Идеальное государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Платон был первооткрывателем в сфере освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть “в идеале”. Проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона «Государство».

Содержание работы

Введение.
Жизненный путь и идеи Платона.
Государство Платона.
3.1. «Разделение труда» в «идеальном» государстве.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

идеальное гос-во платона.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный  университет

                                                       Факультет Социологии 

   

 

               

 

         Идеальное государство Платона. 

              

                

 

 

                               

 

 

 

                                    Санкт-Петербург

                                                         2012г.

 

 

                              Содержание:

  1. Введение.
  2. Жизненный путь и идеи Платона.
  3. Государство Платона.

3.1. «Разделение труда» в «идеальном» государстве.

     4. Заключение.

 

 

 

 

 

                                           1. Введение.

   Платон был первооткрывателем в сфере освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть “в идеале”. Проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона «Государство».

   Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат “Государство”, диалоги  “Законы”, “Политик”. Все они написаны в довольно необычном жанре - жанре  диалога между Сократом и менее  известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих  произведениях Платон говорит о  модели “идеального”, лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде  и никогда не было, но которое  должно возникнуть, то есть Платон говорит  об идее государства, создает проект, утопию. Здесь также мы сталкиваемся с характерным единством этико-политической доктрины, фундаментом которого является представление об определяющей роли социальной добродетели - справедливости. Однако доктрина эта отличается и большей глубиной, поскольку она отталкивается от более общей концепции объективного идеализма. 

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых  идеальный тип общежития.

      2.Жизненный путь и идеи Платона.

         Точная дата одного из величайших  мыслителей античности  Платона

не установлена. Исследователи  полагают, что Платон родился 428 или 427 годах до н.э., а умер в 348-347 годах  до н.э.

         Родился Платон в семье аристократического  происхождения. Его отец Аристон  умерший, когда Платон был еще ребенком, принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии.

Платон  получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита. Но приблизительно с 407 до н.э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься только философией.

После казни Сократа в 399 Платон на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной  Италии, Сицилии, Египту. Во время этих поездок он оказался при дворе  сиракузского тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. После возвращения в Афины (ок. 388–387) Платон купил там землю и организовал собственную школу – Академию. В дальнейшем еще дважды по приглашению своего друга и почитателя Диона (в 366 и 361, после смерти Дионисия I) отправлялся на Сицилию, но уже к новому тирану – Дионисию Младшему. Но и эти попытки сделать из тирана просвещенного монарха остались безуспешны. Свое впечатление об этих поездках Платон отразил в ряде Писем.

Полное  собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона. Авторство и хронология сочинений Платона долго и тщательно исследовались, начиная еще с эпохи эллинизма.

В конце XIX в. была установлена  последовательность платоновских диалогов в рамках четырех различных групп: сократических, платонических, среднеплатонических  и поздних. Это разделение было принято  повсеместно, однако некоторые настаивают на существовании только трех групп (сократические диалоги, диалоги  среднего периода и позднего периода).

К первой группе принадлежат: Ион, Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Хармид, Лахет, Лисий, Эвтифрон, Алология, Критон, Протагор, Горгий, Менон; ко второй: Федон, Пир, Федр, Кратил, Евтидем, Теэтет, Парменид, Государство (Politeia, кн. II-X); к третьей: Софист. Политик, Филеб, Тимей, Kpuтuй, Законы (Nomoi) и Письма.

В диалогах раннего периода, так называемых сократических, главную  роль играет Сократ, который беседует со своими собеседниками, реальными  историческими лицами 5 в., на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т.д. Наиболее ранние сочинения (Апология, Критон, Ион, Евтифрон, Хармид).

Диалоги среднего периода  представляются наиболее зрелыми в  художественном отношении (Пир, Федр, Государство), их отличают четкость композиции и  поэтическое вдохновение. Платон формулирует  в них принципы своего идеализма, выразителем которого он делает Сократа. . В тот же период наивысшего расцвета платоновского творчества написано самое крупное произведение Платона – Государство, в котором наиболее полно и систематично представлено разные стороны учения Платона о человеке, мире и познании.

Произведения позднего периода  содержат модифицированное учение об идеях (концепция Мировой Души - Филеб, Тимей). Сократу в них принадлежит роль слушателя, а в Законах он и вовсе не появляется. Изменяется стиль платоновских сочинений, а язык изобилует частицами и фразеологическими оборотами. В конце жизни Платон работал над обширными Законами.

Философский метод Платона  связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Так как истинное знание не может  быть передано в слове или чувственном восприятии, то нужно через воспитание, упражнение и майевтическую практику диалога привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности. Для правильного движения к истине прежде всего следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, и все ранние платоновские диалоги демонстрируют эту практику очищения (в формальном отношении представляющую собой логическое опровержение ложного мнения): в них опровергаются неправильные определения, правильного же определения не дается, потому что предполагается, что собеседник должен дать его сам, к тому же истинная идея не может быть выражена в словах, т.е. в логическом определении.

       3.Государство Платона.

Принимая в качестве образца  свое идеальное государство и  отводя ему первое место, Платон классифицирует существующие государственные формы. Прежде чем рассмотреть «идеальное»  государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил  к отрицательному типу, что в уже  существующих государствах не устраивало автора принципиально. В трактате «Государство»  Платон пишет о том, что главная  причина порчи обществ и государств заключена в «господстве корыстных  интересов»

В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все  существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания  «корыстных интересов» в их строе.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты “совершенного” строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и “при участии жен” спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом  государстве уже имеется четкое  разделение на богатых (правящий  класс) и бедных, которые делают  возможной совершенно беззаботную  жизнь правящего класса. Развитие  олигархии, по теории Платона,  приводит к ее перерождению  в демократию.

3. Демократия. Демократический  строй еще более усиливает  разобщенность бедных и богатых  классов общества, возникают восстания,  кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению  наихудшей государственной системы  - тирании.

4. Тирания. По мнению  Платона, если некое действие  делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату.

Наилучшая государственная  система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем  соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.

     3.1. «Разделение труда» в «идеальном» государстве.

Платону рисовалось идеальное  государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым  все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Деятельность философов обуславливает существование «идеального» государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.

         Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое.

Такое государство добродетельно, поскольку опирается на мудрость своих правителей, на мужество своих стражей, на покладистость и рассудительность низшей части. Это государство справедливо, поскольку в нем все подчинено единой цели: каждый может «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость».

     В государстве  Платона существуют люди, занимающиеся  исключительно земледелием, ремеслом. Основной закон существования  «идеального» государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден.

      Всех жителей “идеального” государства автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а  это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств  первого класса.

       Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс. Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо  без сожаления понизить. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для «идеального» государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой «перескок» считается «высшим преступлением» против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен. В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.

Информация о работе Идеальное государство Платона