Идеи Канта – переворот в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение жизни и творчества Иммануила канта.
В связи с этим задачами работы служат:
- рассмотрение идеи Канта – переворот в фолософии;
- определение деятельности И. Канта в «критический» и «докритический» период;
- теория познания Канта

Содержание работы

Введение
Идеи Канта – переворот в философии
Докритический и критический периоды
Теория познания Канта
Моральная теория Канта
Заключение
Список литратуры

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 44.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Идеи Канта – переворот в философии
  2. Докритический и критический периоды
  3. Теория познания Канта
  4. Моральная теория Канта

Заключение

Список литратуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Иммануила Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии". Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя.                                                                                                                     Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш.  
   Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.  
   В теории познания Кант является продолжателем линии исследования субъекта (которую заложил Декарт), и это позволяет ему сделать важнейшее философское открытие. 
   Одна из важных идей Канта - сделать предметом философского анализа не эмпирический субъект, а трансцедентальный, то есть познавательную природу человека как такового. Это ещё раз подчёркивает новую онтологическую реальность, выделенную в кантовской теории познания. 
   Этика Канта изложена в его работе «Критика практического разума». По его мнению: « Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть ничто иное, как практический разум». 
 
Целью работы является рассмотрение жизни и творчества Иммануила канта. 
 
В связи с этим задачами работы служат: 
- рассмотрение идеи Канта – переворот в фолософии; 
- определение деятельности И. Канта в «критический» и «докритический» период;

- теория познания Канта;

- моральная теория Канта.

 

1. Идеи Канта – переворот в философии

 

В конце 18 века Европа переживала разочарование в идеях просветителей.  Создать образцовое общество, в котором все были бы свободны и равны, не удалось, почти все народы оказались втянуты в различные конфликты и войны. Философы задумались над проблемой, почему это произошло, ведь человек же вооружён разумом. Неужели разум – это ненадёжное и неэффективное средство познания и преобразования мира? Основоположник немецкой классической философии   Кант занялся исследованием  вопроса о способностях и границах разума.

До Канта философы считали, что в мире есть познанное и непознанное, причём, превратить второе в первое – дело времени, когда-нибудь вооружённый всемогущим разумом человек познает всё. Кант же полагал, что помимо познанного и непознанного в мире есть ещё и непознаваемое. Это значит, что между миром и нашим представлением о нём есть существенная, принципиальная разница. Она обусловлена специфическим устройством человека, а именно врождёнными способностями получения и осмысления чувственного опыта. Например, если бы у человека был другой набор органов чувств или другие мыслительные способности, то и картина мира была бы другой.

По Канту, объекты действительности обладают гораздо большим набором свойств и связей, чем мы можем познать. Доступные познанию свойства и связи объектов философ называл феноменами – «вещами для нас».Непознаваемую сущность объектов Кант обозначил понятием «ноумен» - «вещь в себе».                                                       

Таким образом, Кант показал принципиальную ограниченность разума в деле познания мира. Врождённые способности человека, с одной стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его границами. Человек никогда не узнает, каким на самом деле является мир. Это означает, что будут обречены на провал все попытки глобального разумного переустройства мира. Всегда останутся неизвестные и неучтённые человеком факторы, которые перечеркнут намеченные им планы.

Что же тогда остаётся делать человеку? Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения – категорическим императивом (всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других.

 

2. Докритический и критический периоды

В творчестве Канта выделяют докритический и критический периоды. В докритический, или, как он его называл, догматический, период Кант находился под воздействием философии Лейбница и его последователя Х. Вольфа. Он был убежден, что силой ума можно понять закономерности природы, демонстрируя это созданной космогонической гипотезой и теорией приливов и отливов. Но ознакомление с философией Юма пробудило Канта (по его словам) от догматической спячки. Под догматизмом Кант понимал философскую позицию, согласно которой мир существует таким, каким человек его воспринимает, а познание является отображением. Юм, поставив под сомнение эту позицию, не предложил ничего взамен. Кант произвел свой подход к разрешению этой проблемы, назвав его конструктивным критицизмом. Кант, по его словам, осуществил коперниковский переворот в философии, доказав, что нужно не знания (ум) согласовывать с предметами, как это делали предыдущие философы, а предмет со знанием (умом). То есть, источник всеобщности и необходимости знания он предлагает искать не в объекте, а в субъекте. Мир научного познания не является миром самим по себе (догматизм), но он не является также только ощущением человека (скептицизм). Мир науки является творением ума, который сконструировал его по определенным правилам на основе чувственного материала, полученного от вещей в себе. Эти вещи в себе (ноумены) человеку принципиально не данные. Они могут быть данные только через субъективные формы созерцания и мышления, то есть как явления (феномены). Мир научного познания (сфера феноменов) является результатом синтеза (объединения) субъективных априорных (независимых от опыта) форм и чуственного хаотичното материала, источником которого являются вещи в себе. Априорные формы Канта, — это не врожденные идеи Декарта. Они лишены содержательности, а предстают как определенная способность, определенные правила (схемы) формирование материала. Благодаря такому подходу Кант преодолел противоположность эмпириков и рационалистов. Он соглашался с эмпириками в том, что все знания возможны лишь на основе опыта, но не принимал их утверждения, что ум является чистой доской. В то же время он принимал концепцию ума рационалистов, но этот ум, по его мнению, содержит не врождённых идей, а априорные формы, которые без опыта не способны порождать знания.

