Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:22, контрольная работа
В рассмотрение Русской философии 18 века несомненно можно увидеть, что огромное влияние оказала Западная Европа. Русские люди, жившие до этого культурного проникновения в некой событийности и зацикленности на себе, воспринимают новое веянье Западной Европы как глоток свежего воздуха. То чего на подсознательном уровне они ждали уже давно. Петр первый «прорубивший, то самое окно в Европу» дарует Росси 18 века новые взгляды и новый уклад жизни.
Русские стали цепляться и с жадностью поглощать все, что получали от Запада. И преобразовывать полученные взгляды в нечто новое и уникальное. Происходит формирование новой личности «русского европейца»
Введение
Историческое введение или как начинался путь России в познании Европы.
Кантор «Русский Европеец».
Идеи и взгляды, возникшие в связи тесного контакта с Западной Европой.
Заключение
Список лиетратуры
Оглавление:
Ведение
В рассмотрение Русской философии 18 века несомненно можно увидеть, что огромное влияние оказала Западная Европа. Русские люди, жившие до этого культурного проникновения в некой событийности и зацикленности на себе, воспринимают новое веянье Западной Европы как глоток свежего воздуха. То чего на подсознательном уровне они ждали уже давно. Петр первый «прорубивший, то самое окно в Европу» дарует Росси 18 века новые взгляды и новый уклад жизни.
Русские стали цепляться и с жадностью поглощать все, что получали от Запада. И преобразовывать полученные взгляды в нечто новое и уникальное. Происходит формирование новой личности «русского европейца» .
В данной работе мне бы хотелось пройти путь, по которому прошла Русская мысль да и сама Россия в 18 веке. Увидеть влияние Западных воззрений в оформлении Русской действительности 18 века.
Историческое введение или как начинался путь России в познании Европы.
Россию всегда неведомыми силами тянуло к Западу. Проблема Запада тревожила и привлекала к себе внимание русских людей еще тогда, когда Запад был религиозно единым и не был еще потрясен реформацией. Запад тогда был весь и во всем «латинским» для русского сознания, и эта религиозная характеристика его, не закрывавшая, конечно, национально-политических и культурных особенностей отдельных народов, доминировала все же над ними и почти непереходимой стеной отделяла Русь от Запада. Реформация, разбившая религиозное единство Запада, невольно смягчила в глазах русских людей эту картину и даже как бы приблизила к нам тех, кто вместе с русскими был против «латинян». Религиозная выдержанность и неагрессивность протестантов уже в XVII веке устраняют крупнейшее затруднение в общении с Западом, и то, что делалось тогда в Москве, уже имевшей у себя «немецкую слободу» было предвестником грядущего обращения к Западу. Запад стал меньше казаться чем то чужим и отдален во взглядах.
Но некоторая самобытность которую несли старообрядцы тормозила это надвигающиеся сближения, неким образом они порождали зацикленность . Они были против новых взглядов и идей которые мог принести им Запад.
Судьбы истории все же вели Россию на Запад, и Петр Великий, как это уже стало совершенно бесспорно для историков, лишь завершил и утвердил тот процесс приближения к Западу и общения с ним, который начался еще до него. Как ни суровы и ни грубы были приемы, с помощью которых Петр вводил русских людей в мир западной культуры, но дальнейший исторический процесс показал, что Петр взял верный путь, что развитие России ставило на очередь вопрос о взаимоотношении с Западом, с его культурой, с его жизнью.
XVIII век дает нам картину такого
увлечения Западом, что с
До наших дней сохранилось это увлечение Западом именно у юношества (по верному выражению В. П. Боткина в одном его письме, «для русского человека все европейское имеет таинственное обаяние»), и типы молодежи, не знавшей очарования Запада, были у нас редки. Этот факт, в свое время обобщенный (не без преувеличения) Достоевским в известной его формуле — «у нас, русских, две родины: Россия и Западная Европа», — имеет чрезвычайное значение для понимания нашей культурной психологии; известная неустранимость его не раз раздражала носителей антизападнического настроения, начиная от славянофилов и кончая фанатическим отталкиванием от Запада в наши дни. Но в XVIII веке эта психология только слагалась, постепенно захватывая и подчиняя себе все более широкие слои русского общества. Увлечение западом набирало все большие обороты.
Однако в том же XVIII веке заметны
начатки и иного отношения
к Западу. Уже самое знакомство
с Западом расслаивало
Кантор «Русский Европеец».
При рассмотрение данной темы стоит обратиться к работе Кантора «Русский Европеец как явление культуры». Как было сказано ранее, Запад захватил ума 18 века.
Происходит образование двух противоположных
течений западники и
Русский Европеец чувствует себя дома и на Западе, и у себя в стране. Это кардинально отличает его от ярых сторонников западничества, часто разочаровывавшихся в своих идеях после того, как, побывав заграницей, они видели реальные противоречия, царящие в Западной Европе. «Таким образом, - пишет Кантор – романтический идеал рухнул перед суровой реальностью, а стало быть, для психологического и идейного само спасения русскому западнику надо было признать себя не только наследником высших идей Европы, а наиболее адекватным их выразителем.
