Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 19:53, контрольная работа
Описание работы
Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: - отсутствие телесного страдания; - невозмутимость души (атараксия); - дружба.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3 Глава первая I. Возникновение эпикурейства…………………………..3 Краткое жизнеописание Эпикура………………………………………..3 История возникновения эпикурейства…………………………………..4 Глава II. Основы эпикурейства…………………………………………..4 Что такое эпикурейство?.........................................................................4 Представления эпикурейцев о мире…………………………………….5 Атомарные идеи Эпикура………………………………………………..6 Отношение Эпикура к религии………………………………………….6 Рассуждения Эпикура о нравственности……………………………….7 Глава III. Роль эпикурейства в философии……………………………11 Достоинства и недостатки системы…………………………………….11 Последователи эпикурейства…………………………………………..12 Глава VI. Заключение…………………………………………………..13 Возрождение учения Эпикура………………………………………...13 Современное восприятие основ эпикурейства………………............14 Список используемой литературы……………………………………15
Потребность
определить истинное значение эпикурианства
настала очень давно, уже как пару тысяч
лет и даже более. В целом, время не прояснило
значение эпикурианства, этим обусловлены
различные и даже противоположные мнения
современных источников. Вот некоторые
из них:
История философии. Учебник
для ВУЗов: «Слово эпикуреец стало нарицательным.
Им называют человека, для которого удовольствие
наслаждения являются главным в жизни.
Французы говорят о таком человеке «свинья
из стада Эпикурова». Были ли основания
упрекать Эпикура в сластолюбии, безнравственности,
ведь «дыма без огня не бывает»? Может
быть правы критики?¹1».
www.wikipedia.org (internet-resource): «Эпикуреизм -
учение и образ жизни, исходящие из идей
Эпикура и его последователей. Эпикурейцами
называют тех, кто, не задумываясь, отдаёт
предпочтение материальным радостям жизни,
хотя это весьма неточно характеризует
их философию, так как сам Эпикур первенство
отводил удовольствиям духовным - как менее
всего зависящим от внешних условий и,
следовательно, наиболее надёжно приводящих
человека к состоянию спокойствия и невозмутимости.
Людей же, стремящихся только к материальным
удовольствиям правильнее называть гедонистами».
Новейший Философский Словарь: «…Термин
«эпикуреизм» вошел в философскую категориальную
традицию как синоним «гедонизма2».
Большой Российский энциклопедический
словарь: «…Эпикуреизм, как этический принцип
родствен эвдемонизму; впоследствии вульгарно
толковался в духе гедонизма3».
А.Ф.Лосев. История античной
эстетики: «Поэтому, если мы хотим добраться
до подлинной специфики эпикурейской
эстетики, надо избежать всякого малейшего
вульгаризаторства в отношении основного
эпикурейского принципа, именно гедонизма4».
Все эти высказывания позволяют сделать
вывод о том, что на сегодняшний день вопрос
о эпикурианстве и его значении является
очень запутанным и требует дальнейшего
исследования.
Что же такое эпикурианство и какова
его истинная роль в философии нельзя
понять без изучения личности отца-основателя
эпикурианства, собственно самого Эпикура.
Кто такой Эпикур?
Родился он на острове Самос в семье военного
поселенца (по другим данным в семье учителя).
Когда ему было лет тринадцать, увлекся
философией, в девятнадцать прибыл в Афины
и, как считается, некоторое время учиться
в Академии. Потом перебрался в Колофон,
потом в Митилен, а потом начал «турне»
по городам Малой Азии, зарабатывая на
жизнь учительским трудом и формируя оригинальные
философские взгляды. Ему повезло, на жителей
провинциального Лампаска его идеи и характер
произвели столь сильное впечатление,
что горожане собрали денег и купили философу
дом с садом в пригороде Афин, что было
совсем недешево, особенно для провинциалов.
Дом стал служить Эпикуру и жилищем и школой,
которую стали называть «Сад Эпикура».
Тридцатипятилетний Эпикур активно принялся
учить Афинян. Но что это было за удивительное
учение, которое удостоилось названия
«третьего столпа греческой философии»?
