Идеальное государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Платон был первооткрывателем в сфере освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть “в идеале”. Проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона «Государство».

Содержание работы

Введение.
Жизненный путь и идеи Платона.
Государство Платона.
3.1. «Разделение труда» в «идеальном» государстве.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

идеальное гос-во платона.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Отсюда напрашивается  вопрос: кто берет на себя ответственность  за определение человека в тот  или иной класс, и кто вершит законы? В «идеальном» государстве ответственность  за это лежит на правителях-философах. Они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон - важнейшая составляющая «идеального» государства, и его выполняют все без исключения. Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право убивать малолетних детей с физическими недостатками.

Философы, на основах разума, управляют остальными классами, ограничивая  их свободу, а воины играют роль “собак”, держащих в повиновении низшее “стадо”. Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды . Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда. Люди “низшей” породы существуют для обеспечения “высших” всем необходимым. “Высшие” же охраняют и направляют “низших”, уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных.

Можно предположить, что  такая всесторонняя мелочная регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в “идеальном” государстве этого не происходит, напротив, единство людей Платон считает основой такого государства. Во времена древности, “золотого века”, когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, как сейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в материальных благах и много времени посвящали занятиям философией. Во многом единство древних обуславливалось отсутствием родителей (у всех одна мать - земля). Платон хочет достичь того же результата, “обобществив” не только людское имущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: “Это моя вещь”, или “Это моя жена”. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех мужчин.

        Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов. Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:

  1. Мудрость
  2. Мужество
  3. Сдерживающая мера
  4. Справедливость

Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры  и принимают мудрые решения. Мужеством  обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели  были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям. Под четвертой добродетелью - справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты: «...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это есть справедливость». Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование «идеального» государства , и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая «порочные» государства.

Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого  внимания. В «Государстве» все  производственные заботы возлагаются  на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство  можно обращать только «варваров» во время войны. Однако он же говорит, что  война - зло, возникающее в порочных государствах «для обогащения», и в  «идеальном» государстве войны  следует избегать, следовательно, не будет и рабов.

          Правящие классы государства Платона составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логике автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона - это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в “идеальном” государстве пастухи - это правители, воины - это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор.

Отсутствие имущественных  раздоров внутри класса воинов сделает  по Платону невозможным ни раздор внутри низшего класса работников, ни восстание их против обоих высших классов.

В конце своего описания проектируемого им государства Платон самыми радужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских  состязаний. Содержание, которое они  получают как плату за свою деятельность по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.

Платона почти не занимают вопросы устройства жизни и труда  производящего класса, вопросы его  быта, его морального состояния. Платон оставляет за рабочими принадлежащее  им имущество и лишь обусловливает  пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и  благополучии рабочих, а только соображениями  о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном  количестве производили все необходимое  для двух высших классов - правителей и воинов. Вот в общей форме  эти условия.

  1. Устранение из жизни рабочих главного источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности. Богатые ремесленники перестают радеть о своем деле, бедные и сами не в состоянии из-за отсутствия необходимых орудий хорошо работать и не могут хорошо обучать своей работе учеников.
  2. Ограничение функций рабочего одним-единственным видом специализированного общественного труда. Это тот его вид, к которому работник наиболее способен по своим природным задаткам, но который определяется не им самим, а предписывается правителями государства.
  3. Строжайшее повиновение. Оно обусловлено всем строем убеждений рабочего и прямо следует из основной для него доблести - сдерживающей меры.

           К самому труду как таковому, отношение Платона не только  безразличное, но скорее даже  пренебрежительное. Неизбежность  производительного труда для  существования и благосостояния  общества в целом не делает  в глазах Платона этот труд  привлекательным или достойным  почитания.

         Разделение умственного и физического  труда у Платона абсолютизировано  и увековечено на все времена:  одни только мыслят и воюют,  другие только кормят. Разделение  труда, преподносимое Платоном  в виде абсолютной нормы.

    В идеальном  государстве Платона не только  работники напоминают рабов, но  и члены двух высших классов  не знают полной и истинной  свободы. Субъектом свободы и  высшего совершенства оказывается  у Платона не отдельная личность  и даже не отдельный класс,  а только все общество, все  государство в целом. Это государство  существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия,  что касается гражданина, то его  назначение только в том, чтобы  способствовать красоте его построения  в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшим образом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью...»

 

4.Заключение. 

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Этика Платона – по сути, не индивидуальная, а социальная. Человек может быть нравственно совершенным лишь в  правильно организованном государстве.

По Платону человек по своей природе существо общественное. Даже самые простые нужды невозможно удовлетворить без помощи других людей.  Эти элементарные нужды распадаются на три группы, которые требуют осуществления в любом человеческом обществе трех основных социальных функций: приобретение и сохранение знания, активное общественное служение и производство материальных предметов, необходимых для поддержания здорового образа жизни. Эти три функции реализуются в учителе, воине и работнике. Каждый член общества обязан исполнять хотя бы одну из них. В Государстве люди, исполняющие соответствующие обязанности, именуются правителями (философами), служителями (стражами) и ремесленниками. Эти функции и все сопряженные с ними ремесла и профессии подчиняются естественной иерархии. Политическое искусство должно направляться знанием, а производство – политическим искусством, имеющим в виду благо всего общества. Среди прикладных важнейшим должно быть искусство поддержания здоровья – гигиена.

С редким реализмом Платон понял характерную для античного  полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил  ее в норму задуманного им проекта  идеального общественно-политического  устройства. 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975
  2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ.   М.: «Молодая гвардия», 1993
  3. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Сборник. М., 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Идеальное государство Платона