По мнению философа даже музыка, как возбудитель
сладострастия, в больших дозах может
привести человека к нежелательным последствиям.
Вот почему Эпикур призывает и здесь соблюдать
меру. Ему кажется, что только мудрец сможет
оценить по достоинству музыку и поэзию.
Поэзия делает человека, как считал Эпикур,
склонным к порокам, и прежде всего к разврату
- греческая поэзия представила богов
подобно людям: боги ругаются, плачут,
сожительствуют со смертными мужчинами
и женщинами и т. п. От всего этого многие
люди приходят в ужас. Вывод философа такой:
пусть только мудрецы занимаются музыкой
и поэзией, они могут оценить не только
достоинства поэзии и музыки, но и их вред
и не поддаться на их чары.
Эпикур, хоть и признает чувственные
ощущения верными, но призывает также
к самоконтролю, воздержанию от излишеств
и злоупотреблений, советует «не быть
пойманным в сети любви». Любовные увлечения
ослабляют силы, ведут к гибели начинаний,
приводят в упадок дом, ослабляют чувство
долга. Эпикур предостерегает учеников
от незаконных связей с женщинами, ибо
это приведет виновника к тюремному заключению,
его могут побить соперники, изувечить
родственники и т. п. Это не значит, что
человек должен отказаться от семьи и
брачных отношений. Эпикур и здесь призывает
жить стыдливо, ведь люди «живут в обществе, а не в открытом
поле и не по звериному обычаю, который
позволил бы им следовать одной лишь природе».
Это учение привлекает своей честностью.
Разве не вдохновенно найти философа,
не страшащегося наслаждений, и логика,
способного замолвить доброе словечко
за чувства?
Коренным недостатком этой
системы является ее негативный
эгоцентризм: она мыслит наслаждение
как свободу от боли, а мудрость
как бегство от угроз и полноты
жизни; она может служить отменным
руководством для отшельников
или для людей ведущих здоровый
образ жизни, но никак не для
общества.
Например, Эпикур уважал государство
как необходимое зло, под защитой которого
он может беспечально жить в своем саду,
он был готов к приятию любого правительства,
которое не препятствовало бы скромному
стремлению к мудрости и товариществу.
Однако нельзя строго упрекать Эпикура
в себялюбивом нравственном аутизме, просто
в этот период жизни Греции, когда этическое
начало возобладало над политикой, физикой
и метафизикой, именно его голос громче
других звучал в философии.
Политические вопросы действительно
утратили свою актуальность, славные дни
афинского государства остались в прошлом,
и философии пришлось столкнуться с невиданным
прежде Грецией разрывом между политикой
и нравственностью. Ей предстояло найти
образ жизни, одновременно не роняющий
достоинство философии и совместимый
с политическим бессилием. Поэтому она
осознала, что ее задача состоит теперь
не в построении справедливого государства,
но в воспитании самодостаточного и удовлетворенного
индивидуума, и в этом деле роль поводыря
и наставника прекрасно выполнил философ
Эпикур. Однако многие упрекали Эпикура
за такой отстраненный образ мысли, например:
А.Ф. Лосев. История античной
эстетики: «Эпикурейство звучит как некая укоризна.
Кому? Чему? За что? Трудно сказать, кому
и чему, но не трудно сказать, за что. За
жизнь, за устроение жизни, за такую вот
жизнь, какая суждена всем людям. Вы предлагаете
мне науку, сулите радость искусства, обещаете,
политический и экономический рай на земле,
приманиваете милостями богов? Нет, возьмите
себе вашу науку и ваше искусство, а я уж
как-нибудь обойдусь без этого. Возьмите
себе и всю политическую жизнь с ее импозантными
идеалами, да заодно и всех богов с их неизреченными
милостями. А я уж как-нибудь так, без этой
дорогой и тревожной, изнурительной роскоши.
Все это - надежды, тревоги, ожидания, море
страстей и чувств; все это - упование на
будущее, на очень отдаленное будущее.
