Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:53, реферат
Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к современной философии.
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3-4стр.
Формирование философской концепции Фейербах- - - - - - - - - - - - 4-6стр.
Трактовка Фейербахом роли философии- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -7-9стр.
Человек в концепции Фейербаха- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -9-12стр.
Отношение к религии - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12-15стр.
Недостатки философской концепции Фейербаха- - - - - - - - - - - - - - 16-17стр.
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -17-18стр.
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -19стр.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
«Пермский финансово-экономический колледж»-филиал Финуниверситета
Кафедра «Экономики и бухгалтерского учета , налогов и налогообложения и страхового дела»
Реферат
по дисциплине «Основы философии»
Гуманистическая философия Людвига Фейербаха
специализации «Экономика и бух.учет»
Содержание
Введение - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3-4стр.
Формирование философской концепции Фейербах- - - - - - - - - - - - 4-6стр.
Трактовка Фейербахом роли философии- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -7-9стр.
Человек в концепции Фейербаха- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -9-12стр.
Отношение к религии - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12-15стр.
Недостатки философской концепции Фейербаха- - - - - - - - - - - - - - 16-17стр.
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -17-18стр.
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -19стр.
Введение
Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к современной философии.
Фейербах слушал лекции Гегеля
и был сначала его
В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность.
Центральные вопросы философии Фейербаха -- существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества, -- необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку.
Философ создает гуманный
и оптимистичный портрет
Для раскрытия философской
концепции Людвига Фейербаха
необходимо проследить ее развитие, начиная
от критики Канта и Гегеля и
заканчивая созданием его собственной
философской концепции на основе
так называемого
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА
Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.
Фейербах слушал лекции Гегеля
и был сначала его
В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность. Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле слова)".
Действительность -- это природа во всем ее чувственно воспринимаемом богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь, электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных положениях, не в принципах и постулатах; природа есть объективно обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга..." Человек и есть воплощение действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный, непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха: тайна новой философии есть антропология. Любое истинное философствование может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех философских загадок и проблем, которые нагромождаются спекулятивной философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения бытия и мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке, этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух, бессознательность -- сознание, бесцельность -- цель, чувственность -- разум, страсть -- волю. "В противоположность отрешенному Я тело представляет собою объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но -- объект. Быть телесным значит быть включенным в мир". Как легко видеть, название "антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть философии Фейербаха.
Материализм, с позиции
которого рассуждает Фейербах, является
антропологическим и
В работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его базис, единственным, универсальным и высшим предметом философии”. Философия Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм. Антропологический материализм Фейербаха - своеобразная философская реакция на учение Гегеля, в котором господство абсолютного (абсолютной идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной реакцией на немецкий идеализм.
В своей критике философии
Гегеля, однако, Фейербах односторонен,
он не видит положительной стороны
ее, именно диалектического метода.
Вместе с идеализмом Гегеля он отбрасывает
и его рациональную сторону - диалектику.
В последней Фейербах видел лишь
инструмент, с помощью которого Гегель
обосновывал свою фантастическую систему.
Антропологический принцип
ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ
Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема всякой философии -- соотношение идеального и материального -- решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.
В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела. Непосредственное тождество души и тела, а значит, идеального и материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В мозговом акте, -- пишет в связи с этим Фейербах, -- как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы». Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело, доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира.
Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом. Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного опосредования искру мысли. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное. Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна. Итак, без знания опосредствующих связей, которыми занимается диалектика, в соотношении идеального и материального нам не разобраться. Но Фейербах, как известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной водой выплеснул ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления заняться медицине.
Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина всегда занималась телом человека, именуемым по-гречески «сомой». Более точно «сома» -- любой живой организм. И только особая область медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, то есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии, которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией. Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской религией. Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с популярными в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта.
Вслед за французским медиком Кабанисом, они настаивали на том, что мысль выделяется мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во многом зависит от состава потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и мозга, почерпнутая из работ Фейербаха, была выражена ими в самой вульгарной форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и физиолога Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических взглядов, Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом», а не материализмом.
Информация о работе Гуманистическая философия Людвига Фейербаха