Идеальное государство по Платону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:43, реферат

Описание работы

Многие ученые и философы признают, что Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.
В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.

Содержание работы

Введение. 3
«Идеальное государство» Платона. 4
1. Воззрения на общество и государство. 4
2. Цели и задачи государства Платона. 6
3. Формы государства. 8
4. Основы идеального государства. 11
5. Воспитание стражей и правителей. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19

Файлы: 1 файл

печать ид. государство платона.docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основы идеального государства. 

Рассматривая  слабые  стороны  всех  перечисленных  выше  государств Платон  часто приводит аллегорию с кораблем. Олигархию он сравнивает с кораблем, на котором пост кормчего покупается. При этом богач, имеющий достаточное количество денег для этого, может и не разбираться ни в навигации, ни в постановке парусов.  Естественно,  что  корабль  в  этом  случае  будет  управляться  хуже,  чем  если  бы шкипером  на  корабле  был  человек  хоть  и  не  настолько  богатый,  но  более  сведущий  в морском  деле.  Демократия  похожа  на  судно,  где  кормчий  избирается  большинством голосов.  А  поскольку  находящиеся  на  корабле-государстве  представители  различных профессий,  слабо  разбираются  в  судовождении,  то  выберут  не  более  знающего,  а  более понравившегося  кандидата.  Если  же  править  судном  станет  человек,  захвативший  и удерживающий  власть на нем  силой,  также  как и  в  государствах  с  тираническим  типом правления, то и здесь кораблем не будут управлять верно, поскольку тиран может быть и сильным и коварным, но не знающим морского дела во всех тонкостях. 

В конечном итоге Платон подводит нас к выводу о том, что  в идеальном государстве каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается.  Против этого трудно возразить. Ведь только так можно получить наибольшую отдачу от каждого гражданина. В современном  обществе часто приходится наблюдать, как люди не  могут  реализовать  себя  на  работе,  потому  что  не  имеют  возможности  занять должность,  которая  бы  полнее  соответствовала  их  способностям.  Тогда  как  другие беспрестанно меняют род  занятий, не принося обществу  той пользы, которую бы могли принести, занимаясь тем, что у них получается лучше. И естественно, что если такой  род занятий  определен  для  каждого  человека,  то  любая  смена  рода  деятельности  для  этих людей влечет за собой уменьшение эффективности их труда, так как  это будет переход от лучшего  к худшему. 

В  идеальном  государстве  Платона  за  детьми  наблюдают  специальные  должностные лица  с  тем,  чтобы  определить,  кто  из  них  больше  приспособлен  к  тому,  чтобы  быть ремесленником  и  земледельцем,  кто  воином  и  защитником  государства,  а  кто  способен постичь высшее благо  и стать правителем. И система  воспитания и отбора, разработанная  великим философом, призвана им помочь в этом. Таким образом, формируются три класса идеального  общества:  дельцы (ремесленники  и  крестьяне),  стражи  и  правители. Но каждый родитель имеет, как правило, свои планы относительно будущего своего ребенка, зачастую  расходящиеся  с  задатками  мальчика  или  девочки.  Чтобы не  допустить вмешательства родительских  чувств  в  процесс  причисления  ребенка  к  тому  или  иному сословию,  Платон  считает  необходимым  воспитывать  детей  всех  вместе  и  так,  чтобы взрослые не знали, кто именно является их ребенком.  После  того,  как будущее  ребенка определено, переход  его в  любое другое  сословие становится  невозможным.  Так  как  это  будет  означать  использование  гражданина  не  по назначению,  и  приведет  к  ослаблению  государства.  Именно  это,  по  мнению  Платона, может привести к превращению  идеального государства в  тимократическое,  с последующим разложением и деградацией в  олигархическое  и т.д.  На  основании этих соображений древнегреческого  философа  многие  обвиняют  его  идеальное  общество в кастовости. Но если вдуматься, то даже современное демократическое общество является боле кастовым, чем то, которое предлагает построить Платон.  Потому  что и в наше  время  будущее ребенка,  в значительной  мере,  зависит от положения и достатка  его родителей,  а не  от  его природных задатков. И в этом  смысле общество Платона - антикастовое. 