Эпикуреизм — учение и образ
жизни, исходящие из идей Эпикура и его
последователей. Эпикурейцами называют
тех, кто, не задумываясь, отдаёт предпочтение
материальным радостям жизни, хотя это
весьма неточно характеризует их философию,
так как сам Эпикур первенство отводил
удовольствиям духовным — как менее всего
зависящим от внешних условий и, следовательно,
наиболее надёжно приводящих человека
к состоянию спокойствия и невозмутимости.
Исходя из этого, эпикурейцем можно назвать
человека, который умеет получать удовольствие
от малого, а также избегать неприятностей
в жизни.
Эпикуреец не имеет над собой какого-либо
господина, нет необходимости, он обладает
свободой воли. Он может уединяться, предаваться
собственным наслаждениям, погружаться
в самого себя. Эпикуреец не боится смерти:
"Пока мы существуем, нет смерти; когда
смерть есть, нас более нет". Жизнь —
вот главное наслаждение с ее началом
и даже концом.
Человек состоит из атомов, которые обеспечивают
ему богатство мира ощущений, где он всегда
может найти для себя удобную обитель,
отказываясь от активной деятельности,
стремления переустроить мир. Эпикуреец
относится к жизненному миру совершенно
бескорыстно и вместе с тем стремится
слиться с ним.
Если довести качества эпикурейского
мудреца до абсолютного предела, то мы
получим представление о богах. Они тоже
состоят из атомов, но не распадающихся
атомов, а потому боги бессмертны. Боги
блаженны, им нет никакой необходимости
вмешиваться в дела людей и мироздания.
Да это и не дало бы какого-либо положительного
результата, ибо в мире, где есть свобода
воли, нет, и не может быть устойчивых целенаправленных
действий. Поэтому богам на Земле делать
нечего, Эпикур помещает их в межмировое
пространство, там они и носятся. Но богопочитаемость
Эпикур не отрицает (он и сам посещал храм).
Это надо понимать в том смысле, что, почитая
богов, человек сам укрепляется в правильности
своего собственного самоустранения от
активной практической жизни на путях
эпикурейских представлений. Перечислим
главные из них:
а) все состоит
из атомов, которые могут самопроизвольно
отклоняться от прямолинейных траекторий;
б) человек
состоит из атомов, что обеспечивает ему
богатство чувств и удовольствий;
в) мир чувств
не иллюзорен, он — главное содержание
человеческого, все остальное, в том числе
идеально-мыслительное, "замыкается"
на чувственную жизнь;
г) боги безразличны
к человеческим делам (об этом свидетельствует
наличие зла в мире).
Выше уже отмечалось, что эпикуреизм
имел дело с проблемами современного ему
рабовладельческого общества. По своей
направленности эта философия подходит
больше господину раба, чем рабу, которому,
надо полагать, в условиях неволи не так-то
просто достигнуть состояния удовольствия.
Эпикурейская философия, в особенности
философия самого Эпикура, не имеет конечной
целью нахождение теоретической истины,
она не ставит перед собой задачу получить
некое чистое знание. Эпикуреизм служит
вполне конкретным нуждам: ищет способ
избавления человека от страдания.
Эпикурейцы считали, что для счастливой
жизни человеку необходимо:
- отсутствие телесного страдания;
- невозмутимость души (атараксия);
- дружба.
Главный интерес для эпикурейцев представляет
чувственный мир, поэтому их основной
этический принцип — удовольствие. Но
Эпикур представлял удовольствие не вульгарно
и упрощенно, а как благородное спокойствие,
уравновешенное удовольствие. Он считал,
что желания человека безграничны, а средства
их удовлетворения ограничены. Поэтому
необходимо себя ограничить лишь потребностями,
неудовлетворение которых ведет к страданию.
От остальных желаний следует отказаться,
в этом необходимы мудрость и благоразумие.
Из творческого наследия Эпикура до нас
дошло немного, видимо это произошло, потому
что атеистическую сторону учения Эпикура
рано разгадали все философы и официальные
представители Церкви и, возможно, большая
часть его работ была просто уничтожена.