Нет уж, надейтесь сами, а я обойдусь без
вас. Умру один, и без вас, без богов и героев,
без борьбы и надежды, без победы и поражения8».
Тем не менее, Эпикур оставил после себя
долгую череду учеников, столь верных
его памяти, что на протяжении столетий
они не желали изменить ни буквы в его
учении. В конце 2 в. н.э. по распоряжению
эпикурейца Диогена в городе Эноанды в
Малой Азии высечены гигантские надписи,
с целью ознакомить сограждан с учением
Эпикура.
В конце концов, сложно возразить тому
обстоятельству, что результатом правильной
воздержанной жизни будет невозмутимый
покой души, счастье тождественное
добродетели, свобода и наслаждения, высшими
из которых являются мудрость, справедливость
и особенно дружба, кроме того, эпикурианство
носит ярко выраженную практическую направленность.
Можно спорить об атомарных идеях Эпикура
и о, иногда, сомнительных гносеологических
подходах, но отрицать, что Эпикур одним
из первых озвучил идеи здорового образа
жизни и представил их как нравственную,
этическую категорию, невозможно.
Сейчас учение Эпикура возродилось с
новой силой, так сказать «идеями фитнеса
и диеты», отраженными в работах Поля Брэгга,
Герберта Шелтона, врача Галины Шаталовой,
профессора Ю. С. Николаева и др. Кстати,
слово «диета» переводится с греческого
языка, как «образ жизни». Истинные идеи
эпикурианства даже уже успели исказиться
в литературных и телевизионных инсинуациях
Геннадия Малахова и различных газетах
ЗОЖ.
Очень захватывающе наблюдать продолжающуюся
борьбу обновленного эпикурианства, этакой
«практической натурфилософии», с современной
церковью, современной официальной наукой,
коммерческой медициной и промышленностью.
Их противостояние многогранно, но одна
из сторон такова - «обновленные эпикурейцы»
считают причиной болезни и несчастий
«образ жизни и нарушении законов природы»,
а, например, официальная медицина, заинтересованная
в реализации вакцин и лекарств, настаивает
на вирусах и других внешних явлениях,
как причине болезней.
Противоречия в диетологии, питании,
образе жизни, культуре современных эпикурейцев
выливаются в открытое противостояние
с представителями отечественной науки
и культуры. Кто кого?
Я уверена, истинное значение эпикурианства
нам только предстоит узнать.
Список использованной литературы
1.Грицанов А.А.
Новейший философский словарь. ‒ МН.: Изд.
В.М. Скакун, 1998 ‒257с.
2. Иванов В.Г.. История этики Древнего
мира. – Л.; Изд., ЛГЦ 2003
3. Миронов В.В. Философия. Учебник. М.,
2005-894 с.
4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира:
Учебник для вузов.- М: Высш. шк., 1999
-703 с.
5. Васильев В.В., Кротов А.А.,
Бугай Д.В. История философии: Учебник
для вузов.‒ М.: Академический Проект:
2005. ‒680с.
6. Лосев А.Ф. История античной
эстетики. Т. 5. Ранний эллинизм. – М.: АСТ,
2001. – 652 с.
7. Новая философская энциклопедия, т. 4.
– М: «Мысль», 2001.
8. Материалисты
Древней Греции. М., 1955. С. 213
1 История философии: Учебник для вузов
/ Под ред.. Васильева В.В., Кротова А.А.и.
Бугая. Д.В.‒ М.: Академический Проект: 2005. ‒101с.
2 Новейший философский
словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А.. ‒ МН.:
Изд. В.М. Скакун, 1998 ‒257с.
3 Большой
российский энциклопедический словарь.
̏Большая Российская энциклопедия̋ 2003г.
4 Лосев А.Ф. История античной
эстетики. – М., 2004 -58с.
5 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.194
6 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.
212
7 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.
213
8 Лосев А.Ф. История
античной эстетики. Т. 5. Ранний эллинизм.
– М.: АСТ, 2001