный кредит: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;
2) оценка государственного кредита в России в современных условиях.
3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита 5
1.1 Сущность и значение государственного кредита 5
1.2 Функции государственного кредита 7
1.3 Формы государственного кредита 10
2. Государственный кредит в России в современных условиях 13
2.1 Основные тенденции развития государственного кредита в России 13
2.2 Основные направления денежно – кредитной политики на 2013 и
период 2014 и 2015 годов 17
3. Проблемы и пути решения государственного кредита 20
3.1 Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации 20
3.2 Пути и решение проблем государственного долга России 22
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Копия контрольная.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

 

 

 

 

 

 

                       Контрольная работа

   по дисциплине: «Финансы»

    по теме: «Государственный кредит: сущность, формы, причины применения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Исполнитель: студент (ка)       

                                                                   Направление Экономика

                                                                   Профиль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                       3

  1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита 5
    1. Сущность и значение государственного кредита                                  5
    2. Функции государственного кредита                                                        7

1.3 Формы государственного кредита                                                          10

  1. Государственный кредит в России в современных условиях                     13
    1. Основные тенденции развития государственного кредита в России     13
    2.   Основные направления денежно – кредитной политики на 2013 и

период 2014 и 2015 годов                                                                             17

  1. Проблемы и пути решения государственного кредита                               20
    1. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации                                                                                                   20
    2. Пути и решение проблем государственного долга России                   22

Заключение                                                                                                         26

Список использованных источников                                                                 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

В настоящее время  огромное значение для нормального  функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития.

Целью контрольной работы является  изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.

Задачи работы:

1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;

2) оценка государственного  кредита в России в современных  условиях.

3) изучение проблем  государственного кредита и путей  их решения.

Наиболее характерные  черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной. Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита:

а) государственные займы - внутренние и внешние;

б) выпуск казначейских обязательств;

в) заимствование средств у казенных банков.

Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 г. государственный долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. рулей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей. Или почти 15% бюджетных расходов. История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая категория  является важнейшим существенным элементом  финансов и проявлением системы  финансовых отношений1.

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность финансовых отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заёмщика, кредитора или гаранта.

На практике государственный  кредит, как правило, характеризует  кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, и эта деятельность государства  в качестве заёмщика получила наибольшее развитие во всём мире. Как и любой другой заёмщик, государство привлекает средства на заранее определённый срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс РФ (№ -145 ФЗ от 31 июля 1998 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Государственный кредит характеризует также отношения  государства с экономическими субъектами, в ходе которых государство может  выступать как кредитор или гарант. Как кредитор государство выступает  в случае выдачи кредитов за счёт бюджетных средств. Предоставление государственных кредитов ведёт к формированию долга перед государством.

 Как гарант государство  даёт поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами. Следовательно, государство гарантирует безусловное погашение займов и кредитов, а также выплату процентов по ним в случае неплатёжеспособности заёмщика. Если должник своевременно и в полном объёме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несёт каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надёжные заёмщики не нуждаются в государственных гарантиях. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надёжных заёмщиков и соответственно влекут за собой рост расходов бюджетных средств.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита -  и несёт признаки как тех, так и других. Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части ВВП; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях; в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.

Государственный кредит является составной частью такого звена  финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). В этом случае государственный кредит  имеет следующие признаки кредита:

  1. Наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  2. Аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);
  3. Возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Государственный кредит характеризует движение ссудного капитала. Выступая одной из форм кредита, государственный кредит имеет некоторые отличия от банковского кредита.

Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

Таким образом, разница  между государственным и банковским кредитом также состоит в том, что отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, а результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

 

1.2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА

 

         Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную2.

Распределительная функция.

Через эту функцию  осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами.

В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное  воздействие распределительной  функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем.

При непроизводительном использовании мобилизованных в  результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения  становятся налоги либо новые займы.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы, причины применения