Кроме  того,  кастовость  подразумевает  стремление "высших"  слоев  населения сохранить  за  собой  какие-то  привилегии.  Однако,  сейчас  большинство  людей,  как  нам кажется,  предпочло  бы "низшее"  сословие,  платоновского  общества.  Потому  что  оно больше соответствует  тому образу жизни, к которому мы привыкли. Жизнь же стражей и правителей  подразумевает  гораздо  большую  отреченность  от  мирских благ.  Так, например,  им  запрещается иметь какую-либо  собственность.  Связано это с тем,  что в отличии  от  дельцов,  они обладают  властью,  и,  поэтому,  у них не  должно  быть  никаких личных интересов которые могли бы повлиять на их решения. По этой же причине жены и дети у этих сословий тоже должны быть общими. 

Платон,  в  своих  работах,  очень  мало  уделяет  внимания  сословию  дельцов,  и некоторые  исследователи  видят  в  этом  пренебрежение "человеком  труда".  Нам  же кажется,  что  это  вызвано,  в первую  очередь,  тем,  что  к представителям  этого  класса  он выдвигает гораздо меньшие  требования, по сравнению со стражами и правителями. Хотя Платон и не высоко ценит крестьян и ремесленников за то, что при отборе они показали свою неспособность  заниматься философией, и постичь божественное. Но их души, при правильной организации жизни общества, меняя свои телесные оболочки, будут все более и более приближаться к источнику света. 

Допускать же человека из низшего  сословия, с душой еще далекой от совершенства, к управлению людьми и государством, было бы непростительной ошибкой. Это неизбежно приведет  и  к  злоупотреблениям, и  к  неверным  действиям,  продиктованным  не божественной  необходимостью, а эмоциями, личными  отношениями  и предвзятыми мнениями. Таким образом, каждый человек в идеальном государстве должен занимать то положение, которому соответствует состояние его души, в этой жизни.  Однако расставить граждан на различные посты и должности идеальным образом еще полдела. Необходимо еще и обеспечить реализацию их способностей. И Платон говорит о том, что в идеальном обществе ничего не должно совершаться без приказа. Каждый имеет своего  начальника,  которому  должен  беспрекословно  подчиняться.  Это  положение логично  вытекает  из  всего  выше  сказанного.  Если  пост  занимает  человек,  который наилучшим образом подходит для этого, то и его распоряжения тоже будут наилучшими. И,  кроме  того,  человек,  привыкший  подчиняться  приказам,  как  в  работе,  так  и  в повседневной жизни, меньше озабочен заботами о том, что и когда ему делать. И получает возможность жить  как  та  божья  птица,  которая  не  заботится  о  дне  завтрашнем  и  хлебе насущном. 

Чем  меньше  у  человека  повседневных  хлопот,  чем  меньше  он  обременен  земными заботами,  тем  свободней  становится  его  душа.  И  этому  способствует,  в  частности, тщательная  регламентация  жизни  законами.  При  этом  законы  должны  не  только закреплять определенные права и обязанности  и определять наказания, но и воспитывать. Закон должен превратиться в мораль, стать священным и непререкаемым, чтобы мысль о недопустимости  его  нарушения  была  сильнее  страха  перед  наказанием.  В  этом  учение Платона совпадает  с учением Конфуция о государстве.  Наказания  в  тщательно  разработанной  античным  философом  системе  законов призваны либо оградить все  общество от влияния дурного человека, либо устранить  его физически.  Смертная  казнь  при  этом  фигурирует  очень  часто,  что  и  неудивительно, учитывая отношение  Платона к смерти и его веру в переселение душ.  Особенно часто смертной казнью наказываются преступления против религии, в том числе  и  атеизм. Что  при  известной  доле  цинизма можно  расценить,  как  предоставление для  неверующих  возможности  самим  убедиться  в  существовании  загробной  жизни,  не откладывая эту поучительную экскурсию в долгий ящик. 

