Гуманистическая философия Людвига Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:53, реферат

Описание работы

Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к современной философии.

Содержание работы

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3-4стр.
Формирование философской концепции Фейербах- - - - - - - - - - - - 4-6стр.
Трактовка Фейербахом роли философии- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -7-9стр.
Человек в концепции Фейербаха- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -9-12стр.
Отношение к религии - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12-15стр.
Недостатки философской концепции Фейербаха- - - - - - - - - - - - - - 16-17стр.
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -17-18стр.
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -19стр.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

 

«Пермский финансово-экономический  колледж»-филиал Финуниверситета

 

Кафедра «Экономики и бухгалтерского учета , налогов и налогообложения  и страхового дела»

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Основы философии»

Гуманистическая философия Людвига Фейербаха

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила:

                                                                                                       студентка 212 группы, 2 курса

                                                                                           очной формы обучения

специализации «Экономика и  бух.учет»

                                                                                                Гатина Элиза Эдуардовна

 

 

                                                                                               Научный руководитель:

                                                                                                       Демьяненко Сергей Петрович

 

 

 

 

 

 

                                                               г.Пермь, 2012

 

 

                                                             

Содержание 

 

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3-4стр.                                                                                              

Формирование философской  концепции Фейербах- - - - - - - - - - - - 4-6стр.  

Трактовка Фейербахом роли философии- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -7-9стр.

Человек в концепции Фейербаха- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -9-12стр.

Отношение  к религии - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12-15стр.

Недостатки философской  концепции Фейербаха- - - - - - - - - - - - - - 16-17стр.

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -17-18стр.

Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -19стр.

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Людвиг Фейербах - последний  представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно  было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его  можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории  философии, к современной философии.

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает  свое философское учение, которое  известно под названием антропологического материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному  идеализму Фейербах создал новую  философию, которая должна изучать  не мысли о действительности, а  саму действительность.

Центральные вопросы философии  Фейербаха -- существование человека, смысл его жизни и судьбы в  мире, отношения индивида и общества, -- необычайно созвучны любому, задумывающемуся  над своим бытием, человеку.

Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека, представляя его как существо универсальное, космическое. Мыслитель  верит в победу разума над слепыми, неразумными силами мира. Не вызывает сомнения и то влияние, которое оказала  его теория на формирование философских  воззрений Маркса и Энгельса, а  также русских революционных  демократов. Мне представляется интересным детально рассмотреть эту тему в  своем реферате, так как в настоящее  время проблема научного истолкования общественного сознания, в котором  отражается сущность человека, особенно близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе.

Для раскрытия философской  концепции Людвига Фейербаха  необходимо проследить ее развитие, начиная  от критики Канта и Гегеля и  заканчивая созданием его собственной  философской концепции на основе так называемого антропологического принципа, которые Фейербах развивает  на основе двух источников: критики  религии (прежде всего религии христианской) и критики философского идеализма (в первую очередь - идеализма Гегеля). Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют  такие литературные источники, как  его философские произведения, критическая  литература по предложенной теме, а  также справочные издания по философии.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ  КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА

 

Любовь к науке - это  любовь к правде, поэтому честность  является основной добродетелью ученого.

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает  свое философское учение, которое  известно под названием антропологического материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному  идеализму Фейербах замыслил создать  новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность. Если у  Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с  реальности. "Философия есть наука  действительности в ее подлинности  и целостности, но воплощением действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле слова)".

Действительность -- это природа  во всем ее чувственно воспринимаемом богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь, электричество и магнетизм, "природа  уже сама по себе есть свет, дух, цель разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных положениях, не в принципах и постулатах; природа есть объективно обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга..." Человек и есть воплощение действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный, непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха: тайна новой философии есть антропология. Любое истинное философствование может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех философских загадок и проблем, которые нагромождаются спекулятивной философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения бытия и мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке, этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух, бессознательность -- сознание, бесцельность -- цель, чувственность -- разум, страсть -- волю. "В противоположность отрешенному Я тело представляет собою объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но -- объект. Быть телесным значит быть включенным в мир". Как легко видеть, название "антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть философии Фейербаха.

Материализм, с позиции  которого рассуждает Фейербах, является антропологическим и существенно  отличается от материализма XVIII века. Фейербах не сводит всякую реальность к механическому  движению и рассматривает природу  не как механизм, а как организм. В центре философии у Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских  материалистов, а человек как  психофизическое единство, единство души и тела. “Я мыслю” Декарта и Фихте позволяю трактовать человека только идеалистически, только как духовное существо, тогда как тело в его целостности, по Фейербаху составляет сущность человеческого “Я”. Дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно биологическим, и отдельный индивид для него - исторически духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

В работе “Основы философии  будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его  базис, единственным, универсальным  и высшим предметом философии”. Философия Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм. Антропологический материализм Фейербаха - своеобразная философская реакция на учение Гегеля, в котором господство абсолютного (абсолютной идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной реакцией на немецкий идеализм.

В своей критике философии  Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не видит положительной стороны  ее, именно диалектического метода. Вместе с идеализмом Гегеля он отбрасывает  и его рациональную сторону - диалектику. В последней Фейербах видел лишь инструмент, с помощью которого Гегель обосновывал свою фантастическую систему. Антропологический принцип Фейербаха  в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие  объекта первоначально формируется  в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого  человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к  признанию существования вообще внешних вещей.

 

 

 

ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ

 

Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться  в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей  как их материальным, чувственным  общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема всякой философии -- соотношение идеального и материального -- решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его  предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.

В результате вопрос о тождестве  мышления и бытия, который находится  в центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид психофизической  проблемы, то есть вопроса о соотношении  души и тела. Непосредственное тождество  души и тела, а значит, идеального и материального, Фейербах усматривает  в головном мозге человека. «...В  мозговом акте, -- пишет в связи  с этим Фейербах, -- как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы». Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело, доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира.

Таким образом, только в своей  деятельности мозг становится органом  идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли  о прекрасном, возвышенном и многом другом. Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного  опосредования искру мысли. А  животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными  психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать  о нем, что он и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное. Разница в сложности  этих тел здесь непринципиальна. Итак, без знания опосредствующих  связей, которыми занимается диалектика, в соотношении идеального и материального  нам не разобраться. Но Фейербах, как  известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и гегелевскую  диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной водой  выплеснул ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что мысль  и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления заняться медицине.

Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина всегда занималась телом  человека, именуемым по-гречески «сомой». Более точно «сома» -- любой живой  организм. И только особая область  медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой  человека в ее патологии, то есть при  отклонении от нормы. А что такое  душа человека в ее норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь  он должен обратиться к психологии, которая в вопросе о природе  души смыкается с классической философией. Но Фейербах настаивает на том, что  человеком и его природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он стремится  придать научный вес своим  изысканиям, в противоположность  идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской религией. Тем не менее взгляды Фейербаха  нельзя отождествлять с популярными в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта.

Вслед за французским медиком  Кабанисом, они настаивали на том, что  мысль выделяется мозгом, как желчь  печенью, и что характер наших  мыслей во многом зависит от состава  потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и мозга, почерпнутая  из работ Фейербаха, была выражена ими  в самой вульгарной форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и физиолога  Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических взглядов, Фейербах предпочитал именовать  свое учение «реальным гуманизмом», а не материализмом.

Информация о работе Гуманистическая философия Людвига Фейербаха