Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 10:37, реферат
Как и у всех философов, у Платона существовало немало проблем, которые волновали общество. В данной работе я рассмотрю одну из главных проблем Платона – проблему идеального государства. Проблема государственного устройства всегда оставалась одной из самых противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей на протяжении тысяч лет пытались ответить на вопросы: каким должно быть идеальное государство, какое место занимает в идеальном государстве простой гражданин и многие другие.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………......3
1. Жизнь Платона…………………………………………………………...4
2. «Государство»…………………………………………………………....5
3. Идеальное государство Цели и задачи платоновского государства.....5
4. Принципы построения идеального государства……………………….7
5. Божественные добродетели идеального государства ……………….. 11
6. Роль сословия правителей-философов в идеальном государстве……12
6.1 Воспитание правителей……………………………………………..13
6.2 Образ жизни правителей …………………………………………...14
7. Управление государством……………………………………………….14
7.1 Теория идей ………………………………………………………...15
8. Типы государственного устройства……………………………………16
8.1 Тимократия ………………………………………………………...16
8.2 Олигархия ………………………………………………………….17
8.3 Демократия ………………………………………………………...18
8.4 Тирания …………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………23
2. Мужество. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины.
3. Рассудительность. В отличие
от мудрости и мужества, которые
доступны лишь высшим
4. Справедливость. Справедливостью
автор оправдывает деление
6. Роль сословия правителей-философов в идеальном государстве
Огромное внимание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. Как и в олигархическом государстве, при идеальном правлении философов руководят немногие. Но в отличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством, во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Философ любит не вещи, потому что они прекрасны, а само прекрасное по себе. Человек, который любит лишь прекрасные вещи живет во сне, тогда как человек, который знает абсолютно прекрасное, живет наяву. Первый обладает лишь мнением, второй – знанием. Кандидатов в правители отбирают в возрасте двадцати лет на основе своего рода тестирования. Будущих правителей проверяют на способность к диалектике и знание наук (арифметики, геометрии и астрономии). Претенденты должны научиться находить общее в частном, поднимаясь от разрозненных чувственных фактов к умопостигаемым истинам. Из этих кандидатов, через десять лет, выбирают наиболее отличившихся, которые упражняются в философии еще пять лет. После чего до пятидесяти лет они трудятся на благо государства, занимая различные должности и посты. Затем их приводят к окончательной цели – «заставить их устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также самих себя - каждого в свой черед - на весь остаток своей жизни. Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо для государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать».
Требования Платона к человеческим добродетелям при выборе личных качеств философа-правителя чрезвычайно высоки. Выбирая лучшие черты человеческого характера, Платон отмечает, что для философа главным является «правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Сам Платон признает, что сочетание высших качеств в человеке встречается крайне редко. А при рождении подобной личности, различные факторы («красота, богатство, телесная сила, влиятельное родство и все, что с этим связано») могут помешать сохранить ей эти достоинства. Таким образом, достичь искомого идеала трудно, однако философ не теряет надежды осуществить это при помощи воспитания.
6.1 Воспитание правителей
Платон жестко прописывает каждую сторону рождения и воспитания будущих правителей. Мужчины-правители должны соединяться с женщинами-правителями, но семьи, как одного из проявлений частой собственности, у них быть не может. Рождение детей - государственное дело. Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие - другими женщинами. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве. Общность жен и детей в классе хранителей государства завершает то, что было начато общностью имуществ и потому есть для государства причина его высочайшего блага. Особая система воспитания и образования будущих философов является одним из важных аспектов проекта Платона. Ведь управление государством - это сложное политическое искусство, которым нужно овладевать всю жизнь. Образование правителей должно быть направлено как на совершенствование души, так и на совершенствование тела: «для тела – это гимнастическое воспитание, а для души – мусическое».
6.2 Образ жизни правителей
Помимо образования и воспитания, совершенствованию человека способствует образ жизни, предписанный создателем проекта государства. Платон уделяет особое внимание каждой отдельной стороне быта правителей, он подробно описывает необходимость отсутствия собственности («чуть только заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами, земледельцами; из союзников остальным граждан сделаются они враждебными им владыками…»), избегание роскоши, «им не дозволено пользоваться золотом и серебром, даже прикасаться к ним». Отсутствие собственности у правителей Платон объясняет тем, что они должны всю жизнь посвятить служению общему благу. Поэтому их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и частных интересов. Вся жизнь правителей организовывается на началах общности имуществ и коллективизма. Средства к существованию должно поставляет третье сословие. Жить и питаться правители должны сообща, как в походе.
7. Управление государством
Суждения философов Платон ставит выше законов, полагая, что, не будучи связанными ими, они лучше найдут справедливое решение в каждом случае. Идеальное аристократическое правление, по мнению Платона, в его время была не осуществимо, но в прошлом, в золотом веке, оно имело место.
7.1 Теория идей
Эта теория является частично логической и частично метафизической. Логическая часть ее имеет дело со значением общих слов. Имеется много отдельных животных, о которых мы можем точно сказать: «Это кошка». Обычно люди подразумевают под словом «кошка» нечто отличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. Язык не может обойтись без таких общих слов, как «кошка», и такие слова, очевидно, не являются бессмысленными. Но если слово «кошка» означает что-либо, то оно означает что-то, не являющееся той или этой кошкой, а представляющее собой нечто вроде универсальной «кошачности». Она не родилась, когда родилась отдельная кошка, и не умрет вместе со смертью отдельной кошки. На самом деле она не имеет места в пространстве или времени: она «вечна». Это логическая часть теории, независимая от метафизической части этой теории. Согласно метафизической части, слово «кошка» означает некоторую идеальную кошку, кошку, созданную Богом и единственную в своем роде. Отдельные кошки разделяют природу кошки, но более или менее несовершенно. Только благодаря этому несовершенству может быть много кошек. Идеальная кошка реальна; отдельные кошки являются лишь кажущимися.