   Мир ноуменов и феноменов Канта можно представить, приняв аналогию познания и производства. Допустим, что человек всю жизнь прожил на заводе и не видел мира, который существует извне. Она имеет дело лишь с материалом, какой поступает извне, и орудиями труды (формами), которые обрабатывают этот материал. Для него мир — это созданные и упорядоченные трудом на территории завода предметы. Может ли она на основе материала, орудий труда и продуктов своей деятельности сказать, какой мир за пределами производства (сфера ноуменов), как он упорядочен? Достаточных оснований для этого человек не имеет. Так, по Канту, происходит и с познанием. Человек имеет дело лишь с узаконеным сознанием миром. А мир сам по себе ему неизвестен. Поскольку, по Канту, ум узаконил мир, данный в научном опыте, то и источник всеобщего и необходимого знания следует искать не в этом узаконенном мире (сфере опыта), а в правилах, априорных формах его узаконивания — не в объекте, а в субъекте. В этом он и видел суть своего переворота в философии.

   Ум, который Кант исследовал, он называл "чистым", или "трансцендентальным" (потусторонним относительно эмпирического субъекта). Это ум как совокупность определенных априорных форм, которые присущи любому эмпирическому, индивидуальному уму. А мир вещей в себе, то, которое выходит за пределы опыта, вн называл "трансцендентным" (потусторонним относительно эмпирического объекта).

   Приняв такую концепцию ума, Кант пытался ответить на вопрос, как в процессе познания получаются общепринятыенаучные истины математики, природоведения и метафизики — в трех признанных на то время сферах знания. Ища ответ, Кант разделял научные суждения (языковые изречения, в них фиксируются мысли) на налитические и синтетические. В аналитических суждениях например "все тела протяжённы" содержание субъекта мысли (тела) и предмета ("протяжённы") совпадает, поскольку понятие "тело" охватывает и понятие "протяжённость". Такие мысли не требуют подтверждения опытом. Они являются тавтологическими (не дают прироста знання) и малоценными в науке.

Синтетические суждения объединяют разные по содержанию понятия. Они бывают апостериорными (основаными на опыте типа вода "кипит при 100°С"). Их содержание достоверно, и они не могут играть решающую роль в науке. Но в науке существуют и синтетические априорные мысли например "прямая — самая короткая" Эти мысли не выводятся из опыта, но дают новое знание. Вместе с тем они как аксиомы являются фундаментом науки. Поэтому в основу свого труда "Критика чистого разума" Кант ставит вопрос: Какие возможны синтетические априорные мысли в математике, природоведении и метафизике (философии)?" Отвечая ва них, философ различает три способности человека: чувственное созерцание, рассудок и ум. В чувственном созерцании, по мнению Канта, материал от вещей в себе упорядочивается такими априорными формами созерцания, как пространство и время. Следовательно, пространство является не формой самих вещеей, а субъективним способом благоустройства чувственного материала. По высказыванию английского философа Бертрана Рассела (1872—1970), пространство у Канта — это что-то вроде очков, сквозь которые все принимает пространственный вид, и, по мнению Канта, математика как наука возможна лишь благодаря чистым формам созерцания. В частности, геометрия, возможна лишь благодаря способности человека представить чистое пространство и в этом пространстве оперировать идеальными фигурами. Если бы геометрия оперировала в реальном пространстве с реальными фигурами, сумма углов треугольника никогда бы не равнялась 180°. Следовательно, математическое знание, по Канту, выводится не на основе созерцания явлений, а на основе априорных форм пространства и времени, которые лежат в основе чувственного упорядочивания (конструирования) этих явлений.

   Природоведение возможно лишь благодаря деятельности расссудка, которая объединяет его априорные формы и чувственное восприятие. Такими формами рассудка Кант считает количество, качество, отношение (субстанция, причинность, взаимодействие), возможность, необходимость, случайность. Каждая из этих категорий порождает менее общие понятия. Все они без восприятия являются пустыми, а восприятие без понятий слепыми. Чувственное восприятие являются индивидуальными и субъективными, а, чтобы превратиться во всеобщий научный опыт, они должны объединиться с априорными формами рассудка. Это благоустройство чувственных восприятий формами рассудка и создаёт сферу опыта, фактов, которая является предметом изучения науки. Кант утверждал, что рассудок не черпал свои законы из природы, их он приписывает природе. Это нужно понимать так: рассудок накинул определенную категорическую схему на чувственное восприятие, упорядочил и по этой схеме сделал его всеобщим опытом и теперь этот, построенный по правилам рассудка мир опыта стал предметом изучения науки. Рассудок находит в мире то, что предварительно вложил в него. Другими словами, соответствие опыта и истин природоведения базируется на том, что они узаконены одними и теми же формами.