И действительно, какая концессия будет
терпеть натурфилософию Эпикура, в которой
просто нет места для идей о Боге как Творце
природы. Признавая вечность материи,
Эпикур утверждает материальное единство
мира. У него, кроме материи, из которой
все состоит, больше ничего нет. Космос
состоит из материальных частиц-атомов,
двигающихся в пустом пространстве. Атомы
бесчисленны по количеству. Движение атомов
непрерывно. Они сталкиваются друг с другом,
отталкиваются друг от друга. Начала этим
движениям нет. Где тут место богам? Разве
в компромиссном «межмирье» ("метакосмии",
или "интермундии").
Мало того, Эпикур утверждает, что цель
философии - освобождение людей от страха,
и не в последнюю очередь от страха перед
богами. Эпикур испытывает к религии неприязнь
оттого, что, по его мнению, она процветает
за счет невежества, способствует ему
и омрачает жизнь людей ужасом и запугиванием.
Боги существуют, дипломатично утверждает
Эпикур, но, существуют они, наслаждаясь
где-то вдали, среди звезд, беспечальной
и вечной жизнью; но боги слишком здравомыслящи,
чтобы беспокоиться о делах человека.
Они не создавали мира и не управляют им;
как они могли произвести на свет столь
посредственную вселенную, в которой смешаны
порядок и беспорядок, красота и страдание?
Если тебя это разочаровывает, добавляет
Эпикур, утешайся мыслью о том, что боги
слишком далеки и не могут причинить тебе
ни вреда, ни пользы. Они не могут следить
за тобой, судить тебя, ввергнуть тебя
в преисподнюю. Что же касается злых богов,
или демонов, они всего лишь неудачная
выдумка наших снов.
Кроме того, Эпикур считал, что «глупо просить у богов то, что
человек способен сам себе доставить».
По мнению философа человек должен опираться
на свои способности, заниматься самосовершенствованием,
строить свою жизнь, не кивая на богов.
Что касается признания богов самим Эпикуром,
то, скорое всего, это не что иное, как тактический
прием, позволявший избежать укоров и
преследований со стороны верующих соотечественников,
жрецов, служителей Бога. Теперь мы понимаем,
что Эпикура не напрасно упрекали в безбожии,
да, он действительно является одним из
ярких представителей атеизма в античности.
Даже дух, по мнению Эпикура, - это лишь
одна из разновидностей материи, по сути,
идея философа следующая: душа представляет
собой тонкую материальную субстанцию,
которая разлита по всему телу, она может
чувствовать или действовать только с
помощью тела и умирает вместе с ним.
Наверно имеет смысл отойти от сомнительной
«физической» механистической и теологической
теорий Эпикура в пользу «этической»,
которая очень удачно занимает приоритетное
место в эпикурианстве. На мой взгляд «Письмо
Манекею» как нельзя лучше поясняет именно
этические, нравственные представления
Эпикура - основу его философии. В этом
коротком письме, изложена, пожалуй, моральная
суть философии Эпикура. Очень характерный
отрывок из письма:
Эпикур приветствует Манекея: «Итак, когда мы говорим, что удовольствие
есть конечная цель, то мы разумеем не
удовольствия распутников и не удовольствия,
заключающиеся в чувственном наслаждении,
как думают некоторые, не знающие, или
не соглашающиеся, или неправильно понимающие,
но мы разумеем свободу от телесных страданий
и от душевных тревог. Нет, не попойки и
кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками
и женщинами, не наслаждения рыбою и всеми
прочими яствами, которые доставляет роскошный
стол, рождают приятную жизнь, но трезвое
рассуждение, исследующее причины всякого
выбора и избегания и изгоняющее [лживые]
мнения, которые производят в душе величайшее
смятение5».
И еще один знаковый отрывок:
Эпикур. Главные мысли: «Нельзя
жить приятно, не живя разумно, нравственно
и справедливо, и, наоборот, нельзя жить
разумно, нравственно и справедливо, не
живя приятно. А у кого этого нет, тот не
живет разумно, нравственно и справедливо;
а у кого нет последнего, тому нельзя жить
приятно6».