Платон  допускает  внесение  изменений  в  его  законы,  но  этим  должны  заниматься только  правители.  В  целом  же,  и  здесь  он  тоже  сходится  с  Конфуцием, чем меньше изменений,  тем лучше.  Привычка  и  традиция  освобождает  человека  от  необходимости обдумывать  каждый  свой  шаг,  каждый  поступок,  каждое  слово,  что  позволяет  сконцентрироваться на божественном. 

Сформулировав  два  основных  принципа,  по  которым  должно  функционировать идеальное  платоновское  государство:  соответствие  способностей  гражданина занимаемому  посту  и  неукоснительное  подчинение  законам  и  приказам,  мы  только подошли  к самой главной особенности  данного общества, которая заключается  в том, что и предназначение каждого  человека, и  законы должны определять философы. При  этом, как мы  знаем, Платон  понимает  под  ними  не  только,  и  не  столько  людей  знающих  или образованных,  а  людей  скорее  просветленных,  в  религиозном  смысле  этого  слова. Они увидели свет, но вернулись  в пещеру с тем, чтобы помочь другим душам освободиться от телесного  и материального. Они как мудрые, заботливые воспитатели,  наставляющие неразумных детей на истинный путь.  При этом хороши все способы: и кнут, и пряник, и откровенный обман. В целом же, идеальное  общество  Платона  можно  назвать  яслями для душ, где все телесное отодвигается на второй план, или вовсе игнорируется. 

Признавая трудности практического  осуществления проекта идеального государства, Платон в уверен в реализуемости  своего замысла. Но для него гораздо важнее философски осветить  идеальную действительность  государства и тем самым показать,  что образец совершенного  государства,  доступный каждому желающему,  есть на небе,  существует  в идеальной действительности.

 

 

  1. Воспитание стражей и правителей. 

Воспитание граждан идеального государства, по Платону, должно начинаться задолго до их рождения подбором родителей. Лучшие мужчины должны соединяться  с лучшими женщинами. Назначаются  также и сроки деторождения: для  женщины с двадцати лет до сорока, для мужчины с того времени, как  у него пройдет лучшее время для  бега и вплоть до  пятидесяти  пяти  лет.  Рождение  детей  государственное  дело.  Женщина  рождает государству,  а мужчина  производит  государству. Сексуальная  свобода  наступает  только после  того, как женщины и мужчины  выйдет из возраста, назначенного для  произведения потомства.  Любовь  допускается,  но  только  в  пределах  этих  ограничений.  Впрочем, любовь, как и любое другое вожделение и эмоция, не должна быть чрезмерными. Платон легко  расправляется  с  чувствами  влюбленных,  поскольку  они  мешают  достижению главной  цели идеального государства воспитание души свободной от чувственности. 

Будучи беременной женщина должна остерегаться сильных эмоций радости и горя, и много ходить,  ходьба  вызывает  раскачивания  плода,  в результате  которых дети  уже в утробе  матери  приучаются  переносить  трудности.  После рождения  ребенка,  он воспитывается отдельно  от  родителей. Более того,  они не  должны  знать,  кто именно  из детей является  их  ребенком.  Эта мера  кажется нам чрезмерной.  Но  она является необходимой, если мы захотим оградить детей от влияния их несовершенных родителей. 