   Следовательно, и математика, и природоведение как науки возможны благодаря субъективным априорным формам созерцания ня и рассудка. А поскольку эти формы общечеловеческие, то истины математики и природоведения вечны. Другими словами, Кант считал, что геометрия Евклида и физика Ньютона являются вечными и неизменными знанию, ведь в основе их лежат присущие человеку априорные правила упорядочивания чувственного материала, а других правил она не может представить. Потому наука может только распространять причинные связи или разнообразить фигуры в пространстве, а выхода на другое понимание причинности и пространственности (возможность науки другого типа, например не евклидова геометрия, не ньютонова физика).

   Отвечая на вопрос, возможна ли метафизика как наука, Кант обратился к анализу ума — третьей познавательной способности человека. Рассудок, по Канту, конечен, его истины ограниченны, что есть возможным чувственным опытом. Но человек не хочет смириться из этой ограниченностью. Он пытается применить рассудок за пределами чувственного опыта, вывести его за конечное. Например, в опыте человеку дана только ограниченная часть мира, о которой он может судить строго научно. Но человек стремится выражаться о мире в целом, то есть о том, что выходит за пределы опыта. Подобно тому как созерцание имеет чистые формы (пространство и время), рассудок априорные категории (количество, качество, причинность ), ум имеет априорные идеи. Это — идеи души, мира и Бога, то есть основные идеи, которые анализирует метафизика.

   Исследуя познавательную функцию идей ума, Кант доказывает, что логические построения, которые метафизика пытается свести на их основе (при отсутствии контроля чувственного опыта) являются проблематичными. Например, попытка перейти от идеи Бога к его реальному существованию базируется на логических ошибках. Кант, в частности, опровергает онтологическое доказательство бытия Бога. Необоснован также, по его мнению, переход от идеи душе к душе как субстанции. Больше всего разочарования приносит идея мира. Попытка метафизики осмыслить мир в целом приводит к логическим противоречиям. Так, можно без логических ошибок доказать, что мир ограничен в пространстве и времени, и что он бесконечен; что он делится к бесконечности и что есть неделимые частицы; что мир строго детерминован и что в нем есть свобода. Эти необходимы противоречия (Кант называет их антимониями) являются свидетельством того, что ум здесь бесплоден, что он вышел за пределы своих возможностей. Поэтому диалектика, которая изучает идеи ума, по Канту, является учением о необходимых, но бесплодных противоречиях. Позже Гегель по-своему переосмыслит эти мысли Канта. Идеям ума Кант отводит лишь регулятивную функцию. Они не могут конструировать объект, потому что такой объект выходит за сферу феноменов, опыта, но могут синтезировать имеющееся знания в систему.

Критический период в философии Канта

Кроме теоретического, Кант признавал в человеке и практический ум, исследованию которого посвящена "Критика практического разума". Практический разум является умной волей, направленной на овладение реальностью. Если теоретический разум имеет дело с явлениями (с конституированным им миром), то практический касается сферы ноуменов (вещей в себе, Бога и души). Заслуга Канта состоит в том, что он поставил практический разум выше теоретического. Знания, по его мнению, имеют ценность тогда, когда оный служит высшей ценности — благу человека. Само по себя оным не является благом. В этом Кант отходил от просветителей, которые были склонны в уме (знании как таковом) видеть моральную ценность.

   Практический разум у Канта руководщит всеми практичниати поступками человека, в том числе и моральными. Он виходит из того, что человеческая воля автономна, то есть она сама себя задаёт законы своей деятельности. Воля в своём действии не зависима ни от внешних факторов, ни от внутренних импульсов человека. На этом понимании свободы воли Кант построил свою концепцию морали. Такое понимание принципов морали было новым для философии. Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, — автономия нравственности. Предыдущие теории были гетерономные, то есть выводили мораль из внешних касательно их принципов. Философы до Канта пытались вывести мораль из воли Бога, установок общества, требований вродженого чувства, из стремлений к счастью, наслаждению, пользе. И только Кант утверждал принципиальную самостоятельность и ценность самих моральных принципов, которые базируются на свободе воли. Воля в своей деятельности руководствуется определенными императивами — призывами, велениями, наставлениями. В основе же морального поступка, который в принципе не должен преследовать корыстной цели, лежит категорический императив, то есть всеобщее веление. Его Кант формулирует так: "Поступай так, чтобы максима (правило) твоей воли всегда могла принципом для всеобщего законодательства". Другими словами, измеряй принцип своего морального поступка с всеобщим благом, совершай так, как ты хочешь, чтобы совершали относительно тебя.

Информация о работе Идеи Канта – переворот в философии