Очевидно, что добродетель у Эпикура
становится средством для получения естественного
наслаждения. Каждый человек стремится
искать удовольствия и избегать страданий,
поэтому истинные эпикурейцы объявили
разумное наслаждение началом и целью
блаженной жизни. Надо отметить, что Эпикур
делит желания, наслаждения на естественные,
необходимые и пустые, это особенность
гносеологии Эпикура, соответственно
Эпикур приходит к выводу, что не всякое
удовольствие есть благо и задача человека
научиться различать истинные и мнимые,
естественные и суетные наслаждения. По
мнению Эпикура, правильный выбор поможет
сделать философия, вот почему Эпикур
большое значение предавал именно философии:
Эпикур приветствует Манекея:
«Пусть никто в молодости не откладывает
занятия философией, а в старости не устает
заниматься философией; ведь никто не
бывает ни недозрелым, ни перезрелым для
здоровья души. Кто говорит, что еще не
наступило или прошло время для занятия
философией, тот похож на того, кто говорит,
что для счастья или еще нет, или уже нет
времени. Поэтому и юноше и старцу следует
заниматься философией: первому - для того,
чтобы, стареясь, быть молодым благами
вследствие благодарного воспоминания
о прошедшем, а второму - для того, чтобы
быть одновременно и молодым и старым
вследствие отсутствия страха перед будущим.
Поэтому следует размышлять о том, что
создает счастье, если действительно,
когда оно есть, у нас все есть, а когда
его нет, мы все делаем, чтобы его иметь7».
Без сомнения, афинский мудрец ставит
на первое место благоразумие, умеренность
во всем. Для Эпикура «благоразумие дороже даже философии»,
он считает, что все добродетели происходят
от благоразумия и именно благоразумие
и воздержанность есть источник наслаждения.
Кстати, на воротах школы Эпикура была
помещена надпись: «Странник, тебе будет здесь
хорошо: здесь удовольствие - высшее благо»,
другой перевод «Гость, ты будешь здесь счастлив,
потому что здесь счастье почитается высшим
благом». Таким образом, мы видим, что
наслаждения Эпикур понимал отнюдь не
в вульгарном, грубо чувственном смысле,
как об этом говорили его критики. Удовольствие
он рассматривает не отдельно само по
себе, а в совокупности со страданием.
Если желания естественны и необходимы,
то, согласно Эпикуру, их нужно удовлетворять
не во вред себе. Если эти желания суетны,
то они могут у человека вызвать смятение
беспокойство и болезни. При удовлетворении
желания следует, говорит Эпикур, помнить
об умеренности, ибо удовольствия имеют
свой предел - достижение удовольствий
невозможно без самоограничения.
Идеал Эпикура - мудрец, если говорить
утрировано, питающийся «хлебом и водою»
и, по причине такой умеренности, состязающийся
«в блаженстве с Зевсом». Чтобы достичь
независимости и спокойствия духа, считал
Эпикур, мудрец должен вырабатывать в
себе такие качества, как независимость
от страстей и влечений, ему не следует
вмешиваться в дела окружающего его мира
- его эти дела не должны волновать; мудрец
должен вырабатывать в себе привычку преодолевать
страдания. «Проживи незаметно» - правило
такого мудреца. Законом его жизни является
ограничение чувственных удовольствий
ради духовных, когда он вырабатывает
в себе атараксию (невозмутимость духа),
то становится счастливым и добродетельным.
Умеренность так же «избавляет нас от
страха перед судьбой». Ведь бояться судьбы
следует тем, кто привык жить в роскоши
и считает, что самая несчастная жизнь
у того, кто не имеет достаточного запаса
материальных средств. Чтобы приобретать
и наслаждаться, люди совершают грабежи,
способны на любые преступления, на насилие. «Но
зачем бояться Судьбы тому, кто довольствуется
дешевой пищей, например, плодами и зеленью,
кому достаточно хлеба и воды и чьи желания
не выходят за эти скромные пределы?» -
спрашивает Эпикур.