Христианская концепция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

Эпоха, пришедшая на смену античному миру, получила название Средневековье. Она охватывает период приблизительно с V по XV вв. и предстает как коренной, качественный перелом в жизни европейских народов. В идейном смысле это время было периодом безраздельного господства в Европе христианской религии, которая сформировалась в начале нашей эры в восточных провинциях Римской империи и достаточно быстро распространилась по всей империи. Она взяла на себя задачу создания нового мира и смогла сыграть роль той цементирующей духовной силы, которая способствовала возникновению и укреплению системы государства, существующей поныне на политической карте Европы. И сегодня христианская идеология остается для этих государств одним из важнейших факторов их социально-политической стабильности.

Файлы: 1 файл

христианская концепция человека.docx

— 31.63 Кб (Скачать файл)

Библейский принцип грехопадения, положившего начало отчуждению человека, также связан со свободой. Библейский миф об изгнании из рая – это  наиболее показательное отображение  фундаментальной связи между  человеком и свободой. Первый акт  выбора и есть начало человеческой истории: «Нарушив объявленный Богом  запрет, - пишет Э. Фромм, - человек освободился о принуждения и возвысился от бессознательного предчеловеческого существования до человеческого. Нарушение запрета… в позитивном человеческом смысле представляет собой первый акт выбора, акт свободы, т.е. первый человеческий акт вообще»15. Однако в религиозном смысле этот акт связывается с гордостью человека. Ведь Бог как творец мира является первым и ни от кого не зависящим началом, определяющим, что такое добро и зло. Неповиновение первых людей греховно, ибо это означает отвержение этой роли Бога и претензию человека стать независимым и единственным судьей при решении вопроса о том, что такое добро и зло. Гордыня человеческая нарушает метафизическую природу любви, суть которой заключается в преображении голого самотождества Я=Я и вырождении из себя. Своеобразную трактовку этого положения мы находим в работе П.А. Флоренского «О духовной истине»: «Грех, - пишет он, - корениться в нежелании выйти из состояния самотождества, из тождества Я=Я, или точнее Я. Утверждение себя как себя, которое делает личность самоистуканом, идолом себя, объясняет Я на Я же, а не на Бога… Грех есть то коренное стремление Я, которым Я утверждается в своей особенности и своем отъединении и делает из себя единственную точку реальности»16.

В Библии подчеркивается греховность  этого первого акта свободы и  повествует о тех страданиях, которые  возникли в результате этого акта. Прежде всего, речь идет о духовной смерти человека. Адам и Ева, говориться в Библии, нарушив запрет Бога, сразу же почувствовали какое-то сильное изменение, сначала в своем сознании, а потом в своем понимании Бога. Они осознали свою наготу, им стало стыдно своей наготы, и они попробовали скрыть ее (Быт. 3:7). Чувство стыда сначала было вызвано их физической наготой, но затем оно стало более глубоким, поскольку, услышав Бога в саду, они попытались спрятаться от Него среди деревьев (Быт. 3:8)17. Но это им не удалось, ибо нигде во Вселенной человек не может спрятаться от своего Творца. Поэтому Адаму пришлось выйти из своего укрытия и объяснить свое поведение таким образом: «… голос Твой Я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:7-11). Причина этого чувства заключается в осознанном отсутствии веры в Слово Божье, нарушении Его запрета, что автоматически повлекло за собой чувство стыда, вины, страха и наготы – наготы не просто как физической обнаженности, а наготы перед Богом, ибо, как говорится в Библии, «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:11-13)18.

Таким образом, грех разрушил доверительные отношения человека с Богом, Источником его жизни, и  привел его к отчуждению, которое  вынуждало человека бежать от Бога и спрятаться или, по крайней мере, не жить в непосредственной близости к Богу. Это не что иное как  духовная смерть человека, духовное отчуждение. Далее, на более позднем этапе жизни, последовала физическая смерть. В Библии говориться: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:19)19

1 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 95.

2 Там же. С. 96.

3 См.: Библия. Ветхий Завет. М., 2002. С. 611-612.

4 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 298.

5 См.: Библия. Новый Завет. М., 2002. С. 260.

6 Библия. Новый Завет. М., 2002. С. 219.

7 Библия. Новый Завет. М., 2002. С. 60.

8 Там же. С. 96.

9 Там же. С. 194-195.

10 Библия. Новый Завет. М., 2002. С. 194-195.

11 Там же. С.8

12 Медведев А.В. Библейский образ человека и задачи современного атеизма //Отношение человека к иррациональному. Свердловск, 1989. С. 112.

13 Там же. С.110.

14 Библия. Новый Завет. С. 189.

15 Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004. С. 53-54.

16 Флоренский П.А. О духовной истине: Опыт православной теодицеи. М., 1912. С. 170.

17 См. Библия. Ветхий Завет. С. 13.

18 Библия. Новый Завет. С. 276.

19 Библия. Ветхий Завет. С. 13.


Информация о работе Христианская концепция человека