Каким же должно быть идеальное  воспитание? Начиная разговор об  этом в диалоге Законы Афинянин, выражая мысли самого Платона, еще  раз высказывает свое отношение к вожделениям и эмоциям: Согласно моему утверждению, в правильной жизни и не надо стремиться к наслаждениям, и в свою очередь не следует совсем избегать страданий. Надо довольствоваться чем-то средним, о чем я сейчас упомянул, обозначив это как радостное; такое расположение  духа  все мы,  согласно  некоему священному  откровению,  метко приписываем и Богу.  Я  утверждаю,  что  тот  из  нас,  кто  намерен  стать  бож6ственным человеком,  должен  стремиться  к  подобному  состоянию,  так,  чтобы  ни  самому не стремиться к одним только удовольствиям, ибо не миновать ему и страданий, ни всем там остальным старикам и юношам, мужчинам и женщинам не позволять стремиться к тому же, а всего меньше по мере сил новорожденному ребенку.  Соблюдая  это правило, следует  избегать  изнеженности  малолетних  воспитанников. Нужно наказывать ослушавшихся детей, но  так, чтобы не  задеть их самолюбия. Так как оскорбления  могут  вызывать  сильные  негативные  эмоции.  Обучение  же  должно  быть двояким:  тело  следует  обучить  гимнастическому  искусству,  а  душу  для  развития  ее добродетели  мусическому.  И во  всем  следует соблюдать простоту  и умеренность. 

В  мусическое  воспитание  входят,  помимо  различных искусств,  также и мифы,  и сказки.  В идеальном государстве,  по  мнению Платона,  следует  добиваться  того, чтобы первые  мифы,  услышанные  детьми,  вели  к добродетели.  Недопустимы "вредные сочинения", зарождающие сомнения в истинности устоев и религии идеального общества. 

Рассуждая  об  мусическом  воспитании  Платон  подвергает  резкой  критике самые разнообразные виды  искусств.  За  то,  что они стремятся вызывать  те  или иные  чувства. Такое искусство он называет подражательным, и призывает исключить его, насколько это возможно,  из  жизни.  Литература,  музыка  и танцы должны  способствовать  развитию  в гражданах правильного,  с точки зрения Платона,  миропонимания. И поэтому подлежат тщательной  цензуре.  Такое "реакционное"  отношение к искусствам  вызывает  либо непонимание,  либо  яростное  неприятие со  стороны исследователей.  Однако  многие художники и поэты неоднократно указывали на  то, что подлинное искусство зависит от того как, а не что отображается в том или ином произведении. Так О.Ренуар, например, говорил о том, что он завидует ремесленнику, который всю жизнь может рисовать одну и ту же сцену или предмет. От него не ждут выражения каких-то идей или чувств, и поэтому он может целиком отдаться живописи - еле уловимой игре линии и цвета. Исходя из этих соображений никакая цензура не может запретить подлинное искусство. 

С малых  лет  граждан  платоновского  общества  должны  учить  военному  делу. Тогда же из них отбирают будущих страж. "Отбирать людей в воины, - говорит Платон, - следует умело.  Главное -  разглядеть  есть  ли  в  душе  человека  яростный  дух,  а  кроме  того,  и стремление  к мудрости" (Государство 375 ).  Стражи  должны  быть "благочестивыми  и божественными", насколько это возможно.  Кандидатов же  в правители отбирают  в возрасте  двадцати  лет. Отбирают  наиболее способных к диалектике, и проводят с ними общий обзор всех наук, которые они изучали в детстве. Из всех же наук, Платон, как и следовало ожидать, наиболее важными считает наиболее  абстрактные  из  них. Это  в  первую  очередь  арифметика,  потом -  геометрия  и астрономия. Претенденты  должны  научиться  находить общее в частном,  поднимаясь от разрозненных чувственных фактов к умопостигаемым истинам. Из них, через десять лет, выбирают  наиболее  отличившихся,  которые упражняются в философии еще пять  лет. После чего  до  пятидесяти  лет они трудятся  на  благо государства,  занимая различные должности и посты. Затем их приводят к окончательной цели - "заставить их устремить ввысь  свой духовный взор и  взглянуть на  то  самое, что  всему дает  свет,  а увидев благо само по себе, взять его  за образец и упорядочить и  государство, и частных лиц, а также самих себя - каждого в свой черед - на весь остаток своей жизни. Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо для государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать"(Государство 540 ).

Информация о работе Идеальное государство по Платону