Только об этой одной кошке, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих кошек может быть лишь мнение. Философа как такового будет интересовать лишь одна идеальная кошка, а не многие кошки, обнаруживаемые в чувственном мире. Он будет испытывать некоторое равнодушие к обыкновенным мирским делам. Таким образом, юноша, способный стать философом, будет выделяться среди своих товарищей как справедливый и кроткий, любящий ученье, обладающий хорошей памятью и, естественно, гармоничным умом. Такой юноша должен быть воспитан, чтобы стать философом и стражем.
8. Типы государственного устройства
Анализируя различные типы государств, а именно тимократию, олигархию, демократию и тиранию, Платон заостряет внимание читателя на том, какие желания обуревают людьми при том или ином строе. По Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного склада или характера. «Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства он (Платон) усматривает прямое соответствие». Прежде чем сформировать свой идеал общественного устроения Платон, представляет нам, четыре типа государства, которые он считает порочными. Автор последовательно рассматривает существующие типы государств, выделяя положительные и отрицательные стороны каждого типа. Идеальное государство вырождается из-за «господства корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе, причем он также описывает и тип личности (гражданина) свойственный данному устройству. Каждый из типов, критикуемых Платоном государств, не могут стать хорошими, потому что в них всегда будет сохраняться раздор, пропасть между богатыми и бедными. Афинский философ пишет: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно — государство богатых, другое — бедных». Идеальному государству по Платону соответствует аристократическое государственное устройство.
8.1 Тимократия
Утрата нравственного совершенства привела к появлению неправильных видов правления. Сначала возникает тимократия (от “тиме” – честь), вместо разумного начала господствует ярость, вместо философов- воины. Возникает частная собственность, свободных людей обращают в рабов (Спарта). Его главное бедствие- бесконечные войны. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. Тимократический человек по Платону «ценит образование и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами такой человек жесток, хотя их не презирает, так как достаточно воспитан. В обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должны быть не умение говорить или что-нибудь подобное, но военные подвиги и вообще все военное, потому-то он любит гимнастику и охоту». Тимократический человек все больше внимания уделяет не внутренним качествам души, а внешнему блеску, что неизбежно приводит к соперничеству и интригам, которые ослабляют государство.
8.2 Олигархия
Олигархия – «это государственное устройство, преисполненное множества зол». Завоевания увеличивают богатства частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Обогатившись, частные люди начинают искать, «на что бы им его (богатство) употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними». В олигархическом государстве не выполняется основной принцип справедливого общества, когда каждый член общества выполняет только одно свое дело. При олигархии, наоборот, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами — и земледелием, и ремеслами, и войском; во-вторых, право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек. Однако, как и при аристократии, олигархия – это власть немногих, но основным принципом здесь является не достоинство, а богатство. Для олигархического человека честолюбие уступает место сребролюбию. Все, что не способствует стяжательству и накоплению богатств, считается второстепенным. Стоящие у власти богачи не охраняют нравственность своих подданных и даже поощряют распущенность среди молодых людей, «чтобы самим стать еще богаче и могущественнее».
8.3 Демократия
Со временем, по утверждению Платона, олигархия перерождается в демократию. И происходит это вследствие непрекращающейся борьбы между классами. В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. Платон пишет: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию», усиливается раскол богатых и бедных. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением (каждый получает возможность заниматься тем, чем ему заблагорассудится, избираясь на ту или иную должность). Главный недостаток демократии - уравнение людей разного достоинства, некомпетентность, капризность, воля случая. Демократический человек. При демократии, в отличие от предыдущего строя, образуются три класса населения - богачи, народ и трутни. Последние уже были при олигархии, но там они не пользовались уважением, поскольку не преумножали своего богатства. В демократическом же государстве, говорит Платон, они занимают чуть ли не все государственные посты, потому что на эти должности избираются, как правило, не те, кто имеет способности к тому или иному виду деятельности, а те, кто умеет производить впечатление на толпу. Самое большое обвинение против демократии для Платона состоит в том, что в жизни демократического человека нет порядка: «такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию… Так как в жизни такого человека нет необходимости, он сам считает ее приятной, вольной и блаженной».
8.4 Тирания
Из демократии вырастает ее продолжение и противоположность - тирания: «Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется победой в неразбавленном виде…». Платон считает тиранию наихудшей из форм правления, там царит беззаконие, доносительство, уничтожение противников.
Воспользовавшись избытком свободы и беспорядком, к власти приходит тиран. Продолжая укреплять свою власть, он вынужден уничтожать всех, кто мог бы ему перечить. Зачастую это лучшие граждане страны. Репрессии и происходящее при этом оскудение казны, приводят к росту недовольства среди народа. В результате, ради сохранения своей власти тирану приходится усилить гонения на недовольных, а также вести бесконечные войны с соседями для того, чтобы отвлечь население страны от внутренних проблем. В конечном счете, тиран, боясь и внутренних, и внешних врагов, окружает себя наемниками и льстецами. Жизнь тиранического человека –переполнена животными страстями и страхами. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. На первый план выходит удовлетворение своих желаний, не сдерживаемое более традицией, моралью, убеждениями. Сильнейший здесь всегда прав. Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному строю — правлению мудрых.