Автор считает, что если
мы будем отгораживаться от
Запада, заявлять, что мы – не
Европа, то это приведет к широкому
распространению национализма.
Поэтому России не нужно ни
от кого закрываться «
Но путь «возвращения» России
к Европе очень труден. И, по
мнению Кантора, начинать его
надо со становления личности.
Личности, которая в первую очередь
обладает чувством
Защищая свою точку зрения, автор говорит о том, что видные деятели искусства и науки были яркими примерами «русских европейцев». К ним Кантор относит Петра Великого, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Чернышевского, Карамзина - словом людей, которые, по выражению автора, «составляют честь, славу и духовный фундамент русской культуры». Получается, что люди, которых принято считать истинно русскими по сути своей - европейцы?
Рассмотрим, как же идеи русской Европы отражались в творчестве двух великих русских писателей – Пушкина и Тургенева.
Пожалуй, об Александре
Вспомним сколько сказано у Пушкина о Петре I, какие стихи поэт ему посвящал, для него Петр – выражение Божьих помыслов о России.
Пушкин поддерживал реформы
проведенные Петром, для поэта
он был дорог как мудрый
правитель и реформатор. Но в
«Медном всаднике» он
Таким образом, А.С. Пушкин это не загадка России, это человек, который своим появлением указал, по какому пути следует пойти стране. Кантор дает интересное сравнение, он говорит, что «Пушкин сам и есть разгадка судьбы России, как Христос – судьбы человечества».
Другой великий русский
И снова получается, что человек, который поддерживал западный образ жизни, и в некоторой степени западную мысль – великий русский писатель? Причем такой его статус одинаково поддерживали и западники и славянофилы. Сам Тургенев отстаивал благотворность европейской цивилизации, которая освобождает душу и сердце. Он предлагал разумно совмещать немецкие и русские идеи, видя истину именно в таком сочетании, потому что в Германии Тургеневу нравилось далеко не все, собственно говоря, как и в России.
Итак, мы увидели, что великие
русские классики испытали на
себе сильное влияние Запада,
сумев обратить его на пользу
стране. Их герои – самостоятельные,
рассуждающие личности. Кантор говорит,
что европеизация русской
Идеи и взгляды, возникшие в связи тесного контакта с Западной Европой.
Что же так привлекало Русского человека того времени ? Какие взгляды повлияли на нашу мысль? Которые мы в последствие сумели преобразовывать и рождать нечто новое и уникальное.
Стоит отметить что привлекло то, что выступило в истории западноевропейской культуры как «дух Просвещения» и что обнимает очень сложную «новую» психологию западноевропейского человечества, куда входит и рационализм и сентиментализм, свободолюбие и культ революции, искание «естественной» и «разумной» религии и религиозное бунтарство, широкий гуманизм и откровенный эгоцентризм, — все это слагалось в законченную систему, отмеченную верой в человека, в прогресс, в возможность перестройки жизни на разумных началах, все это антиисторично, предпочитает эволюции революцию, всегда приковано к земле и обвеяно в то же время творческим оптимизмом.
Этот «дух Просвещения» нельзя оторвать от всей технической культуры Запада, и русские люди уже в XVIII веке пленялись именно этой стороной Запада. Кто был духовно скудным, тот не шел дальше внешней подражательности, но для более глубоких натур за внешним блеском западной жизни открывалась иная, более существенная и более захватывавшая сторона — та самая, о которой так восторженно говорил впоследствии Иван Карамазов («дорогое кладбище...»).
Но и другое услышала русская душа на Западе — отозвалась на его духовные искания, на его внутреннюю, страстную жажду соединить с земным небесное, на его подлинный моральный пафос, чуждавшийся внешнего успеха и тосковавший о чистоте и святости: так родилось русское масонство. В нем впервые, оформилось иное умонастроение; любовь к Западу и тесное смыкание с ним совершенно были чужды увлечению нашей внешней жизнью Запада и его«освободительными» идеями. Шварц, Новиков, И. П. Тургенев, И. В. Лопухин, И. С. Гамалея,— не буду называть других деятелей XVIII века — рисуют нам иное «западничество», чем это мы имеем в первом случае. Богатая духовная жизнь Запада влекла этих «западников» совсем не «духом Просвещения», с которым они даже боролись, а совсем другой ее стороной; «масонство» было лишь внешней формой, под которой зрело религиозное отношение к жизни и проявлялось духовное творчество. Все это пока лишь оформлялось в XVIII веке и развернулось в полной мере в XIX веке, но и тогда уже обрисовалось два пути на Запад, два отношения к нему. Лишь сравнительно немногие вмещали оба эти умонастроения — и здесь снова приходится помянуть молодого Н. М. Карамзина, с юношеской восторженностью вбиравшего в душу все течения, все стороны Запада.
Информация о работе Идеи и взгляды, возникшие в связи тесного контакта с Западной Европой